Вам и не снилось.

May 29, 2013 00:17


От себя: Презентующая статья о фильме «Чистилище», из журнала «Cinema» за сентябрь 1997 года.  Интересные и сомнительные моменты выделил жирным шрифтом, а так же сделал "разбор полетов" в конце статьи.
.
Вам и не снилось.
.


.
Скоро мы узнаем ещё одну правду о Чеченской войне…
.
Дана задача: угадать с одного раза автора фильма. Вводные: название фильма «Чистилище». Автор идеи, сценария, режиссер и продюсер - один и тот же человек. Тема - война в Чечне. Основа - собственные репортерские впечатления. До официального публичного показа ни метра отснятого и смонтированного материала не кому не показывает. Имена финансовых партнеров и финансовый бюджет картины держит в тайне. Заявляет, что коммерческого интереса не преследует.
.


.
  Можно держать пари, что каждый, ознакомившийся с условиями «задачи», с ходу назовет имя создателя произведения, не смотря на то, что он - персона, к кинематографу отношения не имевшая. Разумеется это - Александр Невзоров. Вернее, как он давно сам себя уважительно величает (в титрах своих телепрограмм), Александр Глебович Невзоров. Причем как данность последуем и его примеру.
.


.
И так, в Приозерске, в Сестрорецком районе и иных уголках Ленинградской области, а так же в Дагестане проходили съемки игрового фильма «Чистилище», которая станет режиссерским дебютом Александра Глебовича в кино. Очевидцы рассказывают (а фотоснимки это подтверждают), что по количеству оторванных конечностей, отстреленных снайперами гениталий, отрезанных голов и кожи, содранной с людей живьем, этот фильм будет превосходить все, когда-либо виденное человечеством за всю его историю. А стало быть, не трудно предположить, что нас ожидает картина, предназначенная далеко не для слабонервных.
.


.
  Если строго придерживаться фактов, то идея создания этого фильма родилась у Александра Глебовича во время январских событий 1995 г. в городе Грозном, в дни штурма города федеральными войсками, когда А.Г. лично присутствовал на театре боевых действий. Собственно, связной истории в сценарии не было: был набор эпизодов (основанных на личных впечатлениях). Было желание рассказать об этой войне во всеми подробностях. А значит и со всеми её ужасами, ограниченными лишь рамками экранного времени. Почему же тогда не сделать документальный фильм, смонтировав те километры живой кинохроники, которые были отсняты А.Г.  в Чечне? Опять-таки, по свидетельствам очевидцев, хотя этот хроникальный материал обширен, но несколько однообразен. Сам автор фильма объясняет свое обращение к игровому кино несколько иначе «Этот фильм снимается на документальной основе, рассказывает о событиях, происшедших на глазах у автора.
.


.
Это автобиографический фильм. Все его герои реальные люди, живые и мертвые. У всех героев сохранены подлинные имена и фамилии. Но эту войну невозможно показать только средствами документального кино. Лишь средствами художественного кино можно отразить эти события, характеры, лица. Автор фильма с телекамерой прошел не одну войну, он был участников всех современных войн (! - И.П.)и знает, что реальность не очень кинематографична. Если бы было известно заранее, что произойдет, кто куда поедет, откуда будут стрелять, кто заплачет, а кто засмеётся, можно было бы расставить множество камер и снимать, не обедняя реальность. А коль скоро такой возможности нет и быть не может, было приято решение конструировать реальность заново». Поэтому А.Г. прекратил репортерскую деятельность и занялся кинорежиссурой, сделав «Первый художественный фильм о войне в Чеченской войне, который, по сути дела, представляет собой скорее процесс реставрации событий, нежели сочинительство».
.


.
По ходу съемок сценарий постоянно изменялся, так что на сегодня отснятый и смонтированный материал в основном не совпадает с литературной первоосновой. Что, по всей видимости, не вызвало конфликта между автором сценария и режиссером-постановщиком.
.


.


