Парус, помяли парус! Бахус, виновен бахус...

Feb 01, 2021 13:12





The Reefable and Furlable Automated Wingsail VPLP Design Oceanwings

Для возвращения коммерческому торговому флоту парусного оснащения за рубежом прилагают большие усилия, которые связаны не столько с удешевлением перевозок (экономией топлива), как со снижением выбросов презираемого фанатичными экологами «ненавистного» оксида углерода СО2. И если на суше уже наметились тенденции перевода автотранспорта на электричество и водородные топливные элементы, то морские суда только-только пробуют на вкус СПГ для частичного замещения соляры. А ведь они в общем объеме перевозок составляют около 80% по тоннажу!

Множественные исследования, диссертации, патенты по парусной теме «вращаются» вокруг ограниченного числа технических решений, которые и пытаются усовершенствовать для получения такелажного оснащения, удовлетворяющего основным требованиям судовладельцев. Ведь без дотаций или «стимулирующих» штрафов от парусов на современных судах одни лишь проблемы. И хоть заявляются грандиозные проценты сокращения потребления топлива до 40-50%, но реальные цифры эксплуатации пока гораздо скромнее: 2-8%, т.е. на уровне статистической ошибки эксперимента.



Озабоченные «чистотой природы» (а не финансированием собственных никчемных разработок, как может показаться со стороны обывателя) визгливые «ученые» объясняют такие удручающие результаты малой площадью парусов и жесткими условиями контрактов по времени доставки груза. Здесь есть свой резон: ведь парусами (в т.ч. вращающимися а-ля «цилиндры Флетчера») оснащаются изначально не приспособленные для их установки суда, что влечет перепроектирование плотной палубной компоновки. А высокая скорость, развиваемая винтами пропульсивных движетелей, уменьшает добавку от попутного ветра, но в определенные моменты и тратиться на дополнительное аэродинамическое сопротивление гигантского такелажа - при его встречном направлении, что обнуляет экономию.

И вот уже борцы за экологию требуют законодательно снизить требования поставщиков к транспортным компаниям по скорости перевозок товаров длительного хранения, дабы те в свою очередь могли использовать энергию ветра максимальным образом. Одновременно пытаются побудить проектные фирмы и судостроительные компании на разработку морского транспорта с априорной установкой парусного вооружения. На этой «волне» стали появляться телескопические жесткие крыльевые паруса и « сжимаемые» гармошкой (на картинке вверху) в дополнение к уже набившим оскомину убогим вращающимся роторам Флетчера. Экзотические парашютные системы и воздушные змеи пока так и остаются уделом пытливых умов изобретателей на радость корабельным экипажам, не желающих иметь лишнюю головную боль от эксплуатации всего этого безудержного «фейерверка инноваций».

Как я неоднократно упоминал, у меня уже есть в заделе несколько абсолютно новых вариантов парусов, в основном ориентированных на роботизированные аппараты - где надежность и малое потребление энергии важнее аэродинамических коэффициентов. Однако в « Баттерфляе» я был вынужден вернуться к истокам реальных «тканевых» парусов древности, непреминув вдохнуть в них свежую струю воздуха.

Отдача от любого паруса зависит от его площади - следовательно, необходимо ее максимально нарастить, согласуясь с техническими возможностями плавательного средства (+25...30%). И второе: «выжать» из пролетающего снаружи ветра по-больше его дармовой энергии... с помощью конструктивных ухищрений (3...5%)! Третье свойство, немаловажное в реальной эксплуатации - сохранение целостности такелажа и плавучести судна в штормовую погоду. Четвертое требование утилитарного «ТЗ»: абсолютная автоматизация процесса постановки/уборки парусов с дублированием ручным приводом (в случае отказа механизмов). И при всем при этом желательно иметь совокупную низкую себестоимость входящих элементов.

Я надеюсь, что изобретенный мною парус для «Баттерфляя» удовлетворяет всем перечисленным условиям. Остается вопрос с масштабированием данного решения на суда большого водоизмещения и размерности - тут могут всплыть негативные нюансы... Впрочем, мы не станем заранее «бояться и опускать руки», ведь кроме паруса на «Баттерфляе» еще будет испытан ветрогенератор (частично унифицированный с « Водомеркой») - может вместо затрат энергии на привод роторов Флетчера мы обеспечим электродвижение парусами в виде ветрогенераторов!? Какие широкие перспективы тогда откроются для прозорливого и щедрого Стратегического партнера!

АНПА, гибкое крыло, изобретения, наукаитехника, ветрогенератор, Баттерфляй, робототехника, экология, Водомерка, патент

Previous post Next post
Up