OMEGA MODELS, 1/72
Эту очень неплохую летающую лодку создали в 1915 году - машина отличалась тогда хорошими летными и мореходными качествами и достаточно мощным двигателем. Испытания машины проходили на Каспийском море близ Баку, начались они 25 декабря 1915 года, продолжались по 9 января нового, 1916-го. По итогам испытаний лодку приняли на вооружение, применялась она на Черном и Балтийском морях. Это если вкратце - а подробнее посмотрите в интернете. Машинка известная, написано по ней много. Это про историю, а вот про модель будем говорить ниже...
Началось все 05 октября, и началось хорошо. Нет, правда, модель великолепно собиралась (если так можно выразится про отлитый в одну деталь корпус), хорошо красилась и тонировалась (опять-таки не сложно, если учесть, что сама лодка деревянная, а все остальное обтянуто полотном), но первый звоночек прозвенел на стадии комплектования интерьера. Почему-то круглые в сечение детали были сделаны травлением. Тогда я не придал этому значения, и очень зря...
Закончились работы по лодке 10 ноября - то есть колупался я примерно пять недель. Это очень много, правда, на эти даты пришлись и поездки на дачу, и перезагрузка меня как моделиста, да и счастливо вылез из-под семейной жизни хороший друг... Впрочем, все это не объясняет, почему с лодкой случился такой "затык" в сборке...
А случился он ровно потому, что не было НИ-ЧЕ-ГО... Нет, написано про эту лодку в сети много, вот только ничего конкретного нет. Не было у меня и чертежей (вернее были, спасибо френду, прислал мне), и они наглухо не объясняли принцип подключения двигателя к радиаторам и топливному баку. То есть совсем никак. А когда я, наконец, примерно понял что и как, оказалось, что весь кабан (центральные стойки, которые держат двигатель и крыло) на 4 мм короче, чем надо. То есть да, как я и говорил, он должен целиком вставляться под крыло в завершающей стадии - вот только никто и нигде не написал, что он еще должен поддерживать верхнее крыло! Получился такой "противень в духовке" - хочу вставлю, хочу выну. То есть предлагалось верхнее крыло установить на крыльевые стойки и зафиксировать в таком положении...
Надо говорить, что это бессмысленно? Что так вообще говоря не делается и биплан начинает собираться вокруг кабана? Короче, травленку всю я отправил в мусорное ведро и стал сооружать весь кабан самостоятельно - удовлетворил меня только ЧЕТВЕРТЫЙ! Зато все было поставлен и все держалось "как надо", а не "как придумали". Все? Не тут-то было... Схемка, которая дана производителем как сборочный чертеж (ерунда на самом деле) говорила за одно, а в реальности все стойки и их посадочные места были размечены по другому! И ладно бы просто дело было в разметке - переставил бы все как надо. Но блин - длина стоек соответствовала разметке и не соответствовала сборочному чертежику! А я к этому моменту уже "наелся" кабаном... В общем, сделал как придумал производитель...
Все? Да сейчас! Два дня с матерком вытягивал правильное положение верхнего крыла, устанавливая расчалки. Сделал. Ну теперь-то все? Щаз! Взял детали из набора, необходимые для установки хвостового оперения (стойки там, понятное дело, травленые были - заменил на самодельные), все поставил, и... Стабилизатор имеет угол наклона градусов в 30, а должен быть параллелен крыльям! Матюгаясь, все переделал, начал устанавливать тянулки, и понял, почему производитель сделал именно так. С наклоненным стабилизатором тянулки руля поворота об него не трутся, но такого наклоненного стабилизатора быть не может. Выправляя стабилизатор "до горизонта", вы автоматом обеспечиваете тянулке постоянный с ним контакт. Значит, самолет долго не пролетит - либо тянулка перетрется, либо стабилизатор разрушится. Установить его ниже нельзя - слишком много деталей переделывать. Наклонить тоже нельзя, это будет неестественно. В общем у производителя там беда какая-то, но проверять по чертежам (вернее, по схемке) я уже не мог, что называется, "наелся выше крыши"...
