7 июня 1940 года: большинство вылетов прошло безрезультатно, но во время прикрытия своего аэродрома старший сержант Прчал сбил Хеншель-126. Возвращаясь, он выполнил традиционную бочку над аэродромом и тут же, что тоже уже стало обычным, сел на пустых баках прямо в центре площадки. В это же время немецкая зенитная артиллерия нанесла невероятный урон налетевшим французским бомбардировщикам, сбив четыре машины. Лейтенант Зимприч возвращается из этого вылета с поврежденным килем, а немцы все используют и используют эти зенитки, простоявшие у них на вооружении аж до самого 1945 года. И используют, надо сказать,гораздо эффективнее, чем французы.
Механики на фоне Блока №196. Обратим внимание на окраску этого самолета с явно видимым прыгающим львом
8 июня 1940 года: старший сержант механик Казо (Cazaux) вспоминает: «Было время утреннего подъема, и половина эскадрильи завтракала в прилегающих заведениях, а другая ждала почтового курьера. Всем мы были в непрерывном движении (штаб - бар - склад - казарма), и, когда курьер прибыл, некоторые техники и пилоты вышли посмотреть, не пришла-ли им почта. В этот момент над полями разнесся громкий и тяжелый гул. Окинув глазами округу, мы заметили большую группу бомбардировщиком, без сомнения, шедших по наши души. Крикнув «воздух» мы бросились в траншеи неподалеку от летного поля, вырытые специально для нас. Не успел последний техник залечь, как на аэродром посыпались 100-килограммовые бомбы. Слава богу, обошлось без жертв, но пять самолетов оказались повреждены разлетевшимися осколками, что означало много работы для механиков. Что касается казарм, то все они были разрушены…»
Пилоты на фоне самолета Блок
9 июня 1940 года: девять Блоков, которые еще могли подняться в воздух, перелетели в Бретиньи (Bretigny), новую базу, назначенную для GC I/8. Из-за уничтоженных при вчерашней бомбардировке складов, некоторым пилотам пришлось перебазироваться без шлема и без парашюта. «Двойка», пострадавшая меньше других, совершила патрульный вылет к востоку от Руана, где лейтенант Ламезон удачно подбил встретившийся Ме-109, а сержант Мальбосом привез несколько пулевых пробоин в своем фонаре кабины. Сержант Лиотар и капрал Шпачек были отправлены в Нанси, чтобы забрать там два самолета, которые механики смогли-таки починить. По дороге домой, 12 июня, плохая погода заставила их совершить посадку прямо на поле в районе деревушки Труа (Troyes), при этом самолет сержанта такую нагрузку не перенес. Вскоре погода улучшилась, и Шпачеку удалось взлететь, но почти мгновенно он был сбит огнем с земли - местные крестьяне приняли его за немца. Самолет разбился неподалеку от места взлета, но Шпачек, к счастью, не получил ни единого ранения. После этого двоим пилотам предстояла настоящая экспедиция - пешком, на велосипеде, затем на поезде и на грузовике, они через три дня вернулись в расположение группы.
Прчал, аварийно посадивший машину, со своим механиком Казо. 7 июня 1940 года
10 июня 1940 года: В 4.30 два звена получают приказ на вылет и атаку пушечным огнем понтонных переправ, которые немцы возводят, чтобы форсировать Сенну. Результат получился весьма посредственный, поскольку Блок-152, вообще говоря, истребитель, а не штурмовик, однако, о чудо, обошлось без потерь. Стоила-ли вся описанная миссия того риска, которому подвергались пилоты, обстреливаемые немецкой зенитной артиллерией во время штурмовки? Другие вылеты этого дня не принесли французам каких-бы то ни было результатов...
Персонал эскадрильи на фоне поврежденной машины
11 июня 1940 года: Новая передислокация группы, теперь из Бретиньи в Сезарвиль (Cesarville). Перелетом воспользовались, чтобы собрать те самолеты, которые попались по дороге: два Блока были отправлены на ремонт в Кле-Суйи (Claye-Souilly), а Сальмсон (Salmson Phrygane) и Моран (Morane 230) были конфискованы прямо в Бретиньи.
12 июня 1940: Лейтенант Танге (Tanguy) перегоняет в группу одиночный Моран (Morane-406), а лейтенант Буисс достает запчасти и обеспечивает восстановление двух Бреге (Breguet 693), которым ранее досталось при бомбардировке Бретиньи. Кроме этого не произошло ровным счетом ничего, и встреч с противником не было.
