Денвер, США. газета «Горизонт», № 30 - 31, август 2006 г.
Прочел недавно, что, мол, евреи и арабы - «братаны». Резануло слух. Но миф устоялся прочно, мол, да, евреи - от Исаака( Ицхака), а арабы - от Исмаила (Ишмаэля), и отец у них общий - Аврам (Авраам), значит, пусть хоть и не единоутробные, но братаны... Евреи называют Аврама первым евреем («...и сообщил Авраму-еврею...», Тора, Брейшит, 14:13; или в христианской Библии, издание Синода: «И пришел, и известил Аврама Еврея»... Бытие, 14:13). Арабы, которым не соврать, так не продать, называют Аврама первым мусульманином. Так, мол, в Коране записано (а то, что Коран был создан только в 7 веке уже новой эры, т.е. как минимум, на пару тысяч лет позже Торы и во многом скопирован с нее, в расчет не принимается).
Где родина арабов?
Родина арабов - Аравийский полуостров, территория площадью более двух с половиной тысяч кв.км., ныне здесь размещены Саудовская Аравия, Йемен, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, Маскат и Оман, Южный Йемен.
Лев Гумилев (1978) пишет: «О происхождении арабов свидетельствуют только легенды в Книге «Бытие», а исторически зафиксировано, что в течение почти тысячелетия в Аравии жили разрозненные племена бедуинов и садоводов и не имевших даже общего самоназвания. Никаких тенденций к объединению не возникало. ...В 7 веке выступил Мухаммед с проповедью единобожия. ...Мусульманский субэтнос завоевал всю Аравию... Мекканские купцы и бедуины пустыни предпочли смерти или рабству обращение в ислам. Так создался новый этнос с измененным стереотипом поведения и с самоназванием - «арабы».
Одно из племен, предшественников арабов, набатеи, еще на рубеже IV-III тысячелетий жило к югу от Мертвого моря по направлению к Красному морю. Много позже, они первыми из племен-кочевников Аравийского полуострова, соприкоснулись с эллинско-римским миром, восприняв ряд его достижений. Интересно, что они переняли от арамейцев (не забудем, древние евреи говорили и писали и на арамейском языке) письменность, приспособили ее к своей фонетической системе и на ее основе создали прототип современного арабского письма.
А.Азимов (США) считает, что исмаилиты, как и имя Исмаил (Ишмаэль) - эпоним группы арабских племен, живших на территории к юго-востоку от Ханаана и юго-западу от Междуречья до южной части Аравийской пустыни. Но дело в том, что сами те племена в давние библейские времена себя исмаилитами не называли и свое происхождение или родство с еврейскими патриархами не связывали. Скорее всего, они об этом вообще ничего не знали.
Когда возник ислам?
«Хорошо известно, что религией народов семитской языковой группы (аккадцев, халдеев, ассирийцев, ханаано-финикийцев, арабов и др.), за исключением израильтян, первоначально был политеизм»(А. Мень, 1985). Арабские племена были язычниками, в Мекке они поклонялись Каабе, вокруг которой стояло 360 идолов (это языческое капище Мухаммед уничтожил, оставив только Каабу, черный камень). Именно Мухаммед и его последователи ввели среди арабских племен единобожие, веру в единого Аллаха. Началось это в 7 веке новой эры.
«Родословная народов» по Торе (Библии).
Послепотопный прародитель Ной (Ноах) имел трех сыновей: Йефета, Хама и Шема (в греко-латинской транскрипции - Сем, в русской - Сим). Их потомки определены как зачинатели всех известных в библейские времена народов. Конечно, это еще не означает научную достоверность этой генеалогии народов, скорее здесь подчеркивается вообще, что человечество - это единая семья народов. Что, кстати, все больше подтверждают археологические и генетические данные современной науки.
В данном случае нас больше интересуют потомки Сима. У него было пять сыновей (Эйлам, Ашур, Арпахшад, Луд и Арам). У внука Арпахшада, Эвера, было два сына.
У одного из них, Йоктана, родилось 13 сыновей. О которых написано: « И были их поселения от Меши в сторону Сфара, горы Восточной» (Бытие, 10:24-30).
У второго сына Эвера, Пелега, в четвертом поколении родился пра-правнук Терах, отец Аврама. А дальше уже всем известно - служанка-египтянка Агарь родила Исмаила, а жена Аврама Сара - Исаака, после чего Аврам стал именоваться Авраамом, отцом народов.
Что же написано в Библии об Исмаиле (Ишмаэле)?
