Наши проекты. Ту-95МС

Jan 25, 2017 16:43

Самолёт Ту-95МС - один из самых новых экспонатов музея, он стал частью экспозиции летом 2012 года, до этого много лет прослужив учебным пособием ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Про историю и особенности монинского экземпляра Ту-95МС мы уже писали в этой статье. Так как кабина самолёта достаточно хорошо сохранилась, в 2015 году начались работы по приведению её в порядок, и, начиная с 9 мая 2015 года, самолёт участвует во всех Днях открытых дверей, проводимых волонтёрами в музее. В этом посте представлена хронология работ на самолёте на протяжении двух лет.





1. Так выглядела кабина самолета в 2013 году, когда её посещал igor113. Что-то разбросано, замусорено, кое-чего не хватает.


2. Перед передачей в музей военные удалили множество блоков оборудования, поэтому повсюду торчали обрубленные жгуты проводов.


3. В конце февраля 2015 года были выполнены самые простые работы - установлены недостающие светофильтры и вентиляторы, которые обнаружились в волонтёрских запасах.


4. В 2014 году бригаде Ту-144 удалось договориться с ОАО «Туполев» о ремонте носовых радиопрозрачных обтекателей Ту-95МС и Ту-22М3. 28 марта 2015 года обтекатель был снят и отправлен в КБ. Нос самолёта завесили старым куском брезента.


5. Памятное фото на фоне снятого обтекателя вместе с бригад Ту-144 и Ту-95МС.


6. В тот же день были проинспектированы технические отсеки в фюзеляже самолета. При демилитаризации военные вырезали отсюда всё что смогли.


7. Следующим этапом стала уборка. 18 апреля Катя и Юля полностью пропылесосили все уголки кабины.


8. Перед началом работ было ощущение, что ковровое покрытие кабины испорчено и его надо полностью менять. После уборки вернулся первоначальный изумрудный цвет, и оставалось только приклеить ковёр в тех местах, где он был оторван. Что и было вскоре проделано.


9. Много лет не стиранные шторки (которых в кабине шесть штук) из голубых стали желтоватыми. Одной стирки хватило, чтобы вернуть им исходный цвет. Заодно пришлось пришить оторванные петельки.


10. Ещё одну проблему составляли брезентовые чулки на рулевых колонках. За годы обучения курсантов они истрепались до дыр. По демонтированным чулкам в швейной мастерской нам изготовили копии, но уже из долговечного чёрного кожзама.


11. Затем в нижнюю часть чулков были вставлены люверсы, и прочной капроновой они были пришиты к пьедесталу.


12. Кабина наконец приобрела более-менее ухоженный вид и стала готова к приёму посетителей на ДОД.


13. Куда более сложной задачей стала подготовка трапа. Вход в самолёт находится на довольно приличной высоте, но имеющиеся в музее аэродромные стремянки для доступа посетителей по разным причинам не подходили. Штатная стремянка пребывала в ангаре в довольно унылом виде, грязная и сломанная. Ввиду отсутствия перил пускать по ней посетителей (особенно с детьми) было опасно.


14. В апреле 2015 года был отремонтирован сломанный узел, а из квадратного стального профиля собраны перила. Вес стремянки увеличился, но перила придали ей дополнительную прочность.


15. Перед самым 9 мая перила покрасили краской из баллончика.


16. В тот же день самолёт принял первую группу экскурсантов, случайно гулявшую в этот день по музею.


17. Так как у экспоната до сих пор нет собственной информационной таблички, специально для ДОДов был изготовлен плакат. На нём изложена история создания типа, генеалогическое древо основных модификаций, сравнение с аналогами, чертежи, фото кабин и даже случайно найденная на просторах интернета карикатура. При нажатии на картинку она откроется в большом размере.



18. 9 мая 2015 года самолёт впервые открылся для посетителей в рамках бесплатной экскурсии.


19. Так как размеры кабины сильно ограничены, посетителей было решено пускать группами по 2-4 человека, давая на осмотр и фотографирование 3 минуты.


20. С первого дня начали вести журнал отзывов. Интересно, что среди первых посетителей оказались члены семьи Дмитрия Александровича Антонова - главного конструктора Ту-95МС.


21. 16 мая и 6 июня докрасили стремянку уже окончательно.


22. 23 мая загерметизировали протекающий аварийный люк в крыше кабины.


23. Специально для самолёта были добыты семь списанных чехлов от парашютных систем, которые размещаются в креслах Ту-95 на случай экстренного покидания кабины. Вместо парашютов вставили поролон, и все кресла в кабине приобрели вид точно как на боевых самолётах.


24. 12 июня 2015 года самолёт снова участвовал в Дне открытых дверей.


25. 20 июня вернулся отреставрированный носовой обтекатель РЛС, и спустя некоторое время его вернули на законное место.


26. Обтекатель крепится по всему периметру на большом количестве винтов. Чтобы свести между собой маленькие отверстия, пришлось попотеть, ведь обтекатель гибкий и легко деформируется.


27. Через неделю продолжили приводить в порядок внешний вид самолёта - покрасили чёрную антибликовую полосу перед лобовым остеклением.


28. Эта полоса нужна для того, чтобы пилотов не слепили солнечные лучи, отражающиеся от алюминиевой обшивки носовой части. За годы стоянки краска частично облезла, частично вздыбилась.Нос самолёта зачистили и покрасили автомобильной эмалью. При этом, правда, не соблюли технологию (предварительно не загрунтовали поверхность), но это выяснилось позже. Зато самолёт начал выглядеть так, как подобает гордости отечественной Дальней авиации.


