Четырехмоторник Фарман. Часть четвертая, заключительная

Mar 04, 2021 10:00

“Камиль Фламмарион” нес гражданский код F-AOJM, когда был реквизирован французской военно-морской авиацией не смотря на то, что еще не завершил полный цикл испытаний. Сделано это было в ожидании момента, когда вооружат и заменят оборудование на “Лорен Герреро”, и “Камиль” был направлен в южную Атлантику на поиски наводивших ужас немецких “Graf Spee” и “Admiral Scheer”, которых все искали и никто не мог найти. Самолет вылетел из Бордо 10 октября, а подломленное при посадке в Рио хвостовое колесо надолго задержало его с выполнением задания, к тому же из-за аварии пришлось экстренно менять несколько нервюр в правом крыле, буквально вырванных воздушным винтом правого заднего двигателя.

Итак, три машины были переданы из Эр Франс военным морякам, которые сформировали из них эскадрилью В5, расположив ее в Орли. В задачи эскадрильи входила дальняя морская разведка, а местом базирования для них был выбран аэродром Бордо-Мериньяк (Bordeaux-Merignac), обладавший самой длинной искусственной взлетной полосой во Франции (такая же в Истре была естественной, то есть просто большой луг), к тому же построенной специально для больших четырехмоторных Фарманов, бывших настоящими Джамбо той эпохи.



"Леверье"

Забавно, но именно эти, в общем-то гражданские, самолеты отметились в дальнебомбардировочных миссиях и разведывательных вылетах. Майор Дайер (Dailliere), командир группы, скорее всего оценил качества этих машин, иначе бы он не стал прилагать усилия к переделке “Жюля Верна” не просто в патрульно-разведывательный морской самолет, но в настоящий военный разведчик-бомбардировщик. Именно для этого его двигатели заменили на более мощные Испано-Сюиза 12Y, развивавшие по 1050 лошадиных сил каждый. Такие двигатели должны были позволить самолету поднять еще больше полезной нагрузки, для чего, правда, пришлось добавить в фюзеляж дополнительные топливные баки. Под фюзеляжем самолета закрепили восемь бомбодержателей Алкан (Alkan), способных нести бомбы весом до 250 килограммов, а в стеклянном носу разместили необходимые прицел и другое оборудование для бомбометания. Также поставили один 7,5 мм пулемет Дарн (Darne), который мог прикрывать заднюю часть правой полусферы. Надо ли говорить, что установили его, руководствуясь больше моральными соображениями, чем идеями реальной защиты самолета от перехвата истребителями!



"Леверье" в начале 1940 года

Военные моряки высказали желание переоборудовать подобным образом и “Верье”, который к этому моменту еще не был закончен на стапелях производителя. Что до “Жюля Верна”, то первую свою миссию он выполнил 4 апреля 1940 года, прикрывая французскую эскадру у берегов Португалии. 10 числа он покинул Орли и перелетел в Ланвеок-Пульмик (Lanveoc-Poulmic), а в ночь с 13 на 14 апреля отправился на первое серьезное военное задание - бомбежку железнодорожного узла Экс-ля-Шапель (Aix-la-Chapelle) и моста Маастрихт (Maastricht). На следующий день самолет повторил эту миссию. Затем подобные задания стали выполняться практически каждую ночь и именно они довели самолет аж до Валхерена (юг Нидерландов), где ему в ночь с 18 на 19 число пришлось бомбить дамбу Зёйд-Бевеланд в надежде (безосновательной) затопить польдер (низменную плодородную долину) Мидделбурга и задержать продвижение немецких войск; возвращение через уже разбомбленный Экс-ла-Шапель добавило экипажу нервов, поскольку немецкая зенитная артиллерия была в этот раз наготове. После этого рейда на самолете сменился командир, с которым экипаж осуществил бомбардировку аэродрома Влиссинген (25-26 мая), а также район сосредоточения вражеских войск восточнее Сент-Омера (26-27 мая). В ночь с 29 на 30 мая бомбардировка не удалась, поскольку плотный туман закрыл и топливные хранилища у Антверпена, и аэродром Влиссинген; получилось, что чтобы беспроблемно вернуться на дозаправку в Шербург-Керкевиль (Cherbourg-Querqueville) экипажу пришлось все бомбы сбросить в море… Аэродром был успешно атакован следующей ночью, но за этим последовало быстрое продвижение немецких войск, форменный “блицкриг”.



Носовая часть самолета «Жюль Верн»

В довершении всего, на долю машины выпала такая необычная миссия, как эскорт крейсера “Emile Bertin”, перевозившего золотой запас Франции на остров Мартиника. 3 июня пришло задание на эскортирование пакетбота “Ville d’Oran”, который выполнял аналогичную миссию, но на Касабланку. В этот же день Париж подвергся немецкой бомбардировке и правительство приняло экстренное решение об ответных действиях…

ВОСЕМЬ БОМБ И ПАРА ОБУВИ

Самым известным рейдом машины стал тот, о котором рассказывал пилот Жан Йонне (Jean Yonnet):
“Уже 6 июня мы перелетели из Ланевока в Бордо, где была единственная на тот момент полоса, способная принимать и выпускать столь большие и тяжелые машины. 7 июня 1940 года загруженный максимальным количество топлива и восемью 250-ти килограммовыми бомбами “Жюль Верн” пошел на взлет. Это было поистине историческое задание, поскольку французский самолет направлялся бомбить Берлин уже в 1940 году!”



