«Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно»
Карл фон Клаузевиц
Не знаю, как вам, дорогие читатели, а вашему покорному слуге для того, чтобы что-нибудь написать, часто требуется «волшебный пинок»: третий звонок редактора,
(
Read more... )
Неоднократно видел ребят из 1543 на разных олимпиадах (включая ММО), и могу лишь искренне порадоваться их успехам.
Возможно, кому-то покажется странной моя точка зрения, ведь речь идет о соперниках по олимпиадам для ребят из нашей школы (в данный момент одного из соседей 1543 по рейтингу). Но мне кажется, именно так и должно выглядеть искреннее спортивное поведение.
Увы, встречается и иное. Довелось слышать ядовитое шипение в кулуарах, когда успехи ребят из 1543 пытались обосновать присутствием в оргкомитете многих мероприятий МЦНМО Виталия Дмитриевича. Чушь! Слушать подобное противно, а за недостойных такого подозрения умных и талантливых ребят обидно вдвойне.
К чему я это вспомнил? Да просто гадости часто звучат на эмоциях, когда человек ослеплен завистью, обидой за поражение и т.п., а в спокойном состоянии тому же человеку будет стыдно за такую мысль. В постах и комментариях то же самое, просто их автор был обижен на что-то еще. Но, как говорится, что написано пером...
Мне близка Ваша точка зрения (поэтому и пост не оставил равнодушным), но, если позволите, хотел бы рассказать о том, как ситуация может выглядеть с другой стороны баррикады.
Дело в том, что относительно недавно наша семья как раз "проголосовала ногами". Надоело мириться с причудами администрации одного московского рейтингового ГБОУ повышенного типа. Перешли в другое, но причуд хватает везде - и это главный аргумент против идеи "голосовать ногами". Мигрировали не только мы, а о причинах решения все родители и дети говорили одно и то же (как под копирку). Вот эти причины:
1) Пусть на дом задают много работы, лишь бы это не была дурная, никому не нужная работа. В нашей бывшей школе, увы, практиковалось последнее, и это не только напрягало, но и демотивировало детей.
Во-первых, от всех ежегодно требовалась защита так называемых проектов. Причем в лучших традициях аспирантуры (с целеполаганием, оценкой научной новизны и защитой, а на кафедре иностранных языков 10-минутный доклад с 7 класса требовалось читать наизусть на иностранном языке). Отказаться нельзя - отчисление. Научного руководства со стороны школы, конечно же, никакого.
Все в школе прекрасно понимали, что пишут проекты, делают презентации, оттачивают и хронометрируют доклады родители (даже паспорт проекта заполняли сами, а не "научные руководители"), а дети лишь учили да докладывали. Как говорится, "папа у Васи силен в математике". Отношение самих детей к такой обязаловке и показухе можете представить.
Во-вторых, эгоцентричный взгляд на свой предмет у многих педагогов выливался в задания, глупые и непосильные одновременно. Пример: изучая в 6 классе "Айвенго", на дом (на следующий день) задали разобрать по предложенной схеме эпиграфы ко всем главам сразу. Таблица получилась на 12 печатных листов (тезисно), а задание выполнялось 8.5 часов (из них последние часа 4 писали со спичками в глазах родители, т.к. ребенок в 2 часа ночи просто "отрубился"). Вот, спрашивается, почему надо было разбирать именно ВСЕ, а не 2-3 эпиграфа? В чем смысл этого сизифова труда? Ответ педагога: у нас учебное заведение ПОВЫШЕННОГО ТИПА. Вот Вам и отсылка к "элитности".
(окончание см. в след.посте - размер)
Reply
3) Увы, третирование и унижение детей тоже иногда имеет место. У нас, например, в первую очередь это выражалось в принудительном изучении религиозной литературы, а счеты сводились за отличное от "правильного" ("богоугодного") мнения. Бывало и так, что ребенка (чужого) тот же педагог выгонял из класса, а потом устраивал перед остальными шоу: "войдешь, когда назовешь 15 эпитетов в мой адрес".
Бывает и другое: в школу пришел физик (заслуженный учитель РФ, ранее преподававший в институте), который азы механики в 9 классе решил с начала года преподавать по учебнику 10 класса через производные и пределы. Очевидно, что этот мат.аппарат дети даже в физматшколе изучат лишь через полтора года (минимум), но кому это интересно? Учителю математики велели за 1 урок "восполнить пробелы" в знаниях детей, тот взял под козырек и за 40 минут "рассказал" онемевшему классу на пальцах программу пары четвертей следующего года обучения. А детям (и родителям на собрании) рассказали, что ситуация аховая, все мы "слабые и глупые" и едва ли подходим для нашего учебного заведения ПОВЫШЕННОГО ТИПА (то есть, опять отсылка к "элите").
Пожалуй, хватит примеров. И так, простите, много букв получилось.
---
Возможно, о чем-то подобном говорил и Ваш оппонент, просто он не нашел удачных формулировок. Если допустить, что такая проекция в той или иной степени применима к кому-либо из Ваших коллег, то становится понятно, что ее могли экстраполировать и на школу в целом. Увы, перегибы часто допускают одни, а достается за них другим.
Мне кажется, корни проблемы часто таятся в безапелляционной поддержке мнения коллег (издержки корпоративной этики) и нежелании прислушаться к голосам с другой стороны баррикад (где, предположительно, сидят не нюхавшие пороха дилетанты).
Во всяком случае, на любое аргументированное замечание или пожелание, высказанное администрации школы в тактичной форме, родители часто слышат то самое предложение "голосовать ногами". Но это значит, что на наше мнение школе плевать, и тогда действительно лучше уйти.
P.S. Интересное наблюдение. После того, как ногами проголосовала пара десятков учеников-олимпиадников, наша бывшая школа довольно быстро упала в рейтинге на десятки позиций и вот-вот покинет топ-100, хотя еще недавно успешно штурмовала топ-20.
Reply
Reply
Зовут меня Алексеем, можно без отчества. Прошу простить мне довольно странный ник в ЖЖ (планирую поменять, т.к. фокус интересующих тем смещается, и они все чаще располагают к более серьезным постам и диалогам, нежели ранее планировалось).
Reply
Leave a comment