О математике и образовании

Dec 17, 2013 21:57

(Вот к этому http://philtrius.livejournal.com/931815.html )
Состоялся разговор со знакомой через e-mail.  Вероятно, он выглядит, как типичный "спор лириков с физиками", но может быть и небезынтерен.  Итак:

<Ольга:>
Леша, я про финскую систему наслышана, сейчас все про нее говорят - даже в Сингапуре
Она хороша, если ребенок по способностям в нижних 50% - они научат даже медведя :)

А если ребенок способный - то проблема-то другая - как поддержать в нем интерес, пока медведя учат...

<ВПС:>     
Я чуть про другое - про ошибочность оценки падения образования в развитых странах по сравнению с азиатскими.

<Ольга:>
Но это так!
Посмотри результаты международных матем. олимпиад - какие еще тесты после этого нужны? Я обычно на это ориентируюсь...

<ВПС:>  
Обрати внимание, как развиваются технологии.  Век назад машину могли водить только инженеры.  Сегодня это делает любая домохозяйка.  Тоже и с системой обучения.  Если раньше освоить математику могли лишь выдающиеся умы, то сейчас это вопрос научения (финны, как говоришь, и медведя научат).  Но это не значит, что человек, освоивший математику, получает существенные преимущества в жизни.  Это ведь тоже рынок: чем доступнее технология, тем она дешевле.

Думаю, надо ориентироваться на лидеров - это западноевропейские страны и США.  И смотреть не на то, как там учат «народ», а как получает образование элита.

То есть если ориентироваться на надёжный хлеб с маслом - то математика, физика и т.п. - то, что нужно.  Но если уверен, что ребёнок способен на сильно большее, надо искать нечто другое.  Искусство, а не ремесло J

Мне так кажется…

<Ольга:>
Существенные преимущества в жизни получает человек, который в школьном возрасте развивал свои мозги, а для этого нужно во-первых - учиться, а не груши околачивать, а во-вторых - учить математику.

А кстати, как получает образование элита?

<ВПС:>
Если для определения способностей ограничиться одним  измеримым показателем, то я с тобой соглашусь, математика - самое то (собственно, как для американцев универсальным измерителем являются деньги).  Она же и умственные способности, вроде как, развивает.  Да только ведь это игра.  В математике есть жёсткие правила, ограниченное число способ решения задач и единственный верный ответ.  Жизненные же задачи совершенно другие - и правила условны, и способов решений неограниченно много, и верный ответ не всегда очевиден.  Мы ведь детей к жизни подготовить пытаемся?

В жизни же преимущества опыта перед чистыми мыслительными способностями, мне кажется, очевидны.  Собственно, мы с тобой биологически сегодня глупее, чем были десять лет назад J, но ведь ошибок делаем меньше, не так ли?

Поэтому, в дополнение к биологическому развитию мозга с помощью математики, на мой взгляд, необходимо обеспечить передачу человеческого опыта следующему поколению.  Это, безусловно, наша собственная жизнь (если она достаточно авторитетна для наших детей), и общечеловеческий опыт.  В любом случае это область гуманитарная.

Конечно, я могу только догадываться, как образовывает своих детей элита.  Но думаю, что (в отличие от низших классов) существенное значение имеет передача личного жизненного опыта из поколения в поколение (неторопливые беседы за завтраком и ужином и т.д.).  И уже на этот опыт налагается обучение в заведениях.  Думаю, это могут быть совершенно любые направления, но со значимой долей гуманитарки (история и околоисторические науки - экономика, политология и т.п.).  Собственно, главной задачей учебного заведения в этом случае является не передача знаний, а создание мыслительной среды людей соответствующей среды воспитания (дети элиты могут и языкознанием, например, побаловаться, это ничего, придёт время - папаши их встроят, куда надо).

Поэтому, даже если мы сможем пристроить наших детей в то же учебное заведение, где обучается мировая элита, это будет иметь смысл только с т.з. возможных знакомств, а сущность передаваемых знаний они не уловят, именно в силу отсутствия домашней (и соответствующей школьной) воспитательной компоненты.  То есть ориентироваться на элиту надо, но не следует надеяться, что, формально пройдя тот же путь, наши дети начнут мыслить, как настоящая элита.

Собственно , ну, вот китайцы научились математике, и что?  Сегодня математик - это, по существу, ремесленник, слово «великий» к нему уже давно неприменимо.

Дети

Previous post Next post
Up