В
предыдущий раз мы отметили, что основные тяготы патрульной службы на море лягут на плечи крылья беспилотника. Выбор его типа и аэродинамической схемы достаточно сложен, т.к. ему потребуются частые взлеты и посадки с «пятачка» диаметром около 3,5м; длительное наблюдение за пространством с получением и ретрансляцией сигналов с приповерхностных
роботизированных устройств; предупредительный сброс 81-мм «
Черномора» перед нарушителем и прицельное бомбометание по нему же и подводным диверсантам; сопровождение досмотрового катера и подача сигналов в случае опасности с задержанного судна; участие в поисково-спасательных операциях. И при этом быть неприхотливым, безопасным, с положительной плавучестью, быстро перезаряжаемым и недорогим.
Список задач достаточно насыщенный, конструктивные и тактические ограничения тоже значительные, если рассматривать БПЛА вертолетного или конвертопланного типа. Многодвигательные дроны с вертикальным взлетом и посадкой тоже, как правило, с малой грузоподъемностью - а хотелось бы разместить на «тейлситтере» мощный оптический блок и пару «Черноморов», не говоря уже про достаточные запасы топлива (на 4-5 часов полета). Поэтому снова вынужден разрабатывать собственную конструкцию, исходя из комплекса всех вводных.
Пока вырисовывается гибридный БПЛА самолетного типа с запуском из трубчатой пневматической пушки и посадкой «на хвост» с малой вертикальной скоростью (при выработке большей части топлива). Сложность, как упоминалось, состоит в крохотной посадочной площади, куда надо попасть в любых погодных условиях, и закрепиться даже при отсутствии вспомогающего члена экипажа в данный момент времени (при проведении командой досмотровых операций с единственным оператором на борту, следящего за движением катера и его вооружением).
Заранее обещать безукоризненное выполнение всех нюансов работоспособности я не стану - практика покажет, на что он будет способен. Естественно, будут использоваться радиомаячки короткой базы, непрерывно совершенствоваться алгоритмы управления и подбор взаимного сближения БПЛА с патрульным катером (по- либо против ветра, чтобы снизить влияние боковых порывов воздушных масс). Однако возможности техники не безграничны, как бы мы не пытались всё предусмотреть и оптимизировать.
В любом случае, подход к проектированию «от Задачи», а не «вкрячивание» какого-либо готового решения (дилетантско-академический) с кучей недостатков будет гораздо надежнее в эксплуатации с учетом необходимого количества БПЛА и непрерывной их посменной работы 24-7-365. Это уже потом полученный опыт вместе с комплексом агрегатов можно будет тиражировать на другие виды судов,
включая роботизированные. Для начала потребуется длительная отработка всех заложенных характеристик при различных метеорологических условиях на всех климатических широтах планеты.