«И сказал ей ангел Бога: «Вот, ты родишь сына, и наречешь ему имя Ишмаэль.
...И будет он дикарь-человек: рука его на всех, рука всех на него. И пред лицом всех братьев своих разместится он» (Тора, Бытие, 16: 11-12). В Синодальной Библии тот же текст, но об Измаиле сказано так «Он будет между людьми, как дикий осел, руки его на всех, и руки всех на него...». Если арабы от Измаила, то все верно. Если не от Измаила, все равно верно...
Что сказано о будущем Ишмаэля? «И о Ишмаэле услышал я тебя; Уже я благословил его, и распложу его, и умножу его чрезвычайно; Двенадцать князей произведет он, и я сделаю его великим народом» (Брейшит, 17:20). И далее Бог вновь сообщает Авраму: «Но и от сына служанки - народ произведу я из него, ибо он потомок твой» (Брейшит, 21:13). В принципе, все можно понять - не желая обидеть Аврама, все-таки, хоть и от служанки, незаконный, но сын же, Бог обещает Авраму «светлое будущее» его сыну Ишмаэлю.
Но дальше происходит то, на что как-то не всегда обращают внимание - мать Ишмаэля - египтянка (а в те далекие времена египтяне были совсем другим народом, ныне уничтоженным, место которых заняли захватчики-арабы). И женит она сына тоже на египтянке: «И поселился он в пустыне Паран, и мать его взяла ему жену из страны Египетской» (Брейшит, 21:21).
Паран - область без четких границ, видимо, Синайский полуостров и территория между Ханааном и Египтом, места обитания кочевых племен, которых древние евреи и могли относить к исмаилитам. И еще раз подчеркнуто в Библии: «А вот родословие Ишмаэля, сына Аврагама, которого родила египтянка Гагар (Агарь), рабыня Сары» (Брейшит, 25:12). Родилось у Ишмаэля 12 сыновей, «двенадцать вождей их племен» и «расселились от Хавилы до Шура, что пред Египтом, - вплоть до Ашура» (25:16,18). Каким же образом дети Ишмаэля (который был «сыном» еврея и египтянки), дети полуегиптянина и египтянки, могли превратиться в арабов?
Больше в Торе об ишмаэлитах, как народе, нигде и ничего не говорится, хотя список народов и племен, с которыми приходилось сталкиваться израильтянам или о которых они хотя бы слышали, достаточно большой. И термина «арабы» в Торе нигде не встретить, не было в библейские времена такого народа, во всяком случае могли быть кочевые племена под другими названиями, которые уже во времена Мухаммеда были объединены под этим названием. Ученые-этнографы очень тщательно анализируют все данные, приводимые в Библии, идентифицируя их с древними или современными народами,но вот библейского народа по имени «арабы» напрямую не обнаружили.
Ученые считают, что имя Измаил, очевидно, было названием какого-то древнего племени, вскоре исчезнувшего в дебрях истории, и термин «измаильтяне» употреблялось в Библии как общее название кочевников пустыни. В ряде эпизодов мидианитов (мидьянитян) тут же именуют в нарицательном общем смысле «ишмаэльтянами» (Брейшит, 37:25, 27, 28, 36; Шофетим(Судьи),8:22-28), понимая под этим просто обозначение людей из пустыни. Позже, в период Второго Храма, когда расширились торговые связи евреев с протоарабскими племенами, их тоже стали называть измаильтянами.
Как же арабы стали «потомками» Ишмаэля-Авраама?
Мухаммед, путешествуя с торговыми караванами, интересовался рассказами евреев и христиан об их верованиях и святых книгах. Идея с Ишмаэлем ему понравилась, и он объявил, что жители Аравийского полуострова, арабы, и есть прямые потомки Ишмаэля, а значит и Авраама. Отсюда прямой путь к двум кардинальным утверждениям арабов. Они, арабы, напрямую от Бога (назвав его Аллахом) и потому Мухаммед и его последователи считают его, Мухаммеда, пророком и посланником Бога, а всех предшественников - Авраама, Исаака, Яакова, Моисея, Давида и т.д. (переделав их имена на свой лад) первыми мусульманами, к которым евреи не имеют никакого отношения.
В Коране (2:125) сказано, что Исмаил помогал своему отцу Аврааму (Ибрахиму) превратить Каабу в Мекке в святилище истинной веры. Но до Мухаммеда, т.е. до 7 века новой эры, Кааба была прибежищем язычников с 360-ю идолами, и ни о какой «истинной» вере не могло быть и речи! Да и что было делать Аврааму в Мекке за две тысячи лет до рождения Мухаммеда?