.
Фильм снимался на видео (BETACAM SP) с киноэффектом. Съемки производились одновременно тремя камерами съемочной группы Невзорова: главный оператор - Виктор Михальченко, операторы - Николай Медведев и Анатолий Захаров. Постановщик трюков, сыгравший так же роль командира разведроты по кличке «Кобра», - каскадер Вячечлав Бурлачко. Среди исполнителей главных ролей - две кинозвезды: Виктор Степанов (гвардии полковник Виталий Суворов) и Юрий Кузнецов (старшина Оголовьев). В роли Чеченского полевого командира - диджей «Радио Модерн» Дмитрий Нагиев. Другой диджей этой же радиостанции, Сергей Рост, сыграл наводчика танка Кльотца (похоже, А.Г. с «Радио Модерн» связывает особая творческая близость). В массовых сценах участвовали военные медики, военнослужащие МВД и железнодорожных войск.
.


.
  Итак, премьеры ждать осталось недолго, она запланирована на осень 1997 г. Тогда мы, наконец, узнаем суровую правду об этой войне, как раньше узнавали суровую правду от того же автора суровую правду о Приднестровье, Вильнюсе, Сербии. Там тоже не вся реальность оказывалась достаточно кинематографичной, и эксперименты по «конструированию реальности заново»  проводились ещё в ту пору. Так что путь А.Г. в игровой кинематограф начался уже давно. Что до результата, то поживем - увидим, если нервы выдержат.
.
Ирина Павлова
Журнал «Cinema» сентябрь 1997 г.
.
.
Разбор полетов.
.
От себя: думаю я «дорос» до того что бы разбирать подобные детали, разбирая их на основе предыдущих статей и собственно после просмотра самого фильма. Констатируя свои доводы ссылками на предыдущие статьи и сторонние сайты. Жду критики.
.
  1. Непонятно какие именно сцены могли быть отсняты в Дагестане. Либо это «такой пиар», либо они были отсняты, но не вошли в окончательный фильм. Предположу: из прочитанного сценария на ум идет лишь не большой фрагмент с не вошедшей сценой о ехавшей колонне помощи, которую перебили в пути. Но для этой сцены отлично бы подошла площадка на улице Лагоды так как, в сценарии указан именно город, а момент, отснятый в Дагестане войти как небольшой фрагмент на пути в город, перед разгромом колонны. По идеи не такой уж и важный момент, который действительно можно было бы просто не снимать, тем болью заворачиваться с переездом для этого момента в Дагестан. Никаких других предположений в голову не идет. Так же фигурирует название сцены в начале фильма, когда Чеченцы остановили Газ-66 и осматривали кунг, после чего собственно были убиты как «на въезде в город». Так что может быть кадры Дагестана должны были быть перед этой сценой.
.
  2. Описанный фрагмент: «Юрий Кузнецов сыгравший роль старшины Ивана Оголовьева». После просмотра фильма, мы видим факт, что артист Юрий Кузнецов не снимался в фильме и даже больше, об этом не указано не в списке актеров фильма, не в фильмографии Юрия Кузнецова. Возможно мы видим: полностью вырезанного из окончательного фильма одного из не массовочных персонажей в фильме (судя по сценарию), который полностью отсутствует в фильме. Со слов актера Романа Жилкина, он припоминает его фото в гриме со съемок, но не помнит его на съемочной площадке.
.
  3. Описанный фрагмент: «Сергей Рост, сыграл наводчика танка Кльотца». Для начала: скорее всего, это описка с фамилией в самой статье (предположу: что разговор, записанный на диктофон, так как это печатное издание, потому фамилия могла быть записана на пленку не достаточно четко), как и описка к фотографии с Константином Бутаевым, которую я специально разместил с этой опечаткой. В сценарии имя наводчика танка, упоминается как Богдан Клёц.
.


.
  4. Описанный фрагмент: «Все его герои реальные люди, живые и мертвые. У всех героев сохранены подлинные имена и фамилии». