Наши ревнители любят задавать вопрос: вы что умнее Святых Отцов? Дадим голос этим самым святым. Примечательно, что свят. Феофан Затворник, будучи ученым иерархом Русской Церкви, не был столь категоричным в отношении участи католиков, как современные фундаменталисты:
"Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, - одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну" (цит. по статье арх. Никона (Рождественского), «Угодны ли Богу «иные» веры?»)
«И как христианство - в человечестве, - то все человечество дышит в нем, хотя не все оно причастно животворных действий сего Божественного дыхания. Причина сему та, что в одной части человечества повреждены органы дыхания, другая - большая не подвергает себя влиянию сего благотворного дыхания. Ибо как для того чтоб дыхание производило все полное свое действие в теле, необходимо, чтоб каналы легких были не повреждены и не засорены, так и для того чтоб Божественный Дух оказывал полное Свое действие, необходимо, чтоб органы, Им Самим учрежденные для сообщения Себя, были целы, т.е. все Божественные Таинства и священнодействия сохранялись в том виде, как они установлены св. апостолами, по внушению Духа Божия. ГДЕ ПОВРЕЖДЕНЫ СИИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ТАМ ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННЫМ ДУХОМ НЕ ПОЛНО И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕ ИМЕЕТ ПОЛНОГО ДЕЙСТВИЯ. Так, у папистов все Таинства повреждены, и искажены многие спасительные священнодействия. Папство - легкое со струпами или загноенное. У лютеран большая часть Таинств и священнодействий отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. Близки к ним, но еще поврежденнее - наши раскольники, молокане, хлыстовцы и проч. Все таковые не дышат или неполно дышат; потому суть тлеющие трупы, или чахнущие, как чахнет тот, у коего расстроена грудь» («О Православии с предостережениями от погрешений против него»)
«В письме от 10 февраля, вы спрашиваете мнения моего о мнении некоего, что католическая церковь не еретична. ...Мы с вами - частные лица; и в мнениях своих должны сообразоваться с решением православной церкви. Кажется, св. Церковь наша снисходительна к католикам, - и признает силу не только крещения католического и прочих таинств, но и священства, ЧТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО. ПОТОМУ НАМ ЛУЧШЕ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ, КАК ОТ ЗАДАВАНИЯ СИХ ВОПРОСОВ, ТАК И ОТ РЕШЕНИЯ ИХ. Одно только держать следует, что переходить к католикам не следует, ибо у них некие части в строе исповедания и церковного чина повреждены, или изменены с отступлением от древнейшего. Больше сего не умею что сказать» (Письмо 1181)