Последний настоящий бразильский бомбер. Окончание

Mar 29, 2017 10:00

Поставленные на конвейер в 1944 году, с шестидесятых годов XX века эти самолеты начали стремительно устаревать, а американская программа военной помощи все настойчивее советовала либо сдать их в утиль, либо усовершенствовать по программе "Wing Spar", подразумевавшей замену лонжерона крыла, который накапливал, к этому моменту, довольно серьезный объем усталостных разрушений. Интересный факт - Бразилия, страна с наибольшим, в Латинской Америке, количеством Инвейдеров, не воспользовалась этой программой, в следствии чего, уже в 1966 году, при регламентных работать стали наблюдаться массовые выходы из строя этих самолетов именно по причине повреждений лонжерона.



A-26C "5173" 1e/10e GAv, 1972 год

В такой ситуации не оставалось ничего другого, как начать, с июня 1967 года, ремонт таких машин в США на мощностях компании Гамильтон (Hamilton Aircraft Corp) в Аризоне. Для начала в ремонт были отправлены шестнадцать аппаратов, двенадцать из которых были модификации "B", а еще четыре - "С". Чтобы не снижать свою боеготовность, бразильцы, в это же время сделали заказ также и на модификацию этих самолетов и полную замену авионики, системы коммуникации, а также оснащение дополнительным турельным вооружением. Если брать все эти переделки в целом, то мы явно имеем дело с этаким "апгрейдом" бразильских Инвейдеров, в основе которого лежал теперь В-26К, "Counter Invader", разработанный американцами в 1963 году.



Инвейдеры готовятся к вылету

Можно с уверенностью сказать, что один из отправленных в США для ремонта самолетов был очень ржавым, и, когда это определили, было принято решение не отправлять его обратно в Бразилию, а приобрести на замену ему еще один аппарат такого же типа. В целом, пока в Аризоне шли ремонтные работы, ВВС Бразилии приобрели целых три самолета, и сделано это было для того, чтобы компенсировать произошедшие к этому моменту операционные потери. Еще необходимо добавить, что после ремонта было вынесено абсолютно негативное заключение по узнаваемости ливреи FAB, и, по прибытии в Бразилию, все опознавательные знаки на самолетах были заменены на новые.



А-26В "5171". Отметим точки подвеса вооружения под крылом

Верх фюзеляжа и передняя кромка крыла были окрашены теперь в глянцевый темно-зеленый цвет. С руля исчезли зеленая и желтая полосы, чтобы появится там же или на киле, но уже в форме двухцветного прямоугольника. Первые четыре покрашенные по такой схеме Инвейдера поступили в 1e/5e GAv в Натале 7 сентября 1968 года, а вскоре аналогичным образом были перекрашены и остальные двухмоторные машины.



Пилот занимает место в кабине Инвейдера

Через три года после этого самолеты перевели из Наталя в Ресифе, где они и находились до 1973 года. Однако некоторые машины были приданы 1e/10e GAv в Сан Паулу, где основной их задачей определялись штурмовки, а также фоторазведка и морское противолодочное патрулирование. После роспуска в 1973 году 1e/5e GAv, все оставшиеся в строю Инвейдеры были собраны в 1e/10e GAv в Сан Паулу. Примерно в это же время все бразильские Инвейдеры были переименованы в А-26В и А-26С.



А-26С "5173" с эмблемой 1e/10e GAv на носу

В общей сложности, не смотря на довольно интенсивную эксплуатацию, потеряли бразильцы лишь четыре машины, что было гораздо лучшим результатом в сравнении с предшественником Инвейдера - А-20K Хэвок. Все потери пришлись на долю 5e GAv, и первая из них датировалась 13 июня 1958 года, когда FAB 5154 разбился на пути из Сан Хосе Мипибу (Saj Jose Mipibu) в провинции Рио-Гранде-ду-Норте, похоронив под обломками трех членов своего экипажа. 10 июня 1963 года, вскоре после взлета с аэродрома Каравелас (Caravelas), у FAB 5167 отвалился двигатель, а еще две потери датируются 1965 годом. 9 августа FAB 5151 совершил вынужденную посадку в море, и два члена экипажа этого самолета утонули, а 30 сентября во время вынужденной посадки на аэродроме Никеландис (Niquelandis) разбился FAB 5155, унеся жизни двух из четырех находившихся на борту человек.



Линейка Инвейдеров при подготовке к вылету

Карьера бразильских Инвейдеров подходила к своему логическому завершению. Большой славой эти самолеты себя не удостоили, но в некоторых боевых действиях все-таки поучаствовали. - и было это в одном из самых малоизученных эпизодов истории Бразилии. В 1972 году Бразильская коммунистическая партия (БКП) решила начать вооруженную борьбу с правительством в районе Арагуайа (Araguaia). Туда быстро были направлены воинские части, и, в течение всего 1973 года, шла настоящая партизанская война (герилья), во время которой несколько самолетов из 1e/10e GAv довольно активно выполняли задания по фоторазведке позиций коммунистов. Подробности этих полетов до сих пор не известны, известно лишь, что машины эти находились под специальной охраной во время пребывания на аэродроме во время, свободное от полетов...



Носовая часть В-26С "5162"

Проблемы усталостного разрушения лонжерона крыла заявляли о себе все больше и больше, став настоящей "ахиллесовой пятой" самолетов Дуглас. Признаем, что именно эта проблема остановила использование Инвейдеров американцами во Вьетнаме в 1969 году. У бразильцев эта проблема в полный рост встала после 1972 года, когда становилось уже абсолютно не рентабельно делать какие-либо инвестиции в эту, уже порядком устаревшую, машину. К середине 1974 года в летнопригодном состоянии оставалось всего двенадцать самолетов, но и те быстро ветшали, полностью уйдя на переплавку к 3 декабря 1975 года.
19 декабря того же года из списков ВВС Бразилии были вычеркнуты четыре последних Инвейдера, три из которых оставили в Ресифе на переплавку, а четвертый передали в Гаратингету (Guaratingueta), провинция Сан Паулу, в Школу Авиационных Специалистов (EEAER), где он находился в качестве наземного учебного пособия.



В-26В "5156" на авиабазе Санта-Крус. На заднем плане видны С-47 и Сикорский SH-34J. 1961 год

Лишь один экземпляр бразильского Инвейдера сохранился до наших дней в Музее Авиации в Кампо-дос-Афонсос, в Рио де Жанейро. Это самолет FAB 5159 (41-39288), В-26С, переделанный в процессе эксплуатации в В-26В.
Можно сказать, что для Бразилии Инвейдер прошел достаточно долгий путь в почти два десятилетия, и машина эта была достаточно популярна среди экипажей. Это действительно был последний настоящий бомбардировщик ВВС Бразилии...

Paulo Fernando Kasseb, Claudio Lucchesi
перевод avianikitoss и alexWW1

КОНЕЦ

бразилия, сша, авиация, douglas

Previous post Next post
Up