Первые палубники "Накадзима". Часть вторая

Jul 19, 2017 10:00

НОВЫЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

В 1928 году фирма "Накадзима" начала, наконец, комплекс работ по замене истребителя Тип 3 (A1N). Инженер Такао Йосида (Takao Yoshida), назначенный ответственным за этот проект, очень полагался на свой опыт, полученный при проектировании Типа 3, а также при детальном изучении Боинга Модель 69-В. Надо сказать, что это изучение самолета, поступившего на вооружение истребительных сквадронов военно-морской авиации США (а Боинг Модель 69-В есть не что иное, как экспортная модификация модели F2B-1) проходило во время демонстрационных полетов в кокутае Йокосука 12 мая 1927 года.



Накадзима A2N2 Хококу №14, Япония, 1934 год

Итак, под обозначением Тип 3 КАИ (КАИ означает "модифицированный" или "переработанный") первоначально были созданы два прототипа. Первый был готов в декабре 1929 года , второй - несколькими месяцами позже. При взгляде на них можно было заметить четкую наследственную связь с Глостер Гамбет (Gloster Gambet), а двигатель, установленный на обоих машинах, был все тот же Юпитер VI с модели A1N. Единственным шагом вперед стали независимые стойки колес (отсутствовала ось), и чрезвычайно напоминавший Боинг 69-В киль. Испытанные имперской военно-морской авиацией в 1930-м году, эти машины показали лишь незначительное превосходство над первоначальным Тип 3, а потому все дальнейшие работы над ними были прекращены.



Накадзима NY, прототип A2N2

В 1929 году японцами был закуплен экземпляр Бристоля Бульдог (Bristol Bulldog), после чего Накадзима по лицензии произвела еще два экземпляра этой машины для продажи армейской авиации. Инженеры Накадзима модифицировали один из отвергнутых прототипов Тип 3 КАИ, используя идеи, полученные от британцев. Самолет этот получил известность как "Бульдог Йосиды" и получил заводское обозначение Накадзима NY, однако и в этой конфигурации он не сильно отличался от раннего Типа 3.



"Бульдог Йосиды"

Новую попытку предпринял другой японский инженер, Дзинго Курихара (Jingo Kurihara), который, вместе со своей командой, провел в мае 1931 года детальный анализ произведенного "Накадзима NY". Курихара был очень впечатлен американским истребителем Боинг 100-D (экспортная версия Боинга F4B-1, используемого американской военно-морской авиацией), один экземпляр которого был закуплен в 1930 году. Таким образом, в апреле 1932 года на испытания японской военно-морской авиации был предоставлен еще один прототип самолета, который на этот раз, был принят на вооружение под названием "Палубный истребитель Тип 90 (A2N1). Общее количество произведенных самолетов этой модификации в разных источниках указывается по-разному, но можно уверенно говорить, что лежит оно в интервале 80-100 машин, 40 из которых построил завод Накадзимы в Ота-тё (Ohta-cho), а остальные - военно-морской арсенал в Сасебо (Sasebo).



A2N1 Хококу №7

ОПИСАНИЕ

A2N1 был ярко выраженным полуторапланом смешанной конструкции. Крылья, задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение были обтянуты полотном, а передняя часть фюзеляжа была цельнометаллическая. 9-ти цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Накадзима Котобуки (Nakajima Kotobuki) имел мощность 460 лс (580 на взлете). Крылья смешанной конструкции выполнялись из дерева и метала соединялись между собой парой N-образных стоек, центральная часть крыла соединялась в фюзеляжем N-образными кабанными стойками. Элероны располагались как на верхних, так и на нижних крыльях, нижнее крыло, при этом, имело небольшой изгиб в виде обратной чайки, а за кабиной пилота имелся заголовник. Вооружение состояло из двух синхронных 7,7 мм пулеметов, расположенных по бортам фюзеляжа.



A2N2 Хококу №14 с обтекателями колес шасси, от которых быстро отказались во время войны в Китае

Киль и руль направления были похожи на таковой с F4B-1, а горизонтальной оперение крепилось к фюзеляжу при помощи подкосов с нижней стороны и растяжек с верхней. Шасси состояло из пары полностью независимых основных стоек и хвостового костыля, оснащенного колесиком.
Принципиальным отличием A2N2 было расположение топливных баков по бортам фюзеляжа и перед кабиной пилота. Эти топливные баки были очень похожи на те. что использовались на старых самолетах Воут (Vought), таких как гидроплан UO-1 1923 года. В 1929 году Накадзима приобрела один экземпляр O2U-1, являвшимся дальнейшим развитием UO-1 - так на свет появился Накадзима E4N2, разведчик, в целом скопированный с o2U-1, но с новым хвостовым оперением.
A2N3 (или Тип 90 модель 3) отличался наличием пятиградусного угла поперечного V, которое смотрелось достаточно необычно.
A3N1 Тип 90 был двухместной модификацией, основой для создание которой послужила модель A2N3. Этот самолет был принят на вооружение имперской военно-морской авиации в 1934 году, и до 1939 года объем выпуска составил 66 машин, которые широко использовались в летных школах, в том числе и уже после начала войны на Тихом океане.