13 июня 1940: Выполнение заданий становится делом сложным, поскольку эти задания более не поступают. Дезорганизация носит теперь всеобщий характер. Ночью этого дня немцы вступают в Париж.
Результат бомбардировки 8 июня 1940 года
14 июня 1940: Группа еще раз меняет дислокацию, перелетая в Шатору-Деоль (Chateauroux-Deols) где находятся заводы Блок. Миссия над Корбейом (Corbeil) не приносит никаких результатов.
15 июня 1940 года: Два вылета на прикрытие наших войск в районе Монтеро (Montereau) пополняют личный счет младшего лейтенанта Толлона, которому удается сбить Ju-88 над Жарго (Jargeau).
В центре в каске и униформе майор Колин. Он откажется покидать Францию, вступит в Сопротивление, попадет в плен и будет расстрелян немцами 21 февраля 1944 года в Лионе
16 июня 1940 года: На усиление летного состава группы прибывают четыре польских пилота, но слишком поздно: им не удается выполнить ни одного вылета. Моральное состояние пилотов продолжает падать, а наблюдательные вылеты приносят сведения о дорогах, заполненных беженцами и отступающими войсками. Ни у кого более не остается сомнений в результатах этой кампании.
17 июня 1940: Под ударами немецких войск GC I/8 вновь отступает, меняя свой аэродром на Рошфор (Rochefort). Там пилотов застает выступление маршала Петена, но летчики предпочитают драться до конца. Война все еще продолжается…
Блок Ламезона из «двоечки». Вокруг пилота механики и свободные от полетов летчики
18 и 19 июня 1940 года: Польские пилоты уже покинули часть, а группа вновь перелетает - теперь в Руайан-Кормеклюз (Royan-Cormecluse), поскольку в Рошфоре, занятом отступающими авиачастями, царит полная неразбериха. Приказы, приходящие в истребительную часть, содержат теперь лишь задания по прикрытию наземных войск.
20 июня 1940 года: Возвращаясь с миссии по прикрытию, младший лейтенант Породо (Porodo) вместе в тройкой пилотов из GC I/1, неподалеку от Сожона (Saujon) встречает в небе одиночный Хейнкель (He-111) и сбивает его. Исполняя петли вокруг упавшего Хейнкеля, чтобы не дать экипажу поджечь его (как можно «не дать поджечь», накручивая круги вокруг места падения??? - прим.переводчика), два Блока сталкиваются и пилоты гибнут…
Также этот день отмечается тем, что чешские пилоты «Единички» покидают эскадрилью и отправляются в Байонн (Bayonne), откуда на корабле переправляются в Англию.
20 июня 1944 года. He-111, сбитый над Сожоном. Немецкому экипажу удалось-таки поджечь свой самолет
21 июня 1940 года: Чешские пилоты из «Двойки» отправляются тем же маршрутом, и прощание с французами выходит очень эмоциональным, поскольку чехи показали свое летное мастерство и героизм.
22 июня 1940 года: Во время вылета на прикрытие своих войск два звена атаковали пару Ju-88. Защищавшиеся Юнкерсы повредили машины Толлона и Мишо. Вечером поступил-таки приказ на очередную передислокацию. Теперь в Казо (Cazaux), после чего вся ночь ушла на перемещение.
23 июня 1940 года: плохая погода остановила вылеты, чем воспользовались механики для восстановления поврежденных аппаратов, а также восстановление подобранной авиатехники, брошенной другими частями. Разгром продолжался, и военные части, как могли, направлялись к Англии.
Блоки после Перемирия
24 июня: В Ажене (Agen) GC I/8 получает известие о Перемирии, однако отказывается прекратить сопротивление. Но на следующий день, в Тулузе, ее самолеты разоружаются по приказу победителей.
Итогом стал приказ с упоминанием результатов боевой работы группы, которая в качестве коллективной награды получила Военный Крест с одной пальмой...
Так закончилась битва за Францию...
После Перемирия эскадрилья получила новые самолеты « Блок 155». На фоне одного из них позируют механик Казо и лейтенант Ресту
КОНЕЦ
LIONEL PERSYN
перевод и комvентарии
avianikitoss и
alexWW1 Часть первая Часть вторая