Небольшой отчет о нашей вылазке по северным областям - Вологодской, Архангельской, и чуть-чуть Карелии. Решил разделить техническую и общевпечатлительную часть. Здесь немного о дорогах.
Трасса М-8 "Холмогоры" (она же для москвичей Ярославка) практически на всем изученном отрезке в 850 км весьма хороша с точки зрения качества покрытия, да и общей инфраструктуры. Небольшой, километров в 10 длиною, отрезок, проходящий по Владимирской области, все-таки сделали зеленым, т. е. автомагистралью. Однако ж, к северу от границы Владимирской и Ярославской областей почти на всем протяжении трасса по-прежнему двухполосная, с одной полосой в каждом направлении. Исключение - участок от Ростова до Ярославля, где 4 полосы движения, да еще и разделительная есть. Объездная вокруг Ярославля оказалась, на удивление, худшим участком всей трассы. До Вологды регулярно встречаются камеры, дальше они редки. Примерно в 50-100 км к северу от Вологды движение становится символическим. Иногда проезжают группы из нескольких авто (обычно - фур), а вообще можно проехать много километров, не увидев ни попутных, ни встречных машин. Разве что под Вельском намечается некоторое оживление, но это не надолго.
В этот раз попалось особенно много продавцов грибов и ягод. Если раньше они встречались в основном поодиночке, то теперь организуются в группы из нескольких машин.
В Вологодской области мы передвигались в основном по федеральной трассе А-119 Вологда-Медвежьегорск. На нескольких участках в Кирилловском районе она активно ремонтируется. Из-за этого могут возникнуть некоторые заторы, но в целом процесс организован неплохо. На узких однополосных разъездах стоят переносные светофорчики.
В остальном А-119 отличного качества. Примерно как на заглавной картинке - правда, там изображена М-8, но в данном случае это не важно.
Ответвление от А-119 до Кириллова вполне приличное, хотя и несколько похуже, чем на главной трассе. А вот от Кириллова до Белозерска придется ехать по грунтовке (вернее, гравийке). На своей пузотерке в сухую погоду удавалось держать крейсерскую скорость около 55-60 км/ч. В принципе, можно и быстрее, наверно, особенно на джипо-кроссовере. Как дело обстоит в дождь, сложно сказать. Но вряд ли дорога как-то катастрофически деградирует. Для грунтовки она довольно неплоха. После каждой машины пыль стоит столбом.
Если ехать в Белозерск со стороны Кириллова, то придется переправляться через реку Шексну на пароме. Он ходит по расписанию. Сейчас актуально вот такое:
Могут быть задержки, потому что по фарватеру периодически проходят большие корабли, и паромы должны их пропускать. При погрузке на паром в первую очередь заезжают легковушки, а потом уже грузовики. Но не стоит расслабляться: при нас с парома согнали уже заехавшую машину из-за того, что надо было разместить фургон почты России. Так что в путешествие добавляется некая приключенческая нотка. Удалось эмпирически убедиться, что на пароме может одновременно поместиться 9 легковых и 2 грузовые машины.
Самое главное впечатление от паромной переправы, помимо общей необычности для домосидящего москвича - это ее бесплатность для пользователей.
На другой день после поездки в Белозерск мы двинулись из Кириллова в Вытегру по А-119. В 200 км от Вологды в сторону Вытегры довольно резко меняется ландшафт, появляется хороший сосновый лес. На качестве дороги это никак не сказывается. В общем-то, до самого Пудожа, который находится уже в Карелии, про дорогу можно особо не говорить - все очень хорошо. Вероятно, за Пудожем на А-119 тоже непогано, но мы дальше не ездили.
Вдоль Онежского озера идет грунтовка своеобразного качества. Временами на ней можно разогнаться до 80 км/ч, а кое-где и 40 кажется много и-за мелкой мерзкой гребенки.
Дорога от Пудожа на Каргополь (официально называется 86К-287) поначалу асфальтовая и плохонькая, в колдобинах. Более-менее спокойно можно ехать 60 км/ч. Затем начинается грейдер.
Собственно, вот и сам грейдер, который эту дорогу возвращает в жизнеспособное состояние.
На этом отрезке, в принципе, тоже можно держать 60 км/ч, но надо быть готовым к ямам. Впрочем, на этом участке до пробоя подвески не дошло. За деревней Кривцы (примерно 25 км от Пудожа) начинается приличный асфальт. Проблема в том, что у дороги нет обочины, деревья плотной стеной стоят вплотную к проезжей части. Это несколько напрягает и утомляет, особенно в ясную погоду, когда половина дороги ярко освещена, а половина находится в глубокой тени, как на фото.
Граница между Карелией и Архангельской областью небывало наглядна. Асфальт резко заканчивается и начинается грунтовка, заметно более бугристая и пыльная, чем, скажем, дорога на Белозерск.
На территории Кенозерского национального парка, возле Лёкшмозера, ненадолго появляется асфальт, но дальше опять продолжается грунтовка. В районе деревни Гавриловская (35-40 км до Каргополя) сначала идут плиты, а потом дорога расширяется раза в три, и появляется некое странное покрытие - не то какой-то выветрившийся асфальт, не то окаменевшая грунтовка. Посередине всего этого - разделительная полоса из пыли, грязи и веток. Можно держать 60-70 км/ч, а если не жалеть подвеску, то и побольше.
