КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО

Jan 31, 2013 14:12


В харькове Прошёл  первый  междисциплинарный  форум по теме «Культура здоровья, здравоохранение и медицина будущего».

Форум был организован совместно кафедрой семейной медицины и Центром междисциплинарного прогнозирования общественного развития Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина, при поддержке Научно-технологического института транскрипции, трансляции и репликации.

Важнейшей задачей Форума было инициирование критического рассмотрения состояния здравоохранения - с позиций различных дисциплин и институтов, а также представление позиций школ мировых лидеров в данной сфере.

На первом Форуме была представлена Школа академика Влаиля Петровича Казначеева.

Главным участником Форума, представлявшим мировые тенденции и школу Казнаеева стал профессор, доктор медицинских наук Сергей Влаильевич Казначеев.




Приводим в репортаже Елены Леонидовны Зелениной ряд основных тезисов лекций и выступлений С.В. Казначеева на Форуме.

http://timeua.info/290113/70751.html

http://timeua.info/videogallery/23/128.html

Синдромы XXI века.

Мы слишком много уделяем внимания тому, что лежит на поверхности, и очень мало взаимосвязи человеческой цивилизации с биосферой, космофизическими законами, пространством Вселенной, угрозе катастрофы при нарушении этих законов.

В зависимости от изменений на Земле меняется и здоровье человека. Возникает вопрос, требующий решения: где та грань между врачебной коррекционной терапией и регуляторными возможностями человеческого организма?

Об этом говорил в Харькове известный российский геронтолог и валеолог, доктор медицинских наук, профессор Сибирского института управления Российской академии народного хозяйства и государственного управления Сергей Казначеев.

В город-побратим Харьков ученый из Новосибирска приехал для участия в первом Междисциплинарном форуме «Культура здоровья, здравоохранение и медицина будущего. От общества больных - к обществу здоровых», который организовали кафедра семейной медицины факультета фундаментальной медицины и Центр междисциплинарного прогнозирования общественного развития Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.

Сергей Влаильевич - сын всемирно известного советского ученого, академика Влаиля Петровича Казначе­ева, основателя Научного центра клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (Новосибирск).

Образ жизни. Так и не так…

Новосибирские ученые сумели поставить и решить в медицинской науке качественно новые задачи. На основе изучения фундаментальных эволюционных, психических, биологических, физиологических, иммунных закономерностей исследовать феномен здоровья, резервы здоровья, пути предупреждения и лечения хронических процессов, особенности адаптации человека к среде обитания.

- Знаменитый французский ученый Анри Пуанкаре в своей книге «Ценность науки» (1905) весьма детально доказал принципиальную ограниченность научного метода познания. Физические законы относительно верны для определённого времени и конкретного наблюдателя, а потом могут кардинально меняться, - подчеркивает профессор Казначеев. - И мы видим, как в наше время происходят довольно серьезные изменения. Проблемы человека стремительно возрастают и усложняются, проблема сохранения человечества обретает глобальность, социальное же и культурно-научное решение ее все более отстает от реалий нашей эволюции.

Нас учат, что самым лучшим способом профилактики болезней является здоровый образ жизни. Но что такое образ жизни? Стандартный набор правил: питайся здоровой пищей, спи не менее 8 часов в сутки, регулярно занимайся сексом, двигайся и т.п. Вот тело человека, давайте корректировать в нем обменные процессы и многое другое, и человеку станет от этого хорошо. Это так, но не совсем.

По данным современной науки, все намного сложнее. Человек перед врачом, как мясная туша при разделке: печенка, сердце, мозг… К каждому сегменту приставлен специалист: один мозг смотрит, другой - желудок, третий - позвоночник, вот и бегаем мы по поликлинике, что называется, трусцой…

Целостного подхода к человеку нет, отсюда неуспехи в профилактике. На фоне того, что происходит с человеком в молохе социально-экономических изменений, формируются новые категории болезней, которые невозможно «привязать» к отдельным нозологическим формам (скажем, к простатиту или гепатиту). И нельзя «привязать» к определенным синдромам (например, синдрому повышенного сахара в крови или неврастении).

«Спринтеры» и «стайеры»

Итог 20-летних исследований новосибирских ученых на Крайнем Севере - выявление «синдрома полярного напряжения». Когда человек приезжает работать на Север, в первые полтора года он оказывается в ситуации мощного физиологического возбуждения, и реакция может быть разной. Скажем, есть люди, которые реагируют на экстремальную позицию, мобилизуя весь свой ресурс сразу и мощно, и, как хорошие футболисты, «отбивают мяч», а другие начинают «пинать мяч» и одновременно пытаются найти на поле более выгодное для себя положение.

Первая категория людей получила название «спринтеров», вторая - «стайеров». Так вот, северные исследования показывают, что «спринтеры» чувствуют себя первые два года так, словно из родных мест и не уезжали. Спокойно переносят тяготы, а вот на третьем году начинаются проблемы со здоровьем. Их надо либо в больнице лечить, либо им следует выехать за пределы северных краев.

Полярный синдром у работающих на Севере дает фон симптомов многих заболеваний, но на самом деле - это не заболевание, это реакция организма, проявляющаяся в его мощной перестройке.

