21 июня 1940 года - итальянцы над Лионом. Часть первая

Oct 28, 2021 10:00

Стратегия итальянской авиации во время французской кампании

За несколько месяцев до 10 июня 1940 года, даты объявления войны Италией Великобритании и Франции, генеральные штабы Гитлера и Муссолини выпустили общие технические и операционные директивы по вопросам совместных действий германо-итальянского альянса.
На уровне авиационного взаимодействия эти соглашения были озвучены итальянцами, 1-й Отдел Главного Штаба ВВС которых опубликовал их 1 апреля 1940 года, или в XVIII год фашистской эры, под наименованием “Код R” или “PR”: Это был “красный план” (в отличие от “желтого плана” Гитлера по захвату Люксембурга, Нидерландов Бельгии и северной Франции).
Этот план “R” оговаривал, в общих чертах, разделение театров военных действий между ВВС Германии и Италии, задачи воздушных сил, а “PR12” от 12 апреля 1940 года устанавливал оборонительные и наступательные задачи для всей итальянской авиации.



1940 год. Над Альпами летит итальянский Fiat Br.20M из 241-й сквадрильи

Что касается воздушных операций на будущем западном фронте во Франции, то генеральные штабы стран оси установили следующий порядок:
- ВВС Италии проводят свои действия к ЮГУ от 45-й параллели (это южнее линии Бордо-Валанс-Бриансон)
- Части люфтваффе действуют СЕВЕРНЕЕ 47-й параллели (это севернее линии Нуармутье-Невер-Понтарлье)
- Переходная зона, находящаяся между 45 и 47 параллелями является зоной совместного действия ВВС Италии и Германии и все бои там проходят только по согласованию между сторонами.



Погрузка и инспекция Fiat Br.20 в аэропорту Камери, июнь 1940 года

В другом пункте плана “R” говорилось, что в случае необходимости возможно использование баз любой из сторон авиацией стран оси для нанесения ударов в своей зоне ответственности.
Практически забыт в настоящее время маленький параграф этого плана “R”, который фиксировал уровень доверия итальянского Генштаба к своему немецкому аналогу, и доверие это было на не очень высоком уровне - итальянцы оставили за собой право в любой момент совершать налеты на Париж, Лондон и другие крупные вражеские города, если того потребует обстановка и если таковые налеты не будут выполняться с помехами действию люфтваффе.
Ко всему прочему, этот пассаж говорит о том, что в апреле 1940 года штаб ВВС Италии колебался в выборе генеральной стратегии между Доктриной Дуэ и Доктриной Мекоцци, где первая предусматривала бомбардировку крупными соединениями тяжелых высотных машин промышленных центров противника, а вторая выступала за ликвидацию жизненно важных объектов при помощи высокоскоростной и низковысотной штурмовой авиации.



Заправка топливом самолетов Fiat Br.20

В реальности в течение всего конфликта итальянцы так и не смогли собрать силы, способные воплотить в жизнь “химеру Дуче”, они даже разработали теорию “полумер”, скрестив, если так можно выразиться, “козу и капусту” (французский аналог русского “ужа и ежа” - прим.переводчика) и всю войну проводя достаточно мягкую политику…

История вскоре доказала, что итальянцы не просто не смогли провести сколь-нибудь значимые воздушные операции над Парижем, но, хотя они и хотели после поражения Франции “на прицепе у немцев” поучаствовать в битве за Англию, им пришлось отзывать с фронта всю более-менее сохранившуюся авиацию с целью избежать еще больших потерь…



Групповой полет бомбардировщиков Fiat Br.20 из 276-й сквадрильи

ВСТУПЛЕНИЕ ИТАЛИИ В ВОЙНУ. 172-Я ЭСКАДРИЛЬЯ

В период с 11 по 20 июня 1940 года ВВС Италии, не смотря на свое значительное численное преимущество, здорово оконфузились в действиях над территорией Франции.
Самолеты 1-й Воздушной Эскадры генерала Рино Корсо Фужьера (Rino Corso Fougier) атаковали базы французской сухопутной и военно-морской авиации в Провансе, в то время как 2-я и 3-я Воздушные Эскадры с территории Сардинии занимались бомбардировкой Корсики, Туниса и Алжира.
По архивным данным, в этот период ни один самолет ВВС Италии не пересек 45-ю параллель, действовать им пришлось ниже 44-й параллели и восточнее 5-го меридиана, то есть восточнее реки Рона.

