Иконография эллинистического иудаизма

May 08, 2024 00:33


Археологические раскопки позднеантичных иудейских синагог в XX веке позволили открыть архитектурный мир эллинистического иудаизма как традиции с богатой религиозной живописью. Раскопки синагог в Сирии, Галилеи и Израиля показали, что полы, стены, потолки и ниши для хранения свитков Торы, в синагогах часто украшались различными образами и символами. Мы видим сцены из Ветхого Завета, изображение иерусалимского Храма, менору, ковчега завета, знаки зодиака и даже персонажи греко-римской мифологии. Самый яркий пример - еврейская синагога в Дура Европос (территория современной Сирии).

Расцвет синагогальной иконографии приходится на III век н.э. Именно этот век считается, периодом расцвета религиозного универсализма в Римской империи. Очевидно, что в эллинистический период иудеи трактовали запрет Торы на изображения не так ригористично, тем более, что изображения в синагогах имели иллюстративно-дидактический, а не культовый, характер. Живописный ансамбль синагоги из Дура Европос важен для определения истоков формирования христианской иконографии. Общность сцен, фигур, поз и жестов в иудейском и раннехристианском искусстве указывает на их тесные контакты и на то, что иконография иудаизма послужила одним из образцов для христианского искусства.



Интерьер синагоги Дура Европос





Переход через Красное море



Настенная роспись синагоги в Дура Европос



Настенная роспись синагоги в Дура Европос

Отнюдь не случайно, в тот же самый период изобразительное искусство появляется и у христиан. Примечательно, что самая ранняя идентифицированная христианская домовая церковь (середина III века н.э.) находилась в том же городе Дура Европос рядом с иудейской синагогой. Церковь имела три помещения, водном из которых был баптистерий, который был украшен изображением Христа «Добрый пастырь». Другие фрески показывают «Исцеление расслабленного» и «Христос и Петр, идущие по воде», трех женщин, приближающихся к большому саркофагу; здесь, скорее всего, изображены три Марии , посещающие гробницу Христа или притча о десяти девах . Так же были также фрески с изображением Адама и Евы, Давида и Голиафа. Примечательно, что хотя фрески в синагоге гораздо более профессиональны, в целом они имеют одну стилистику.



Реконструкция баптистерия церкви в Дура-Европос



Исцеление паралитика



Жены-мироносицы



Добрый пастырь

Каково было их предназначение? Учитывая множество раннехристианских и римских свидетельств об отсутствии у христиан культовых изображений, логично предположить, что христианское религиозное искусство изначально имело тот же смысл, что и иконография эллинистического иудаизма.

О том, что иконы в церквях изначально имели дидактическую функцию, хорошо помнили в древнем Риме еще в VI веке. Так, папа римский Григорий Великий писал в письме еп. Серену Марсельскому: «Изображения устроены в церквях для того, чтобы неграмотные люди могли, по крайней мере, глядя на стены, читать на них то, чего не могут прочесть в книгах. Наш брат поэтому должен одновременно и сохранять изображения, и запрещать людям поклоняться им, с тем, чтобы те, кто не может читать, могли почерпнуть из них знания об истории и в то же время люди не впали в грех поклонения рукотворным изображениям… Одно дело - поклоняться изображениям, и совсем другое - поучаться в живописных историях о том, кому же следует поклоняться. Писание открывает читающему то, что картина открывает невежественному в созерцании, чему он должен следовать - в этом чтение для неграмотных. В особенности же прочим народам картина заменяет чтение… Поэтому недолжно было разбивать их, изображения водружены в церквях не для того, чтобы им поклонялись, но исключительно для научения невежественных».

По свидетельству Иринея Лионского, Епифания Кипрского, Феодорита Кирского и Августина первыми иконы в культовой практике стали использовали во II веке гностики-карпократиане. Приведем цитату из Панариона Епифания: «Итак, во времена Аникеты, как сказали мы, поименованная выше Маркеллина, быв в Риме и изрыгнув вредоносное Карпократово учение, многих из тамошних, совратив с пути, погубила. И отсюда произошло начало так называемых гностиков. У сих еретиков есть иконы, писанные красками, а иные из золота, серебра и прочих веществ, о которых говорят, что это снимки с Иисуса и сии снимки сделаны Понтием Пилатом с самого Иисуса, когда пребывал Он вроде человеческом. Но втайне содержат таковые иконы, а также и некоторых философов: Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих, с сими философами помещают и другие изображения Иисуса, и, поставив, поклоняются им, и совершают пред ними языческие таинства. Ибо, поставив сии иконы, выполняют уже языческие обычаи». Культовые изображения также были у симониан и василидиан, за что сильно порицались отцами Церкви.

иудейская иконография, истоки христианской иконографии

Previous post Next post
Up