Харьков - содержательно-образовательная столица?

Jan 31, 2013 13:29


Харьков - содержательно-образовательная столица?

В рамках первого междисциплинарного форума «Культура здоровья, здравоохранение и медицина будущего. От общества больных к обществу здоровых» нами был поставлен вопрос - «А как здоровье связано с образованием?».




Как известно, сегодня лишь 5% детей, то есть не более одного-двух учеников из каждого класса, заканчивает общеобразовательную школу условно здоровым.

То есть, по общепринятым методикам диагностики только 95% детей «пройдя школу» приобретают хронические недуги. Не отличаются от этого и другие общеобязательные социальные технологии - здравосозидание и здравостроительство в современном мире это огромный вызов и проблема всего человечества.

Как возможна здоровая социально-технологическая организация?

Какова роль школы и сферы образования в строительстве нового «здравосозидательного» социо-культурного уклада?

Один из сегодня наиболее проработанных и перспективных в мире  ответов на этот вопрос даются в проекте развития Школы будущего которые были представлены в выступлениях на Форуме Андрея Аркадьевича Третьякова.

Приводим репортаж Елены Леонидовны Зелениной.

Школа: от смысла образования - к смыслу жизни
Газета «Время» 31 января 2013 г. http://timeua.info/310113/70887.html



Третьяков Андрей Аркадьевич - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования (Москва), один из авторов программы «Москва - мировой город образования».

Выступая в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина по приглашению университетского Центра междисциплинарного прогнозирования общественного развития, он рассказал о том, как в российской столице осуществляется проект инновационного школьного развивающего образования и каким образом это касается Харькова.
Чего не объясняет арифметика…

- Кроме материальной катастрофы, в последние 20 лет наступила моральная катастрофа системы школьного и вузовского образования. И связано это с появлением персональных компьютеров и интернета. Раньше тексты нужно было запоминать, над ними надо было трудиться, а теперь работа с текстами с помощью компьютера облегчилась на порядок, с помощью интернета вы вообще любые готовые тексты можете «скачать», и всемирная сеть пестрит рекламными предложениями: «рефераты, курсовые, контрольные, дипломы». Поэтому традиционная педагогическая технология ныне практически обес­смыслилась.

Как заявила одна родительница в школе: «Это хорошее сочинение, мы за него 300 рублей заплатили. Почему вы поставили тройку?». Подлинность знания подменяется коммерческими фантомами с соответствующими последствиями для системы образования. Одни делают вид, что учат, другие делают вид, что учатся.

Возникает вопрос, а что делать в этой ситуации?

Можно пойти по пути, по которому идет команда НИИ инновационных стратегий развития общего образования. Формировать способности ребенка и его умение жить в обществе.

В частности, на это нацелена Стратегия развития московского образования до 2030 года.

Она предполагает развитие базовых способностей.

Прежде всего, развития коммуникации, потому что коммуникации в наших школах не учили, учили - повторять вызубренный текст. Поэтому дети не умеют ни организовать обсуждение, ни вести его, ни подготовить доклад, а на работе взрослый человек не может вести деловую переписку и переговоры. У него проблема войти в коллектив и завязать отношения.

Вторая проблема - понимание. Понимание, в какой ситуации ты оказался и как себя в ней вести. Свежие исследования показали, что, в отличие от советских учащихся, современные школьники не понимают смысла иносказательных слов, их сознанию недоступны тропы и метафоры. Речь идет как о понимании текстов художественных произведений, так и смысла происходящего в стране и в мире.

Очень важна способность к рефлексии: это умение посмотреть на себя со стороны и понять, как выглядит то, что ты делаешь, в глазах других. Обычно у преступников отсутствует способность к рефлексии. «Ты ее почему изнасиловал и убил?» - «А чё она такое короткое платье надела?». Он не понимает, что спрашивают о его собственном поведении.

Традиционное предметное образование приводит к некоему парадоксу. Дети границ предмета не видят и наивно полагают, что два плюс два всегда четыре, при этом они не понимают, что если в клетку к двум зай­чикам посадить двух лисичек, то это уже будет отнюдь не два плюс два. А если двух зайчиков разного пола посадить в одну клетку, то их станет через некоторое время больше. Арифметика таких вещей не объясняет и чтобы понимать такие вещи, нужна способность мыслить. Она позволяет выявлять причинные связи явлений и не позволяет собой манипулировать.

И, наконец, современной школе следует формировать способность действовать. Не исполнение чужих заданий, а способность к самостоятельному действию: оценке ситуации, постановке цели, поиску средств ее достижения и доведению замысла до исполнения.

Это у современных выпускников школ и вузов качество редкое. Педагоги часто говорят о формировании гармонично развитой личности. Но может ли быть в современной школе сформирована личность? Ведь главное в ней - воспроизведение учебного материала по памяти, не допускающее отклонений. Поэтому говорить о целях образования применительно к ученику или целому классу невозможно. Как могут винтики и шестеренки ставить себе цели?


Детско-взрослое сотрудничество

Естественно, возникает вопрос: как формировать мышление и способности жить в обществе. Поэтому команда под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко, к которой я принадлежу, разработала метапредметный подход к обучению, который внесен в Федеральный образовательный стандарт и уже используется в московских школах.

