Бегство Кузнецова

Jan 26, 2010 22:43

В моей книге "Советник президента" упоминался писатель Кузнечиков, прототипом для которого был автор "Бабьего Яра", преуспевающий литературный чиновник Анатолий Кузнецов, неожиданно в 1969 году оставшийся в Англии. Член редколлегии журнала "Юность" и ответственный секретарь Тульской писательской организации Кузнечиков был близким другом главного героя книги Игнатия Присядкина; Присядкин часто навещал его в Туле, где они устраивали групповухи в кузнечиковской квартире, а также привозил туда к Кузнечикову главного редактора "Юности" Бориса Полевого, под которого подкладывали тамошних девиц; за это Полевой обильно печатал в "Юности" как Кузнечикова, так и Присядкина. Этот сюжет, разумеется, не был высосан из пальца, а базировался на воспоминаниях участников описываемых событий (некоторые из них даже опубликованы).

После того, как моя книга вышла и имела некоторый успех, у меня в ЖЖ нарисовалась вдова Кузнецова, пригрозившая из Америки (где она в конце концов обосновалась) судебным разбирательством. До суда, правда, дело не дошло.

Но и это еще не все. Первое издательство, куда я отнес рукопись "Советника президента", а именно издательство "Вагриус", отдало ее на внутреннюю рецензию Георгию Анджапаридзе, ныне покойному. Гога, с которым мы в незапамятные времена приятельствовали, пожелал со мной встретиться. Обсуждая рукопись, в числе прочего он рассказал мне некоторые детали о бегстве Кузнецова, которых я не знал. Выяснилось, что Гога был приставлен к Кузнецову в качестве переводчика во время его поездки в Англию и от него собственно Кузнецов и убежал, и это не развратный Кузнецов водил Гогу по лондонским стриптиз-клубам (как писал потом Гога в многочисленных объяснениях), а наоборот - прожженный Гога просвещал провинциала Кузнецова. Именно в момент, когда Анджапаридзе был всецело поглощен лицезрением голой девушки на шесте, Кузнецов и сделал ноги.

Сегодня, роясь в архиве Буковского, я обнаружил там вот такое письмо Ю.В.Андропова в ЦК КПСС, в котором председатель КГБ сообщает о бегстве Кузнецова:






Примечателен там следующий абзац: "С октября 1968 года с КУЗНЕЦОВЫМ поддерживал контакт сотрудник органов госбезопасности, которого он информировал о серьезных компрометирующих материалах в отношении группы писателей из своего близкого окружения". То есть, по всей видимости, это надо понимать так: последние восемь месяцев перед бегством из СССР Кузнецов интенсивно стучал на своих приятелей.
Previous post Next post
Up