29. 16 августа самолёт вновь открылся для посещения. На фото виден ещё один экспонат, с которым могли познакомиться посетители.


30. Это бортовой аварийный самописец (чёрный ящик) МСРП-12-96, даже с сохранившейся магнитной лентой. На такой самописец записываются параметры полёта: скорость, высота, перегрузка, отклонения элерона, руля высоты, руля направления и т.д.


31. В кабине тоже появились небольшие «фишки»: присланные из Америки фотографии перехвата Ту-95РЦ истребителями НАТО и случайно найденный в завалах железа пилотский писсуар.


32. Книга отзывов пополнялась новыми записями.


33. После ДОДов решили ещё одну небольшую проблему, связанную с солнцезащитной шторкой центральной секции лобового стекла. Она, в отличие от всех остальных шторок, открывается с помощью специального тросика, проложенного в тонкой трубке сложной конфигурации, уходящей за приборную панель. На тросик была намотана пружинка, раскрутившаяся внутри трубки и заклинившая тросик. В результате пришлось снимать трубку целиком, делать разрезы чтобы достать пружинку, и заменить тросик капроновой нитью.


34. Ещё один субботник потратили на то, чтобы посадить на место и прикрутить лючки в носовой части самолёта. Некоторые из них пришлось и подрихтовать. Щели были такие, что внутрь носовой части постоянно попадала вода.


40. В октябре 2015 года мародёрам удалось вскрыть аварийный люк и проникнуть внутрь самолёта. Приборное оборудование кабины понесло потери. Не фатальные, но достаточно неприятные. Люк пришлось срочно ремонтировать и заново герметизировать.


41. Сразу занялись поиском недостающего. Нам удалось купить на замены несколько приборов и неисправных авиационных часов АЧС. В результате кабина была полностью укомплектована АЧСами, а ведь их 6 штук, у каждого члена экипажа.


42. Удалось найти и то, что было снято с самолёта ещё до передачи в музей: два блока текстовых сообщений СЧ-38М и индикатор СЗМ-5.


43. После установки этих блоков, место бортрадиста стало полностью комплектным. Чёрный чехол имитирует специальную машинку для шифрования данных.


Чтобы добыть недостающее оборудование, до сих пор используемое на боевых Ту-95 и Ту-142, от имени музея были отправлены письма командующим ВВС и Дальней авиации. К сожалению, ответов не поступило, военные помогать музею не захотели. Главком ВВС Бондарев после этого «засветился» в истории с «переездом» музея в парк «Патриот», и попытки обращаться в Минобороны были оставлены.

44. Три из пропавших панелей оказались специфическими для опытных самолётов КБ Туполева, они ставились на многие самолёты первых серий. Так как найти замену в обозримой перспективе не представлялось возможным, их решили заменить макетами.


45. В апреле 2016 года макеты были установлены на штатные места, от оригинальных они практически неотличимы.


46. Но раньше, в феврале 2016 года, нас ждал очередной сюрприз: мародёры возвращались и снова пытались попасть в самолёт. Пришлось заново устанавливать заглушку, защищающую люк от воды.


47. Когда залезали на самолёт, обнаружили, что прошлогодняя антибликовая полоса начала облезать. Придётся ею заниматься.


48. 9 мая 2016 года самолёт снова принимал гостей.


49. В соцсетях появились фото посетителей за штурвалом легендарной машины.


50. 14 мая впервые с начала работ удалось подкачать колёса. Розетка довольно далеко от самолёта, поэтому компрессор соглашается работать далеко не с каждым удлинителем.


51. Результат налицо. Это колесо основной стойки шасси. Как выяснилось, это было сделано очень вовремя. По случаю намечавшегося приезда Шойгу военные перекатили самолёт на пару десятков метров вперёд (таково было требование ФСО).


52. 4 июня загрунтовали антибликовую полосу там, где отслоилась краска. Работа над ошибками, что поделаешь.


53. 12 июня на новом месте провели очередной ДОД.


54. Очередные фото из соцсетей посетителей.


55. Был найден аутентичный шлемофон, предоставлявшийся всем посетителям для фотографирования.


56. Кроме того, кабина пополнилась заправленным углекислотным огнетушителем и кипятильником КУС-200. Для обозначения места, где в боевых самолётах стоит химический туалет, был поставлен унитаз, добытый при разборе Ил-18 в Жуковском.


57. 25 июня дождливое лето наконец подарило почти сухую субботу, и удалось покрасить антибликовую полосу. Посмотрим, как она переживёт следующую зиму.


58. 18 августа аэродромным тягачом КрАЗ вернули самолёт на исходное место.


59. 21 августа под самолётом вновь собрались любители авиации.


60. Каждому были предоставлены его три минуты в кабине Ту-95МС.


На сегодняшний день проект Ту-95МС можно назвать в целом завершённым. Самолёт постоянно готов к приёму посетителей, а работы ведутся лишь в случае необходимости.

Более подробную хронологию восстановления Ту-95МС можно прочитать в нашей группе Вконтакте.

В посте использованы фото А. Почерникова, В. Струц, А. Сорокиной, В. Кудрявцева, А. Журавского.
Источники остальных фото: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

наши проекты, Ту-95МС

Previous post Next post
Up