Линейка самолетов Накадзима Тип 90

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первыми серийный A2N1 получил летом 1932 года кокутай Йокосука, задачей которого было внесение изменений в тактически планы использования этого типа самолета, а также обучение летчиков новой машине. Нужно сказать, что пилоты "Йокосуки" были приятно удивлены маневренностью, скороподъемностью и высотностью нового самолета, особенно в сравнении с Типом 3. Главным для них стала скорость в 287 км/ч, ведь это было на целых 46 км/ч больше, чем у самолетов предыдущего поколения. И это при том. что двигатель оставался тем же.
Благодаря многочисленным авиационным праздникам, организуемым морской авиацией, тип 90 быстро стал известен всей Японии. Вскоре эти машины были переданы в "Цирк Гэнды", а не менее чем 39 из них произвели по программе Хококу (Hokoku). Первым в этой серии в июне 1932 года стал A2N1 Хококу-го №5, а последним, в сентябре 1935 года, номер 84.



Хококу №33 - шасси в обтекателях, а вот пулеметы перенесены в верхнюю часть фюзеляжа

Из авианосцев первым должен был получить 12 таких машин "Akagi", но поставка затянулась, поскольку корабль находился в это время в Шанхае, где принимал участие в японско-китайских инцидентах. С 1934 года из шестерки Тип 90 и шестерки Тип 3 состояла истребительная эскадрилья "Ryujo", а к 1935 году перевооружение на новые истребители авианосец полностью закончил. Примерно в то же время поменял свои истребители и "Hosho" (он принял на борт 9 машин Тип 90). Наконец, последним, получившим 16 экземпляров нового истребителя, стал авианосец "Kaga".



A2N2 неопознанной части в Китае, вторая половина 30-х годов

После возобновления в 1937 году японско-китайских столкновений, "Hosho" покинул Сасебо 12 июля, а уже через 4 дня его истребители осуществляли поддержку японских сухопутных сил в районе Шанхая. 15 июля тройка Тип 90 во главе с капитан-лейтенантом Харутоси Окамото (Harutoshi Okamoto) сбила недалеко от города самолет Мартин (Martin 139W - экспортная версия B-10).
Начиная с 15 августа самолеты с "Kaga" начали полеты над центральной частью Китая. 16-го шестерка Тип 90 во главе с капитан-лейтенантом Тикамаса Игараси (Chikamasa Igarashi) сбивают пару Дугласов (Douglas O-38) и один Воут (Vought Corsair) в небе над Цзянванем. Там же, но уже 17 числа, четверка Тип 90 под командованием Кадзуйоси Тойоды (Kazuyoshi Toyoda) перехватывает самолеты противника и сбивает два из них. В целом, военно-морская авиация продолжает интенсивную поддержку наземных частей.
7 сентября над Дайху Тикамаса Игариси в одиночку сбил три из пяти атаковавших его вражеских самолетов.



Палуба авианосца "Kaga". На переднем плане A2N3 последней модификации. Май 1937 года

В начале сентября на "Kaga" появились несколько Мицубиси A5M1 и A5M2 тип 96, в обязанности которых входило поддержать Тип 90. Так, 15 сентября шестерка Тип 90 и шестерка Тип 96 были отправлены на аэродром Гунда (Kunda) с заданием прикрывать пикировщики Айти (Aichi Type 94), бомбардировщики Мицубиси Тип 89 (B2M2) и оказывать поддержку наземным войскам.

16 августа в Шанхай прибыл "Ryujo" и в бои вступили находившиеся на его борту самолеты. 22 августа капитан-лейтенант Тадаси Канеко (Tadashi Kaneko), находясь во главе сётая из четырех истребителей Тип 90 вступил в бой с 18-ю идущими на высоте 3000 метров над Баошанем Кертиссами (Curtiss Hawk). В результате шесть китайских истребителей были сбиты без каких-либо потерь с японской стороны. На следующий день Минору Судзуки (Minoru Suzuki) во главе четверки истребителей над тем же городом вступил в бой с 27-ю вражескими машинами, в числе которых было несколько Боингов-281 и сбил три из них.



Взлет истребителей с авианосца "Kaga"

Первого и второго сентября "Hosho" и "Ryujo" соответственно покидают Китай и направляются в Сасебо. По некоторым данным именно в это время "Hosho" меняет свои A2N на A4N (Тип 95). "Ryujo" возвращается в китайское море 20 сентября 1937 года и в течение следующих десяти дней все его самолеты оказываются задействованы в поддержке наземных войск. 21 сентября произошел один из самых тяжелых воздушных боев, когда самолеты с авианосца занимались поддержкой наземных сил в провинции Гуандун. Девятка истребителей эскортировала бомбардировщики, которым в схватке с китайскими истребителями удалось отправить к земле пять вражеских машин. После этого активные действия переместились на север, и истребители были перемещены на наземный аэродром Гунда под Шанхаем, откуда и продолжали вылеты на поддержку сухопутных войск до тех пор, пока в начале декабря авианосец "Ryujo" не был отозван в метрополию для замены самолетов на Тип 95 и для переучивания пилотов на этот новый тип истребителя.



A3N1 - двухместный учебно-тренирововчный самолет на базе A2N3

Среди частей военно-морской авиации наземного базирования отметим использующие Тип 90 части в Куре (Kure), Сасебо, Касумигауре (Kasumigaura), Оминато (Ohminato) и Омуре (Ohmura). Части эти занимались береговой охраной, патрулированием и обучением летного персонала.
Тип 90 занял достойное место в истории японских палубных самолетов - его главными отличительными качествами была маневренность и прочность конструкции.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

nakajima, авиация, япония

Previous post Next post
Up