Я выжидал пока все
дилетанты выпукнут из себя бесформенное облачко переводного копипаста про данный АНПА, чтобы они вороватым способом не воспользовались моим интеллектуальным трудом, выдавая мои рассуждения за собственные. Теперь же можно рассмотреть этот подводный агрегат американской ДАРПА с вероятными техническими подробностями. Почему "вероятными"? - Я могу судить о нем лишь по косвенной информации, которую собирал по крупицам несколько лет.
Итак, скорее всего Manta Ray представляет собой скатоподобный
подводный глайдер (приводимый в движение попеременным изменением остаточной плавучести и "парением" в толще воды по пилообразной траектории, как птица или планер) с дополнительными винтами для лучшей маневренности на участках с морскими течениями. Отсутствие дизельного двигателя как у конкурента от Боинга
ОРКА подразумевает энергообеспечение только на АКБ и возможно на элементах изменения объема от фазового перехода. Смысл последних можно прояснить на видах агрегатного состояния воды: самой воды и льда. Минимальная плотность у воды наблюдается при 4градС, а при замерзании в кристаллический лед объем начинает увеличиваться (плотность падает) в зависимости от температуры на 4-8%.
Этот эффект демонстрируют множество веществ (стеарин, парафин), тут важен подбор точки плавления и максимальный коэффициент расширения в узком диапазоне температур: на поверхности моря около 20градС, а в глубине (300-500м) в среднем 5-8градС. Для повышения КПД американцы могут пойти на использование аморфных веществ с разными диапазонами работы для различных акваторий океанов, без унификации. При 1 кубическом метре вещества рабочий объем будет варьироваться около 50 литров - именно такое количество масла будет прогоняться через насос-генератор для выработки дополнительной энергии при погружении и всплытии в слоях воды с большой разницей температур.
Теперь немного о достоинствах и недостатках выбранного конструктивного решения. Как показали испытания более мелких моделей, у мантоподобных форм глайдеров нет никаких преимуществ перед их цилиндрическими аналогами с крыльями. Я не думаю, что масштабный фактор здесь может сильно сыграть в плане движения. А вот для размещения большого объема теплообменников с веществом фазового перехода - это более удачный вариант. Но требуется сетчатый корпус для быстрой замены окружающей трубки теплообменника воды, чего на МантаРее пока не видно. Впрочем, доработка опытного образца еще не закончена.
Сплющенная форма корпуса будет снижать и заметность в активном гидроакустическом поиске в соответствующих проекциях, но при этом же увеличивается поверхность отражения при облучении сверху - как раз где будут работать мои
Мотыли и
Балабы с
ситуативным оборудованием. Аналогично и залегание на дне - без дополнительных мер маскировки (я пока не буду упоминать их) контур АНПА слишком ярко будет выделяться на любом типе грунта.
Применение веществ с фазовым переходом тоже является достаточно сложной задачей как по их заправке (в вакууме), так и эксплуатации (деградация-газификация продуктов, отложения микроорганизмов на теплообменнике - ухудшение теплопередачи, и мн. др.), необходимость выделения для них больших объемов в корпусе и затрат на компенсацию плавучести - это ведет к росту габаритов и без того не маленького АНПА.
Возможность з
аякорения у дна в районах дежурства ПЛ противника - хорошая тактика, а большая площадь поверхности позволит разместить множество разнесенных датчиков для более точного обнаружения местоположения ПЛ и целеуказания по ней своего вооружения - уж пару "нормальных" торпед такой монстр утащит (в отличие от
миниатюрного «Оборотня»)! Вот выработка дополнительной энергии за счет вращения винтов в потоках донных течений под вопросом - у него нет таких громадных импеллеров, как у моего "Бегемотика" - тоже с прицелом на подобное противодействие вражеским ПЛ!
Разборность конструкции я не считаю большим плюсом, т.к. где вмешивается человеческий фактор - там всегда возникает множество проблем. Опять же стыки, их герметизация, куча крепежа - я свой "Бегемотик" проектировал с упором на массовость и технологичность. Их функции с МантаРейем пересекаются на 90%, но за счет простоты конструкции Бегемотиков можно производить гораздо больше. МантаРей заточен скорее на выполнение подлых диверсионных операций, а "Бегемотик" - на единственный неотразимый жертвенный рывок к вражеской эскадре за тысячи миль от собственных берегов. Хотя и постановка
мин "Батон" ими тоже не подспудна...