Про чудовищно отлитый пулемет я уже просто молчу. Заказчик передавал мне на сборку пулеметы, но либо Льюисы, либо Парабеллумы со Шварцлозями. Тут-то другой! Поставил временно его - переделаем как будет...
Вот такая вот модель. "Наелся" я ей до синих помидоров. Потому сейчас по камеру проведу сравнительную сборку двух Макки (тоже летающие лодки, кстати), а потом возьму с ПМВ паузу месяцев на шесть. Не могу больше - реактивы хочу. Ранние. И поршни. Советские. В общем есть что собирать, есть...
К М-9 возвращаться не хочу. Даже думать о ней не хочу. Так что будет она у меня или нет - решу через пол-годика. А пока - Макки!
10 НОЯБРЯ: Ну что - в двух шагах от завершения проекта? Установить хвостовое оперение, поставить все "тянулки", и... да, вооружить еще. Пулемет-то готов, да и тренога есть, не думаю, что будет сложно. Стабилизаторы устанавливаю конечно же не на травленку, а на металл, то есть делаю замену. Ладно, не впервой. В любом случае - верхнее крыло я установил, а это был самый сложный этап...
Думаю следующей публикацией я завершу модель "Григорович М-9"...
Пишу сюда, чтобы не забыть: Борт 161 это лодка с Черного моря. У нее не было андреевского креста на руле и стояли дуги на верхнем крыле, которые предохраняли от случайного контакта с кораблем. Лодка была захвачена немцами...
09 НОЯБРЯ: Вчера потянул все верхнее крыло расчалками, ночью отрегулировал его положение относительно нижнего крыла, сегодня утром все проклеил, просушил, прошпаклевал. Сегодня осталось все обработать на предмет затирки шпаклевки, и можно начинать думать над стабилизаторами. То, что на схеме их крепление расходится со здравым смыслом, это факт. То, что детали придется делать самому, тоже факт...
07 НОЯБРЯ: В обшем так -- то, что вы видите, это ПЯТЫЙ (!!!) комплект кабанных стоек, или по-другому четвертый, сделанный "с нуля". Все-таки сложно строить модель, когда нет ни чертежей, ни вменяемых фото, нет даже понятия - что это будет а самолет, чей и как будет выглядеть... Ну, то есть сейчас уже понятно, что это будет типовая летающая лодка. Хоть с этим все понятно.
Главная проблема преодолена, угол наклона стоек (то есть размер выноса верхнего крыла) сделан по лекалам, которые мне с превиликим трудом удалось выжать из схемок, данных в коробе. В общем, пока это все - нематерных слов у меня нет, значит буду отдыхать и разбираться со следующими заказами... За опечатки на фотках сорри - я полночи устанавливал верхнее крыло...
05 НОЯБРЯ: Это случилось сегодня ночью! Я наконец-то перебрал все кабанные стойки, заменив очень тонкую травленку на пластик. Перебрал, и подвесил на нее все наполнение. Заодно примерно установил внутренние крыльевые стойки - с ними не все так просто. Мне нравится даже не угол установки самих стоек, а угол установки баков на этих стойках. Но! Эти баки отлиты уже с углом установки! В общем, петрушка получается какая-то. Однако это не главное - главная задача на сегодня заключается в верхнем крыле - как оно будет стоять и каков будет его наклон относительно прямой. Тут есть о чем подумать... Вообще интересная модель - ставит задачи, которые надо решать. Это интересно!
26 ОКТЯБРЯ: В конце концов я моделист, а не инженер-технарь, и если я, потратив три дня, так и не смог нигде найти систему взаимного расположения и подключения деталей двигателя-радиатора-выхлопной системы, я и делаю их по-стендовому, то есть с максимальным внешним сходством. Под эту мысль я и собрал весь центр в единой целое, а затем еще и накрыл верхним крылом. "На сухую", правда, но завтра все будет серьезно! Пока все радует и модель мне нравится)) И производитель нравится - потому как внешне все встает очень пристойно :-)
25 ОКТЯБРЯ: Приступил к решению вопросов с взаиморасположением деталей двигателя - из инструкции ничегошеньки не понятно, а если поставить неправильно, не будет модели, будет "игрушка по мотивам"... С самим двигателем разобрался - толкатели и выхлопной коллектор заменил на самодельные, полочку под бачок окрашиваю. А вот что дальше - не знаю... Что же, торопиться некуда, буду думать...
