Рожденный в середине Второй Мировой Войны, этот выдающийся самолет прожил сложную и насыщенную жизнь, кульминация которой пришлась как раз на вьетнамские джунгли. В конце шестидесятых годов эта машина стала также последним настоящим бомбардировщиком бразильских ВВС.
B-26B "5149" из состава 5e GAv
Великолепный спектакль разыгрывался перед глазами зрителей в 1967 году на военно-воздушной базе Нахон Фаном в Таиланде. Частично находящиеся в линейке, частично ремонтируемые перед вылетами, там располагались самые современные реактивные самолеты эпохи, такие как, к примеру, F-4 Фантом II, F-105 Тандерчиф (F-105 Thunderchief) или даже В-66 Дестроейр (D-66 Destroyer). А вот между ними стояли несколько десятков винтовых двухмоторных самолетов с вытянутый фюзеляжем, далеко не новых и потрепанных. Эти самолеты были выходцами из Второй Мировой Войны, но не оставалось ни малейших сомнений, что именно их в основном и опасались северо вьетнамские солдаты, прикрывающие взлетную полосу в Хо Ши Мине. Реактивные самолеты волновали их гораздо меньше...
Инвейдер был последним двухмоторным тактическим бомбардировщиком с поршневыми двигателями, принятым на службу в ВВС США. Возможно также, что он был и лучшим, родившимся в легендарном конструкторском бюро под руководством Эдварда Генри Хейнемана (Edward Henry Heinemann) в компании Дуглас, в Эль Сегундо (El Segundo). Первый прототип поднялся в небо 10 июля 1942 года, однако лишь в сентябре 1944, после продолжительных доработок и получив необходимое вооружение, самолет этот поступил в 553-й бомбардировочный сквадрон, базирующийся в Англии.
Вид спереди на В-26С "5162"
Там была решена одна большая проблема этой машины - усилена слабая носовая стойка шасси, после чего самолет начал свою легендарную и овеянную славой карьеру. Хорошо защищенный и имеющий боевую нагрузку в 1814 килограмм, обладающий серьезным стрелковым вооружением в носовой части и двумя защитными турелями, он смог взять на себя выполнение ряда функций, которые до этого были под силу лишь нескольким типам самолетов одновременно. Без преувеличения можно сказать, что в бою Инвейдер представлял опасность практически для любого истребителя противника - майор Майрон Л.Дерки (Myron L.Durkee) из 386-й BG одержал на этой машине победу над немецким "чудо-оружием" - реактивным Мессершмиттом Me-262!
Совершенно не удивительно, что с таким гигантским активом А-26, в отличие от массы других, в одночасье списанных машин, остался на службе в ВВС США после окончания Второй Мировой Войны. Свою значимость и необходимость этот самолет ярко продемонстрировал во время войны в Корее и особенно во Вьетнаме, уйдя на заслуженный покой только в 1969 году после 25 лет блистательной службы. Помимо США, которые произвели за все время 2452 экземпляра этой замечательной машины, она несла свою службу во Франции, Колумбии, Доминиканской Республике, Чили, Гватемале, Индонезии, Лаосе, Никарагуа, Перу, Португалии, Саудовской Аравии, Турции, Соединенном Королевстве, и, конечно же, в... Бразилии!
Бразильские Инвейдеры с нанесенными знаками различия
История бразильских Инвейдеров восходит к середине 50-х годов XX века, когда США впервые предложили этот самолет в ВВС Бразилии. В это время общее количество находившихся там на службе В-25 "Мичел" и Т-6 "Тексан" было столь велико, что командование не рассматривало возможность закупки еще одного самолета. Однако уже в 1956 году это мнение резко изменилось - бразильцы решили обновить парк своих машин, да к тому же и американцы отказались от дальнейшего обслуживания В-25 согласно программы взаимопомощи и взаимной обороны. И, тем не менее, сначала ВВС Бразилии не планировали брать "Инвейдер", пытаясь получить реактивную машину и рассматривая вариант с 12-ю Канберрами (English Electric Canberra B.8) и двумя самолетами Т-4. Однако поставке британских самолетов в Бразилию не суждено было совершиться, главным образом потому, что англичане объявили чрезмерно высокую стоимость самолетов.
В это время с повторным предложением к бразильцам обратились американцы. Цена из Вашингтона поступила вполне адекватная, а количество самолетов в поставке значилось достаточно внушительным - 14 Дугласов В-26В и 14 штук В-26С. В такой ситуации подписание договора о поставке не заставило себя долго ждать.
"5161", снятый с вооружения в 1968 году из-за многочисленных очагов коррозии
Предназначенные Бразилии самолеты складировались на традиционной уже для ВВС США базе передачи самолетов Бразилии - Дэйвис-Монтен (Davis-Monthan), куда машины поступают после проверки компании Фейрчайлд (Fairchild) во Флориде или Хагерстон (Hagerstown) в Мериленде. Таким образом, четыре первых В-26В прибыли в Бразилию в сентябре 1957 года, совершив посадку в Натале (Natal) в провиции Рио-Гранде-ду-Норте (Rio Grande do Norte). Отметим, что на этих самолетах отсутствовала нижняя стрелковая точка, и была снята пара 12,7 мм пулеметов.
Следующие 24 машины прибыли разделенные на 6 партий, состоявшая каждая из 4 машин, и к февралю 1958 года вся поставка была завершена. Имея в общей сложности 28 таких двухмоторных самолетов, Бразилия стала третьей страной по объему их закупки, опережали которую лишь США и Франция. Чуть позже ВВС Бразилии дополнительно получат еще тройку В-26С, при чем один из них будет в Бразилии конфискован как перевозящий контрабанду. Машина эта будет перерегистрирована и войдет в состав FAB как единственный С-26В.
Редкая фотография транспортного Инвейдера - это тот самый борт, у которого потом будут пролемы с контрабандой
Таким образом под бразильским флагом насчитывалось в общей сложности 32 Инвейдера, которые сформировали 1-й и 2-й Эскадроны (Esquadroes) в составе 5-й Авиационной Группы (Grupo de Aviacao), базирующейся в Натале. Эта группа была ярко выраженной штурмовой и бомбардировочной, имевшей в качестве основной задачи обучение будущих летчиков и наземного персонала FAB. Точнее говоря, 1e/5e GAv занималась первоначальным обучением пилотов, а 2e/5e GAv - переводом летчиков в разряд пилотов многомоторной авиации.
В начале своей бразильской карьеры самолеты Инвейдер были целиком цвета натурального металла, и лишь носовая часть и гондолы двигателей окрашивалась в черный цвет, точно такой же антибликовый, в который красились и участки перед кабиной пилотов. В соответствии с бразильскими правилами нанесение национальных идентификационных знаков, они имели на киле две вертикальные полосы - желтую и зеленую.
Между тем, в плане выполнения боевых заданий В-26 не были простой машиной, а, если учесть, что вскоре в полный рост встала проблема нехватки запасных частей, можно сказать, что самолет этот был труден и затратен. С 1963 года Инвейдеры перестали быть учебными самолетами (их заменили на Бич H-18S), а все машины в летном состоянии были собраны в 1e/5e GAv, где, под командованием наземной аэро-тактической службы (Aero-Tactique Terrestre), стали совершенствовать мастерство штурмовых и бомбовых ударов.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