Например, метапредмет «Знак». Он работает со способами выражения в научном предмете. Есть метапредметы «Задача», «Проблема», «Знание». Готовятся метапредметы, которые относятся к способности действовать: «Смысл» и «Ситуация».

Может быть, название «метапредмет» несколько корявое, но оно идет от сегодняшней ситуации, когда основным является естественно-научное знание, и, чтобы его хорошо усвоить, надо понимать структуру предмета, в котором это знание появляется, каким образом это происходит и каковы его границы.

Второй момент. Это участие школьников в проектах. Это сейчас стало модно. Хотя на практике это выглядит очень забавно. Это фактически - рефераты. Как-то я проводил выборы молодежного мэра Новосибирска, так вот, на втором этапе этих выборов был конкурс проектов. Спрашиваю у одного из кандидатов: «Как вы свой проект собираетесь реализовывать?». Ответ: «А никак». «А вы его для чего сделали?» Недоуменное лицо: «Для того чтобы в конкурсе участвовать».

Поэтому для того, чтобы в образовании формировался активный человек, это должны быть настоящие, а не фантомные проекты.

Детско-взрослое на­учно-образовательное производство, молодежная киностудия, детско-взрослый банк, детско-взрослое конструкторское бюро, молодежный оперный театр. Это - не игра. Банк работает с настоящими финансовыми операциями. В КБ разрабатываются проекты новых производств и конкретных изделий. Уже 6 лет в Москве работает сетевая Школа генеральных конструкторов имени П. Кузнецова.

Это советский учёный, последний из генеральных конструкторов СССР, специалист по системам целевого управления и планирования.

Дети в Школе генеральных конструкторов проектируют новые отрасли, новую фармакологию, энергетику, поезда на магнитном подвесе, новую авиацию и т.п. Вот форма вовлечения детей в проекты, которые их действительно развивают.

Вот еще пример - поселенческая школа или школа освоения земель. Ученик выходит со своим проектом развития территории, ему дают территорию и деньги и он проект осуществляет. Понятно, что проект может быть коллективным.

В настоящий момент инновационной деятельностью охвачена 1000 школ, за пять следующих лет все школы Москвы и многие школы России могут стать инновационными. Более того, дополнительным предметом изучения в инновационных школах становятся инновационные модели мировой и российской экономики.


Харьков как большой город образования

- И вот, разрабатывая стратегию московского образования, мы столкнулись с очевидной проблемой: Москва превратилась в некую «черную дыру» в результате концентрации в ней денег и власти, в место элитного потребления и вывода ресурсов за границу. И эта «дыра» высасывает ресурсы со всей страны: финансовые, материальные и человеческие.

Панельные джунгли, постоянные пробки, плохая экология. Поэтому принципиальный уход от этой ситуации - это смена модели взаимодействия Москвы и всей остальной страны.

Модель «черной дыры» меняется на модель ускорителя. То есть не «всЕ - в Москву», а «всЁ - из Москвы». Модель ускорителя - это место генерации новых форм жизни, новых технологий, урбанистики, освоения и заселения территорий.

И в этом «ускорителе» должно тиражировать не существующие устаревшие модели, заимствованные на Западе, а будущее - новые технологические уклады.

Следовательно, Москва как город образования должен стать местом формирования новых технологий, новых стилей жизни, новых форм организации, разделения труда и освоения периферийных территорий.

Учащейся молодежи все это накапливать и распространять по всей стране. В этом смысл Москвы как города образования.

Харьков - бывшая индустриальная столица Украины, город высокотехнологичных производств, эту функцию в значительной степени утратил, по известным причинам, но зато он продолжает оставаться городом образования.

Поэтому очень может быть, что ему - смотреть в будущее и формировать новые уклады. Тем более что Киеву не до того. Там все заняты дележом старого советского наследства. Кстати, тем же самым заняты и в России, но поскольку это - старые технологии, то совершенно очевидно, что будущее - не за этим.

А будущее за теми центрами, которые сформируют у себя научно-технический, образовательный потенциал, инновационную промышленность, связанную с этими потенциалами, сформируют институты долгосрочных инвестиций и таким образом запустят модели переосвоения территории страны. То есть фактически Харьков может превратиться в содержательную столицу Украины, если эту модель будет развивать.

Из досье «Времени»

НИИ инновационных стратегий развития общего образования (Москва) развивает традицию российской философской мысли ХХ века. Это методология Г. П. Щедровицкого, философия образования Н. Г. Алексеева, теоретическое мышление В. В. Давыдова, религиозная философия Е. Л. Шифферса, естественнонаучная и инженерная программа П. Г. Кузнецова. С 1988 года здесь ведется разработка мыследеятельностной педагогики.

В 2006 году коллектив НИИ становится центром разработки программы «Строим школу будущего» в рамках национального проекта РФ «Образование». В 2010 сформировалась межрегиональная и международная группа образовательных учреждений, использующих мыследеятельностный подход в образовании (Тольятти, Красноярск, Сахалин, Кемерово, Крым, Латвия).

Разработанный Институтом метапредметный подход внесен в федеральный образовательный стандарт.

Директор НИИ Юрий Вячеславович Громыко (род. 1958) - российский психолог, педагог, методолог, лауреат премии президента РФ в области образования, профессор Британской школы социально-экономических исследований.

кадры новой эпохи, образование, будущее Харькова, здравостроительство, новый техно-промышленный уклад

Previous post Next post
Up