Что не так с критерием преп. Викентия Леринского

Feb 09, 2024 16:14


Знаменитый принцип определения истинного предания Кафолической Церкви преп. Викентия Леринского (V век н.э.), звучит так:

«В самой же Вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все (quod ubique, quod semper, quod ab omnibuscreditum est).… А этому правилу мы будем верны… если будем следовать всеобщности, древности и согласию. Следовать всеобщности, значит признавать истинною ту только веру, которую исповедует вся Церковь по всей земле; следовать древности, значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого неизменно держались наши святые отцы и предки; следовать, наконец, согласию - значит в самой древности принимать только те вероопределения и изъяснения, которых держались все… или почти все пастыри и учителя» («О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики»).

С формально-логической точки зрения, все три критерия основаны на логической ошибке под названием petitio principii (предвосхищение основания) -  когда в качестве аргумента (основания), обосновывающего тезис, приводится положение, которое само нуждается в доказательстве. Рассмотрим:

  1.  Всеобщность. Кого считать членами «всей Церковью по всей земле»? Каковы её границы? Очевидно, что если её членами являются не только те, с кем был согласен преп. Викентий в вере, то критерий перестает работать. Такое определение границ Церкви, которое исключает несогласных в вере, ничего не может сказать о правоте тезиса.

  1. Древность. Кого считать святым отцом? Очевидно, что раз кто-то в конкретной традиции считается святым отцом, это означает, что его мнение будет соответствовать мнению автора данного критерия. Логично, что святой отец для автора критерия - априори не еретик, имеющий отличное от традиции мнение.
  2.  Согласие. Согласие большинства епископов не может само по себе свидетельствовать об истинности чего-либо. Как минимум, оно может быть лишь косвенным признаком, но не доказательством. Истинность положения обосновывается не количественным критерием, а качественным. 2х2 не равно пяти, не потому что так считает большинство, а потому что такова реальность.

священное предание

Previous post Next post
Up