Перекраска «Жюля Верна» в защитные цвета

Используя свою выдающуюся дальность, а также избегая противодействия немецких зениток, Йонне разработал план полета вдоль французского побережья на Данию, затем до Балтийского моря, а уже оттуда поворотом на юг выход на основную цель - Берлин. В ярко освещенной столице Германии никто не ждал никакой бомбардировки, даже английской. К 12 ночи Фарман вышел к цели и бомбардир запросил направление на Темпельхоф, а затем на район Тегель, где располагались оружейные заводы Сименса. Именно на них и были спокойно сброшены восемь бомб, которые сопроводили еще несколько десятикилограммовых “зажигалок”, взятых экипажем с собой в кабину и сброшенных через открытую в полете дверь. Лишь после этого проснулась немецкая зенитная артиллерия и прожекторы, но в этот момент механик самолета в желании продолжать и продолжать бомбардировку, снял свои здоровые летные ботинки и метнул во врага через открытую дверь!
В пять тридцать утра пересекший по диагонали всю немецкую территорию “Жюль Верн” после 13-ти часового полета совершил благополучную посадку в Орли. Герман Геринг тогда еще не дал своего знаменитого обещания, что ни одна бомба не упадет на Берлин (ну, «зовите меня Майер, если хоть одна бомба упадёт на Берлин» - прим.переводчика), но он даже и нее думал, что бомбардировку мог осуществить кто-то кроме англичан…



Запуск левого переднего двигателя осуществлен

В ночь с 10 на 11 число самолет повторил вылет, на этот раз целями были заводы Хейнкеля в Ростоке - тактика, результат и обратная дорога были абсолютно такими же. Это была последняя миссия “Жюля Верна” над Германией.
Дело, однако, на этом не закончилось и 13 июня самолет, благодаря своей великолепной дальности, осуществил бомбардировку Порто Маргера (Porto Marghera, Венеция), правда для этого ему пришлось вылетать из Мериньяка. В ночь с 14 на 15 был еще один вылет, целью которого был нефтеперерабатывающий завод в Ливорно. Обратный путь пролегал через Рим, над которым, как и в прошлый раз над северной Италией, экипаж сбросил листовки… Затем было перемирие, приковавшее самолет к земле в Истре в момент его подготовки к новой мессии против Италии. Самолетом такого класса было запрещено подниматься в воздух вплоть до особого распоряжения, и все эти машины были быстро переведены в Тулузу, чтобы не оказаться в руках оккупантов.
Мерс-эль-Кебир тяжело сказался на моральном облике французских морских летчиков, и уже 3 июля поступил приказ о вооружении “Жюля Верна”. На следующее утро самолет был полностью готов, но командир, капитан-лейтенант Дайер (Dailliere) напрасно ожидал команды об атаке…



«Жюль Верн» в Туссу-ле-Нобль

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭР ФРАНС

16 июля Эр Франс возвращает себе три 223.4, которые специально для этого перегоняются в Мериньяк, а эскадрилья B5 становится 5B и перевооружается на Мартины-167F. Разоружившиеся машины приступают к выполнению тех задач, для которых они, в общем-то, и создавались - обеспечивать воздушные мосты большой протяженности.

Конечно же, не обошлось без происшествий. 27 ноября 1940 года, вылетев по маршруту Марсель-Тунис-Дамаск, “Верье” попал прямо в эпицентр воздушной схватки в небе над Сардинией - итальянцы сражались с британцами. В этой переделке французская машина была сбита, погибли все члены экипажа и пассажиры, среди которых был Верховный Комиссар по делам Сирии и Ливана Жан Шиаппе (Jean Chiappe). Официально в сбитии самолета обвинили британские “Харрикейны” с Кипра, но на самом деле машину отправили в море итальянцы, которые как раз в этот момент были заняты атакой британских конвоев (интересно, этому есть подтверждение? - прим.переводчика).



«Жюль Верн» вернулся на гражданскую службу. Здесь - с подломленным хвостовым колесом

“Камиль Фламмарон” между ноябрем 1940 и январем 1941 выполнил многочисленные рейсы по маршрутам Марсель-Тунис-Бейрут и Марсель-Алжир-Дамаск, но в конце января стал жертвой аварийной посадки в Бейруте, вызванной фатальным повреждением хвостового колеса. Отсутствие запасных частей навсегда приковало самолет к земле…

Печальная участь постигла и “Жюля Верна” - стоящий в большом ангаре самолет был сожжен французским сопротивлением 29 ноября 1943 года во время оккупации немцами свободной зоны юга Франции. Вместе с ним были сожжены и другие находившиеся там самолеты - делалось все, чтобы они не попали в руки немцев…

КОНЕЦ
PARTICK LAUREAU
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

франция, farman, авиация

Previous post Next post
Up