Так Авраам стал не только, по мнению арабов, их предком, но и основателем Ислама как религии. Мухаммед внимательно слушал рассказы евреев о Торе...
И второе утверждение, вытекающее из первого, - Ишмаэль, как старший сын Авраама, по их утверждению, был незаконно лишен права наследования, и потому вся земля Ханаана ( Эрец-Исраэль, или Святая Земля) «по праву» принадлежит именно Ишмаэлю, а потому именно арабам. Значит, по убеждению арабов - евреи не имеют права на землю Ханаана (которую по недоразумению, по инерции мышления и политическим целям все еще называют Палестиной), и Израиль здесь - «незаконное сионистское образование». На этом построена вся «идеологическая» платформа современных арабов, и с их подачи, мусульман. Причем, признание, на их взгляд, евреями родства Ишмаэля и Ицхака, сыновей Авраама, безоговорочно легитимизирует требования арабов, считающих себя (так им хочется) потомками Ишмаэля, хотя нигде и никем это документально не утверждалось и не было доказано. В научном мире этот вопрос даже не поднимается.
Опять же, не учтена «небольшая деталь» - у всех народов и у всех правителей всех времен дети от наложниц, рабынь, любовниц не считались законнорожденными и не могли претендовать на прямое наследование ни власти, ни имущества своих «высоких» отцов. Не может быть исключением и Ишмаэль, и все те, кто за счет спекуляции на его имени хотели бы подмять под себя то, что им не принадлежит.
Если идею с Ишмаэлем арабы взяли из Торы (а больше им негде было ее взять, ибо собственных источников их «божественного» происхождения не существует, если, конечно, не считать Коран, по сути являющийся «избранным» и путанным изложением многих положений Торы), то надо бы учесть, что там написано.
А написано там так: «И отдал Аврагам все, что у него, Ицхаку. А сынам наложниц, что у Аврагама, дал он подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в страну восточную» (Брейшит, 25:5,6). Следует обратить внимание на формулировки: Ицхак подчеркнуто повторно назван сыном Аврагама, которому отец отдает все наследство, остальные же названы «сынами наложниц», удостоенные лишь подарков. В этом суть.
Непонятно и другое. Ишмаэль, как сын Авраама, первым принявшего единобожие, должен был бы разделять его убеждения. Однако до седьмого века новой эры арабы оставались язычниками. Или Ишмаэль не смог передать потомкам свои убеждения, или, опять же, потомки Ишмаэля и арабы - разные племена, слившиеся позже в языческий конгломерат, существовавший до эпохи Мухаммеда.
Монотеизм арабов появился на полтора тысячелетия позже монотеизма евреев. Это неоспоримый научный и исторический факт. И если мусульмане заявляют, что, мол, они всегда, от сотворения мира, были истинными мусульманами, просто они сами этого не знали и не понимали, пока им Мухаммед не раскрыл глаза, то тем хуже для них. Похоже, как две капли воды на тот наивный детский обман, которым малые ребятишки пытаются «обмануть» взрослых, когда набезобразничают.
Во времена борьбы с космополитизмом в СССР существовал анекдот: в одной деревне копали очень глубокий колодец, ничего не нашли, даже проволоки, из чего заключили, что именно в их деревне был изобретен беспроволочный телеграф.
А. Вильшанский(2001) обращает внимание на еще важную деталь. С Авраама началось у его потомков обрезание, как символ Завета с Богом. Этой же процедуре подвергся и Ишмаэль. Известно, что египтяне тоже практиковали обрезание. Если арабы - от Ишмаэля, то почему доисламские племена, впоследствии принявшие самоназвание аль-араби, не практиковали обрезание? Когда визирь набатеев (одно из аравийских, арабских, племен) обратился к иудейскому царю Ироду (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) с просьбой отдать в жены сестру Саломею, тот поставил условием обрезание. На что визирь ответил, что у них это невозможно, ибо они презирают этот обычай и его, визиря, могут в наказание побить камнями.
Мусульмане об Исмаиле
Идея происхождения арабов от Исмаила принадлежит Мухаммеду. Сита Рам в своих статьях (интернет) обращает внимание на то, что в библейской фразе «Бог Авраама, Исаака и Яакова» (см. в Торе и Библии), в Коране вставлено имя Исмаила, т.е. все они становятся прародителями арабов. Как в свое время в триаду «Маркс-Энгельс-Ленин» вставили имя Сталина, как «истинного творца» самого «передового в мире учения»...