Набережные Челны и КамАЗ (сентябрь 2023 г.)

Sep 26, 2023 17:42

Впервые летел на Суперджете. Почему-то окна в нем расположены сантиметров на пятнадцать ниже, чем в обычных лайнерах. Зато в спинках кресел есть крючки для верхней одежды, которые можно попробовать вытянуть, если есть длинные прочные ногти.

Интересный факт: Татарстан - первое государство с преимущественно мусульманским населением, которое я посетил в свох путешествиях. Да, согласно Конституции, республики в составе РФ являются государствами.

Не думал, что в Татарстане черноземные почвы. И еще нигде раньше не видел такого количества воронов.

Набережные Челны, по сути, были построены с нуля вместе с КамАЗом в 1970-х годах. Поэтому никакого исторического центра тут нет. Планировка проста - ряд широченных проспектов, примерно параллельных реке Каме, и другой ряд проспектов, перпендикулярных первым. Многие проспекты "подныривают" в тоннели один под другим, создавая бессветофорное движение. Основная часть города стоит на возвышенности, спуски-подъемы рельефа плавные, но длинные.

Весь город разделен на пронумерованные "комплексы" - по сути, кварталы. Застройка в целом типично советская, но с какими-то местными нюансами в оформлении фасадов "брежневок" и прочих многоэтажек.



Возможно, многие дома делались с экспериментальными внутренними планировками, но это не точно. Расстояние между домами на противоположных сторонах проспектов - метров 100 как минимум. Каких-то особых градостроительных свершений в Челнах заметить не удалось, но и не сказать, что здесь уж очень уныло. А по сравнению с нынешними муравьеградами - так и вообще почти уютно. Зелени достаточно.



Транспорт представлен камазовскими (вернее, нефазовскими) автобусами, маршрутками и усть-катавскими грохочущими трамваями. Электросамокатов замечено не было, велокурьеры встречаются единично.



Дороги, насколько успели заметить, нормальные, во дворах похуже. На фото - остановка трамвая и подземный переход на жилые стороны улицы, а слева можно видеть характерный серый заборчик с национальными мотивами. Такие встречаются в качестве разделителей проспектов по всему городу.



Мне Набережные Челны в целом напомнили одну большую улицу Героев Панфиловцев, евпочя (о, почти татарское слово получилось).


Татарского языка на улицах города встречается намного больше, чем, скажем, карельского - в Карелии. В трамваях объявляют остановки на русском и татарском. Говорят, в телевизоре есть несколько несколько национальных каналов, но не проверял.

Завод КамАЗ впечатляет, конечно, своими колоссальными размерами. Мы побывали на ремонтно-инструментальном заводе, на заводе двигателей, на участке сварки баков и лонжеронов, на автомобильном заводе (по сути - сборочном конвейере). Сборку грузовиков мы уже видели раньше на МАЗе, но здесь всё в разы масштабнее.
Порадовал цех сварки каркасов кабин - "последний подарок "Мерседеса", как назвал его наш сопровождающий. Пожалуй, это самый большой роботизированный участок, который я видел - больше сотни куковских роботов. Вроде бы, фоткать там можно было.



В старых цехах много разного оборудования - и советского, и иностранного. Многое осталось со времен запуска завода. По цехам шныряют электрические и дизельные погрузчики, рулят которыми зачастую милые бабуси в очках и платочках (и касках, конечно). В солнечную погоду цеха особенно прекрасны в своей брутальности.



Больше всего понравились деревянные промасленные полы в одном из старых цехов. Сделаны наподобие торцовой мостовой. Говорят, на таких полах меньше устают ноги. Но наша масковская обувь для них совершенно не подходит (скользит ужасно).



Там, где дерева для полов не хватило - красивые металлические плитки.



Самый главный документ, заполученный нами в ходе деловой поездки - промасленная бумажка с карандашными каракулями, закрепленная у наладчика станка на рабочем месте.

Набережные Челны, впечатления, путешествия

Previous post Next post
Up