МАЗ-200. Немного истории

Nov 05, 2017 10:22

История этого минского грузовика началась в Ярославле. В 1943 году Ярославский завод вернулся к проектированию автомобилей, и уже летом 1945 года грузовик, получивший название ЯАЗ-200, был продемонстрирован в Кремле партийному и правительственному руководству страны. Машина была одобрена и рекомендована к серийному выпуску на Ярославском автозаводе. В 1946 году конструкторы ЯАЗа на базе бортового грузовика разработали 6-тонный самосвал ЯАЗ-205, предназначенный для перевозки бетона, строительных растворов и сыпучих грузов. Именно этот самосвал и оказался первым серийным минским грузовым автомобилем, когда производство из Ярославля в 1947 году перевели в Белоруссию. Казалось бы - почему не обычный грузовик? А потому, что для подъема разрушенной во время Второй мировой войны экономики остро требовались именно самосвалы - и белорусский автозавод выполнял заказ на их изготовление.




При создании МАЗ-200 за основу взяли американский аналог GMC, а двухтактный 110-сильный четырехцилиндровый дизель ЯАЗ-204 представлял собой копию мотора GMC 4-71. Это был прожорливый мотор, поглощавший более 30 литров солярки на 100 км, да еще склонный к вхождению в «разнос» - бесконтрольный рост оборотов. Поэтому ЯАЗ-МАЗ впервые в отечественной практике оснащались тахометром.




Внешне ЯАЗ-200 и МАЗ-200 отличались формой облицовки радиатора. Там, где у «ярославца» красовалась силуминовая фигурка медведя, созданная Юрием Долматовским, у минской машины стоял зубр. Впрочем, на серийных МАЗах фигурку с «фасада» убрали, заменив ее более дешевыми накладками-барельефами на боковинах капота. Рулевой механизм на этом грузовике представлял собой тип «червяк-сектор» без усилителя. Каково было актеру Алексею Баталову крутить «баранку» МАЗ-200 в фильме «Дело Румянцева»! Баталову даже пришлось получить профессиональные «права», поскольку на съемках этого социального детектива он управлял машиной без дублеров.
Еще стоит отметить, что с помощью автокрана на шасси МАЗ-200 Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля» совершает очередной угон «Волги».



Все МАЗ-200 в СССР были темно-зеленого цвета (кроме специальных авто), а на экспорт помимо темно-зеленого, поставлялись голубые и бежевые автомобили. Никакие другие цвета при покраске этих грузовиков не использовались

МАЗ-200 находился в производстве до 31 декабря 1965 года и был заменен бескапотником МАЗ-500. Всего же было выпущено около 230 тысяч грузовых автомобилей 200-го семейства - самосвалов, бортовых, седельных тягачей, полноприводных.
МАЗ-200 суждено было не только служить народному хозяйству и крепить оборону СССР, но и сформировать в советском кинематографе обобщенный образ фашистского грузовика. Так, знаменитая «Проверка на дорогах» Алексея Германа начинается с кадров уничтожения спрятанной партизанами картошки при помощи топливозаправщика ТЗ-200 на шасси МАЗ-200.


автомобиль, маз

Previous post Next post
Up