А вот «стайеры» первые два года приспосабливаются к новым условиям очень тяжело, часто болеют, но к третьему году находят некий оптимальный режим функционирования, который позволяет им спокойно жить на Севере еще 10-15 лет. При этом они нередко избавляются от многих хронических болезней. Например, от ревматоидного артрита, хронического тонзиллита и т. п. Вернулся домой - опять ангина, боли в суставах и т. п.

Что получается? Временное стирание пре­дыдущей программы биологического развития, переход на новый режим функционирования. Это та самая встряска - мощная мобилизация ресурсов организма.

Были получены данные, свидетельствующие о том, что в результате экологических, химических и особенно геохимических и геофизических изменений в биосфере, патология синдрома полярного напряжения сдвинулась на юг и приобретает черты более общего процесса экологического утомления популяции, характеризующегося нарушениями репродуктивного здоровья.

В России недавно описан «синдром блокады». Исследования показали, что потомки детей, переживших хотя бы три-четыре месяца блокады в Ленинграде, тоже ослаблены и больны. Появляются дистрофия тел, хронические заболевания вялотекущего характера, которые невозможно ничем объяснить. Авторы распространяют понятие этого синдрома шире, указывая, что жестокие исторические и социальные невзгоды могли сказаться на последующих поколениях.

В новых синдромах проявляется не индивидуальное здоровье того или иного человека, а опыт тех поколений, которые его породили. И если мы хотим понять, что происходит с человеком, то надо отследить его здоровье в трех поколениях.

Еще один синдром получил название «синдром таможни». Что это означает? По непонятной причине, после того, как человек продолжительное время борется со стрессами, пытаясь выйти из сложных жизненных ситуаций, часть его генов как бы «слепнет». Перестает реагировать на сигналы, идущие от центральной нервной системы, узнавать их. Этот синдром был замечен также у животных, переживших стресс, в частности у обезьян.

Следующий очень интересный синдром - отказ от материнства. Удивительная вещь, за последние 20-30 лет количество молодых женщин, которые бросают новорожденных детей, неуклонно растет. Помощь государства, материнский капитал и т. п. проблемы не решают, а наоборот ее усугубляет, потому что социальную помощь еще и превращают в «бизнес». То есть это потеря материнского инстинкта. Почему? Есть много гипотез.

Одна из них: у молодой матери возникает негативная эмоциональная реакция на взаимодействие с ребенком, от общения с ним она чувствует не удовлетворение, а раздражение. И ласки, объятия, то, что научно называется сенсорным взаимодействием, блокируются. Этот синдром, опять же, к какому-либо известному заболеванию не привяжешь, но он ведет к депопуляции, к потере рода.

Еще один синдром - экстрима. Растет стремление молодых к смертельным развлечениям.

И, наконец, «синдром жертвы». Наиболее ярко он проявляется у пожилых людей. Они уходят на пенсию и с этого момента «мешают» работодателю, государству (пенсионному фонду и службе социальной защиты), даже собственным близким.

В целом наше общество устроено так, что, чем старше становится человек, тем чаще ему намекают, что хорошо бы ему поскорее уйти из жизни, поскольку слишком затратно его содержание. И у человека уже к 50 годам начинает формироваться депрессивный синдром напряженного переживания мрачного будущего, где он становится жертвой обстоятельств. А от этого синдрома возникают инфаркты, инсульты, гипертонические кризы, язвы, другие заболевания.

Все это я говорю к тому, что оценка качества здоровья популяции требует коррекции.

Человек: производить или потреблять?

Профилактика нашего здоровья связана с проблемами экономики в чистом виде, утверждает профессор Сергей Казначеев.

- Демографическая нагрузка, как ее сегодня определяют демографы в России и Украине, на 1000 работающих - 750 неработающих. Соответственно, человеческий продукт (человеческий капитал) в его энергетическом, техническом, социально-культурном плане должен резко возрастать. И все это связано напрямую с нашим здоровьем.

Ни одно современное государство не осознает кредитную природу денег. Нет, речь не о потребительских и бизнес-кредитах. Сущность кредита - вложение в будущее. Причем, это не обязательно некий конкретный материальный сценарий.

В свое время известный советский экономист, академик Стани­слав Струмилин доказал, что каждые 100 рублей инвестиций в медицину дают государству 220 рублей дохода. А эффект мультипликации от санаторно-курортного лечения, реабилитации, развития физической культуры - от 5 до 11 раз.

Вот на чем следует формировать идеологию современной экономики, в которой главным показателем должно стать человекопроизводство.

Это принципиальный вопрос. Когда учитель входит в школу, врач идет к больному, администратор - в управление, а рабочий - к станку - это шаг на уровень человекопотребления. Эти люди, действуя в социальной структуре государства, «потребляются», т. е. они тратят свои силы, усилия, умение, опыт, талант, свое здоровье.

И сохранение их качества требует серьезного сервисного сопровождения. Это рождение детей, это их воспитание и образование. Это первичная профилактика болезней, санаторно-курортное лечение и многое другое. И все это затратно!

К сожалению, человекопотребление сегодня в нашем обществе во много раз опережает инвестиции в человекопроизводство, а «благодаря» мировому кризису, ситуация усугубляется повсеместно. Это небезопасно для человечества. Ибо для его успешного существования и развития все должно быть наоборот.

здравостроительство, Будущее, политэкономия знания, инженеры будущего

Previous post Next post
Up