23 ОКТЯБРЯ: Ну вот и вернулся я к "Григоровичу", вернулся после недельного перерыва... И занялся травленкой - интерьер-то весь травленый! Надо признать, травленка хорошая, а решение хоть и спорное (штурвал-то плоский получается), но вполне имеет место быть :-) Из травленки, кстати, сделаны и центральные стойки, которые держат двигатель - и вот тут явно возникнут неприятности. Как туда ставить двигатель? Не прогнутся-ли стойки? Производитель предлагает собрать этот узел целиком и вдвинуть его на место. Посмотрим и подумаем - пока четкого ответа у меня нет...
15 ОКТЯБРЯ: Крылья окрашены в ткань, фюзеляж оттонирован, но главное, это загрунтованная травленка. Теперь дело за интерьером (он травленый), и можно ставить нос, окрашивать нижние поверхности в серый цвет и приступать к монтажу двигателя. Будет интересно!
09 ОКТЯБРЯ: В модели Григоровича больше времени пока уходит на изучение фотографий, поскольку ни чертеж, ни инструкция по сборке не дают четкого понимания какая деталь куда ставится. Так что в основном - изучение. Ну и параллельно - окраска фюзеляжа, подготовка фюзеляжа к тонировке, работы с двигателем. Интересная модель, видно, что сложная, но интересная) Завтра буду заниматься интерьером...
07 ОКТЯБРЯ: А знаете, модель интересная. Сложная, смоляная, но смола при этом хорошая (в меру, у Planet Models и у Vector смола не в пример лучше, но у многих она гораздо, гораздо хуже). Членение в целом разумное, и знаете, интерьер целиком из травленки - это очень интересно! Завтра как раз им заниматься буду, так что все увидите!
05 ОКТЯБРЯ: Куда же мы без смолы? Пока есть заявки, надо такие модели делать. К тому же все равно сидеть дома - чего бы не посвятить себя такой новой, совершенно непонятной и явно заказной модели, как этот "Григорович М-9"?
Бокс-арт типичный для малосерийных моделей, для которых не художники рисуют, а дизайнеры выкладывают боковик. Он, в принципе, не плох, но при наличии чертежей это просто красивая картинка, не более... Хотя картинка красивая. Помню, в детстве я такие любил...
Смола производите приятное впечатление. А вспоминая, как я недавно восторгался моделью "Кноллера", выпущенной фирмой "Planet Models" (той же, как я понимаю), жду такой же качественной отливки. Единственный минус, так это то, что фюзеляж отлит в одну деталь. Не то чтобы это совсем плохо, но интерьер красить несколько напряжно. Ну а так все в порядке. Пока в порядке...
Инструкция явно выполнена в стиле "Хрошего модельбуда" - вроде что-то есть, но в то же время вроде как ничего и нет. В общем странно, но пока не начну моделирование, не смогу сказать что-то конкретное про эту инструкцию. Поживем-увидим...
Странно, но декаль дана в двух совершенно одинаковых экземплярах. К чему бы это? Посмотрим - помня "Кноллер" могу сказать, что декали были неплохие, качественные. Посмотрим, как будет на этот раз...
А вот и травленка - и тут очень пугает наличие кабанных, ну то есть двигательных стоек из травления. Это что-то совсем новенькое и я боюсь, что держать двигатель и верхнее крыло они не смогут. Но нам не впервой, моем сделать и замену, на латунь скажем, или на растянутый литник. Много вариантов, будем что-то решать...
Этот листочек был в наборе, а значит я должен его показать. Барахольный листок, как у автомобилей 1/43 от AVD? Да нет, не похож. Инструкция по склейке цианакрилатом? Возможно, надо почитать. Только вот мне, французу, читать по-английски не особо приятно...