Такое отсутствие итальянского задора может объясняться тем, что они были “приглашенными на вечеринку лицами”, которые не горели желанием лезть на рожон. Впрочем, еще одним объяснением может быть очень плохая погода, установившаяся в это время по всей южной Франции.
Но 21 июня 1940 года происходит резкое изменение в концепции стратегического применения итальянской авиации. Сразу после французского запроса о перемирии 17 июня 1940 года и непосредственно перед серьезным продвижением немецких войск на оккупированную территорию, Муссолини потребовал от своего Генерального Штаба немедленного захвата французских территорий на альпийском фронте.



Июнь 1940 года, север Италии. Fiat Br.20М из 242-й сквадрильи в полете выпустил нижнюю огневую установку

Он заявил, что ВВС Италии должны оказать максимально возможную помощь 1-й Группе Армий (вероятно, имеется в виду Группа Армий «Запад» - прим.переводчика) занимаясь бомбардировкой отходящих частей, линий связи и коммуникаций противника (армейский приказ №17). В тот же день 1-я Воздушная Эскадра была усилена значительным количеством машин, прибывших из других частей, а 3-я Воздушная Эскадра приступила к массированной бомбардировке альпийских провинций, участвуя в общевойсковом наступлении. Частям ВВС при этом было разрешено пересекать 45-ю параллель, находясь, однако, постоянно восточнее 5-го меридиана, поскольку таким образом осуществлялась тактическая поддержка наземных немецких войск, действующих в северных Альпах.

В мае 1940 года штаб 1-й Эскадры запросил Генеральный Штаб о возможности создания отдельной части стратегической разведки, подчиняющейся непосредственно ГенШтабу в Милане. Речь при этом не идет о 19-м разведывательном полке (19 Stormo d’observazione), приданном наземным войскам и Генеральному Штабу в Риме.



Линейка Fiat Br.20 на аэродроме Камери

1 июня 1940 года Генеральный Штаб создал 172-ю эскадрилью стратегической разведки (172 Squadriglia da Recognizione Strategica), которая с той поры сохраняет и свой номер, и свою эмблему. Часть эта, на самом деле, появилась на свет только 13 июня 1940 года на аэродроме Клеричи (G.P.Clerici) в Брессо (Bresso) на севере Милана. Командиром, на первых порах, стал Чиппо Карло Перелли (Cippo Carlo Perelli).

С первых дней своего создания, а именно с 15 июня (период с 13 по 15 число прошел в бездействии) эскадрилья стала нести потери: один из шести разведывательных ФИАТов (FIAT BR.20) был сбит французскими истребителями над Канне-де-Мор (Cannet-des-Maures, регион Прованс-Альпы).

Шансов у этого разведчика не было, ведь он “попал” на Девуатин-520 (Dewoitine-520), которым управлял лучший французский истребитель того времени аджюдан Пьер Ле Глоан (Pierre Le Gloan) из GC III/6. В тот день ас-истребитель сбил четыре итальянских CR.42 из 3-го полка (3 Stormo) из 12-ти, атаковавших его аэродром, а потом заметил в небе, на высоте 4000 метров, разведчик BR.20, фотографирующий результаты авианалета. Потратив на него остатки своего боекомплекта, Ле Глоан сбил пятый самолет за один день, а 172-я эскадрилья стратегический разведки оказалась столь странным образом вписана в историю этого выдающегося аса французских ВВС!



Фиаты держат курс на Альпы

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

fiat, италия, авиация

Previous post Next post
Up