Две истории о побитых Скаутах

Sep 09, 2014 10:00

История первая. 13 марта 1916, 12.55, западнее Bapaume, Франция. Победитель - Max Immelmann.

В марте 1916 Leutnant der Reserve Max Immelmann командовал небольшой группой пилотов-истребителей, летавших на Fokker Eindecker, расположившихся на аэродроме Douai. В это время в составе Kampf-Einsitzer-Kommando Douai находились такие пилоты, как собственно Lt.d.R. Immelmann, Lt Oesterreicher из FFA62, Lt Mulzer из FFA 5b и Lt Weber из FFA 13. В своем письме домой Max Immelmann так описывает события, произошедшие с ним 13 марта:



Bristol Scout C 4678, вооруженный пулеметом Lewis, стрелявшим поверх воздушного винта. Пулемет установлен в центре верхнего крыла. Самолет Major Victor Annesley Barrington-Kennett из 4 Squadron RFC. Сбит 13 марта 1916 года



"Я взлетел в полдень в сопровождении пилота Fokker Leutnant Mulzer, нашей задачей было патрулирование в южном секторе. Буквально через несколько минут я замечаю вражеский самолет, находящийся под обстрелом наших войск к югу от Arras. Что же, выбранное мною направление полета оказалось верным. Приблизившись к месту действия, я внезапно замечаю немецкий биплан, а в нескольких сотнях метров позади него еще один биплан. Поскольку он не предпринимал никаких действий по переходу в атаку, я подумал, что второй самолет тоже немецкий. Однако приблизившись еще, я внезапно увидел на втором самолете кокарды. "Вперед, в атаку!" сказал я самому себе, и в тот же момент открыл огонь. Бах, бах, бах - мои пули попали в цель. Я делаю разворот, перезаряжаю пулеметы и начинаю второй заход. На этот раз атаковали мы вдвоем с напарником, Lt Mulzer. Вместе мы сконцентрировали огонь своих пулеметов на самолете противника. Я выпустил одну длинную очередь примерно из 700 патронов, а Mulzer стрелял короткими очередями, израсходовав около ста пуль. У экипажа противника не было ни малейших шансов выжить, самолет развалился в воздухе и упал настолько близко к линии фронта, что англичане сразу же поставили завесу артиллерийского огня, мешая нам подойти к месту падения для фиксирования результатов нашей работы.



Max Immelman и его собака Tyras

Чуть позже я принял участие еще в одной стычке с английским бипланом. Несчастный самолет хотел выйти из под удара и уже собрался взять курс домой... Сразу по приземлению мы устроили обсуждение этой атаки. Mulzer не заметил никакого падающего самолета, я подумал, что самолет упал и разбился на английской территории. Для того, чтобы удостовериться в падении этого самолета на нашей территории, нам необходимо было дождаться телефонного подтверждения. Наконец оно поступило, и я был очень рад тому, что мои предположения оказались практически правдой. Это моя десятая победа! С этого момента все победы у меня отмечаются двумя цифрами!"

13 марта 1916 года примерно в 12.30 Immelmann и Mulzer сбили двухместный самолет Morane. Самолет упал в непосредственной близости к линии фронта, экипаж погиб, но эта победа не была засчитана официально. Однако в этом же вылете Immelmann встретил Bristol Scout из состава 4 Squadron RFC, который он сбил после непродолжительной схватки.
День, однако, на этом не закончился. После 12 часов Immelmann, Mulzer и Weber вылетели на перехват группы, состоящей из пяти самолетов. Восточнее Arras Immelmann смог подбить BE 2c 4197, принадлежавший 8 Squadron. Таким образом впервые Immelmann смог одержать две победы в течение одного дня, и это были его десятая и одиннадцатая победы. Успех этот нашел отражение в лаконичном армейском коммюнике, в которое закралась ошибка, из-за которой до сих пор возникают сложности с подсчетом количества побед германского аса. В этом официальном коммюнике не нашел никакого отражения факт утренней атаки Immelmann и Mulzer на самолет противника: "Lt Immelmann сбил английский самолет восточнее Arras, и еще один западнее Bapaume. Оба экипажа противника погибли."




Bristol Scout C 4678. Хорошо виден несинхронный пулемет Lewis

Max Immelmann в этот день обе свои победы одержал на Fokker E.IV 127/15, вооруженном двумя пулеметами. Интересно, что десятой победой Immelmann был Bristol Scout 4678, пилотируемый командиром 4 Squadron RFC Major V.A.Barrington-Kennett. Победа эта была подтверждена по телефону наземеными службами, поскольку обломки самолета были захвачены немцами. Согласно британским архивам, командир 4 Sqn выполнял патрулирование над линией фронта, когда на него напал Immelmann. Обломки Scout 4678, а также и останки пилота, немецкие солдаты нашли неподалеку от Miraumont, западнее Bapaume. Британцы заявили, что их самолет был сбит немецкой зенитной артиллерией.