К востоку от Каргополя в сторону Няндомы дорога заметно хорошеет. Здесь можно ехать довольно резво и не сильно опасаться каких-либо сюрпризов. Немного потряхивает, но в целом норм. А вот за Няндомой всё намного печальнее. На этом отрезке длиной примерно 130 км есть ровно два участка со свежим ремонтом и идеально гладким покрытием, каждый километров по 10-12 длиной: один в районе деревни Георгиевское, второй - не помню где :) А все остальное - ужасная асфальтовая выщербленка.
Кстати, в местной каргопольской газете, прочитал, что в 2019 обещают построить федеральную трассу через Каргополь, а точнее по маршруту Санкт-Петербург - Вытегра - Прокшино - Каргополь - Плесецк - Архангельск. Посмотрим, что из этого выйдет.
Далее путь наш лежал на север по М8, про которую, как уже говорил, писать особо нечего. В деревне Чащинской свернули на Шенкурск, до которого от трассы километров 5 по пыльной грунтовке. А вот дальше интереснее. Чтобы попасть в город Шенкурск, надо переправиться через широкую реку Вага по понтонному мосту, который содержит частная компания. Проезд по мосту платный, 100 рублей в одну сторону. Никакого альтернативного пути нет. Вот так это выглядит. Можно подумать, что это КПП на въезде в закрытый город, ан нет.
А вот и понтонный мост через Вагу.
После Шенкурска мы поехали в деревню Верхнепаденьга, а вернее, Ивановское (причуды административной реформы). Сама по себе дорога длиной в 42 километра по гравийке впечатляет, но к этому моменту я уже был морально подготовлен. К тому же, сравнение между приличной грунтовкой (гравийкой) и разбитым асфальтом явно не в пользу последнего. Вспоминается дорога в
Кологрив (сопоставимой длины), после которой хотелось помереть на месте. А по верхнепаденьгской дорожке (которая тоже имеет свое обозначение - 11К-932) ехать, можно сказать, легко и приятно. Средняя скорость здесь составила 49 км/ч.
Магистральные дороги на этом закончились. Еще несколько слов можно сказать о дорогах в городах. Традиционно они в более печальном состоянии, чем загородные трассы. В Вологде, впрочем, главные дороги вполне ничего себе. А многие второстепенные проезды (не говоря уже о дворовых) часто вообще без асфальта и в убитом состоянии. В общем, вполне типичная картинка для русского областного центра.
Ферапонтово - большое село просто-таки образцового содержания. И дороги здесь для села, можно сказать, образцовые.
В Кириллове, Белозерске, Липином бору, Вытегре, Няндоме все обычно - пара центральных улиц нормальные (но не более), второстепенные - как всегда. Как правило, на боковых улицах еще и пылища/грязища, смотря по сезону. Вот Липин Бор:
А это Вытегра:
А вот Пудож. Пожалуй, самое унылое место из всех, которые мы в этот раз посетили.
Несколько мест стоит выделить. Горицы - тоже относительно крупное село. Здесь, в принципе, обычные сельские дороги. Но аж в двух местах я мощно приложился днищем о водоотводные трубы, лежащие поперек дороги. Одно из этих мест недалеко от монастыря, второе затрудняюсь закоординировать.
В Каргополе все дороги более или менее отвратные, даже центральная улица не ахти. Вот центр:
Центр. Улица, перпендикулярная к главной:
Интересно, что здесь есть три разновидности покрытий пешеходной части: 1) никакие (т. е. грунт разной степени разухабистости), 2) более или менее криво уложенные бетонные плиты. Например, вот:
И самое зажигательное - 3) дощатые тротуары. Это лучший по качеству вид покрытия.
Вот весь Каргополь на одной картинке. Теплый ламповый светофор, елка, деревянный дом, борщевик прямо в городе. Кстати, в Вологодской области борщевика заметно меньше, чем в Архангельской.
На самом деле, в Каргополе не так уж и уныло. Вернее, я бы сказал, ожидаемо для мелкого города в глухих лесах. Но посмотреть есть на что, и с точки зрения туриста потенциал здесь очень неплохой.
Шенкурск поражает тем, что проезжая часть почти всех улиц выложена плитами. Кое-где встречается свежий хороший асфальт. Неясно, по какому принципу заасфальтированы участки улиц - кажется, совершенно хаотично.
Мило.
Архитектура.
Впрочем, я отвлекся.
В Шенкурске есть целая одна решетка ливневой канализации.
И да, тротуар из плитки. Вероятно, его когда-то доделают.
Тротуары в целом здесь можно классифицировать по аналогии с каргопольскими. Вот типичный Шенкурск: здесь и дощатый, и грунтовый тротуары, дорога из плит, двухэтажные восьмиквартирные дощатые дома.
Вельск выделяется относительно неплохими дорогами. Во всяком случае, там хороший асфальт встречается не только на одной-двух центральных улицах, но и в других местах. Дощатых тротуаров не заметил (хотя, наверно, они там есть).
Резюме. Итого за неделю мы проехали 2650 км по маршруту: Москва - Вологда - Ферапонтово - Белозерск - Горицы - Кириллов - Вытегра - Онежское озеро (деревня Щекино) - Пудож - Каргополь - Няндома - Шенкурск - село Верхнепаденьга - Вельск - Вологда - Москва.
Средняя скорость за все время составила 64 км/ч, средний расход 7,3 л/100 км. Субъективно самый напряженный для водителя участок - это вся дорога 11Р-002 от границы Карелии с Архангельской областью через Каргополь и Няндому до трассы М8. Хотя тут проявился статистический казус - средняя суточная скорость именно на этих участках оказалась самой высокой за все дни. Это из-за того, что мы практически не ездили по населенке, а в основном по трассам. Загородные гравийки и грунтовки в целом неплохого качества (в сухую погоду уж точно), а в городские дороги - как везде в России.