Major Victor Annesley Barrington-Kennett был сыном B.H.Barrington-Kennett, полковника личной гвардии её величества. Он родился в Лондоне 16 июня 1887 года, учился в Eton Ludgrove School и Oxford Balliol College. Диплом историка он получил в 1910 году. Проявил себя Victor образцовым учеником и разносторонним лидером. В это же время он выполнил несколько полетов на воздушном шаре, очень заинтересовался этим и даже выучился в London Ballon Company, Royal Engineers, где и получил звание Sous-lieutenant. Следующим его шагом стала авиация, и 5 марта 1912 он получил Свидетельство Пилота №190. В этом же году он был повышен до Capitaine и назначен командиром патруля.
1 января 1916 года его имя было упомянуто в London Gazette, а весной того же года он получил звание Major и стал командиром 4 Squadron RFC. С самого начала 1916 года он старался пилотировать исключительно Bristol Scout, но котором и погиб. Похоронен V.A.Barrington-Kennett на въезде в Miraumont.

История вторая. 17 февраля 1917. Chanak-Kale, Дарданеллы, Турция. Победитель - Emil Meinecke.

Emil Meinecke поступил на службу во Flieger Abteilung 6 военно-воздушнвх сил Турции в 1915 году. Его так называемый Jagdstaffel был расположен на фронте у Дарданелл. Meinecke в то время имел звание Leutnant, хотя на самом деле был Offizierstellvertreter - по немецкой системе все, кто служил в войсках союзников, автоматически повышались на одно звание. Всего он одержал шесть подтвержденных побед и две вероятные. Среди его противников был и Bristol Scout, о встрече с которым Meinecke вспоминает на страницах журнала "Кресты и кокарды" за 1971 год. Победу эту он одержал на Fokker E.III 342/15, и она была третьей из его списка:
"17 февраля я был участником невероятной схватки с Bristol Bullet. Мы крутились в небе больше пятнадцати минут, но так и не смогли выйти на позицию для атаки. Он старался атаковать меня, но, поскольку я был ниже, мне удалось направить в его сторону короткую пулеметную очередь. Мне и в голову не могло прийти, что я задел его этой очередью. Конечно же, я не поверил своим глазам, когда самолет противника пошел на глиссаду прямо перед моим носом. Англичанин совершил вынужденную посадку около нашего ангара. Конечно же, у противника не возникло ни малейшей идеи, что он находится в непосредственной близости от нашего аэродрома, поскольку тот был великолепно закамуфлирован. Севший на вынужденную пилот, Gordon Bysshe, не пострадал - я пленил его, скрутив руки, и он даже не сопротивлялся мне. Это был канадский летчик, выдающийся пилот.



Bristol Scout D 8996 из состава Squadron "C" из 2 Wing RNAS. Средиземноморье, декабрь 1916 года. Верхние крылья окрашены РС12 или РС10

Много позже, благодаря журналу "Кресты и кокарды" я узнал, что Lieutenant Bysshe буквально накануне вернулся из увольнительной, во время которой обвенчался и уже запланировал свою свадьбу. Таким образом, из-за меня свадьба не состоялась, поскольку он на два года стал пленным. Я понимал всю его ярость, понимал что он вряд-ли пожмет мне руку. Когда однажды я был в Канаде, я написал канадским офицерам авиации в Оттаву и попросил их дать мне адрес этого пилота. К сожалению, ответ был очень сухим и кратким: "Lt Bysshe умер несколько лет назад".

Flight Sub-Lieutenant (именно так) Gordon T.Bysshe обучался летному мастерству в San Antonio (Техас), и во время той войны находился на службе в Squadron C или 2nd Wing RNAS, базирующимся на острове Imbros рядом с турецким побережьем. Bristol Scout D, на котором летал Bysshe в августе/сентябре 1916 находился на борту SS Trojan в заливе Mudros у острова Lemnos. 13 декабря 1916 года самолет был переведен на Imbros и включен в состав Squadron C.



Bristol Scout D 8996 на аэродроме Murdos или Imbros конец 1916 года

Scout 8996 был вооружен двумя пулеметами Lewis, установленными по бортам фюзеляжа возле кабанных стоек. Две тонких стальных полоски защищали фюзеляж этого самолета, а не имевшие синхронизатора пулеметы стреляли через винт. На самом деле, эти пулеметы использовались лишь в крайнем случае, ибо боезапас их составлял 25 патронов на ствол без возможности перезарядки в полете. Что интересно - лопасти винта в том месте, где пули пересекали диск вращения, были отделаны стальными пластинами. При осмотре самолета нашли пять отверстий в одной лопасти винта и четыре в другой. "Я думаю, что если бы схватка продолжилась чуть дольше, канадец просто отстрелил бы себе воздушный винт" - сказал по этому поводу Meinecke.





Scout D 8996 был в дальнейшем передан на службу в Flieger Abteilung 6 в Chanak-Kale. Оружие было снято, а самолет целиком перекрашен в турецкие цвета, после чего на нем совершали различные вылеты. Летал на нем и Emil Meinecke, которому пришлось даже один раз сажать этот трофей на вынужденную.



Bristol Scout D в турецких цветах

Petr Aharon Tesar, перевод Никиты Донцова

англия, авиация, bristol

Previous post Next post
Up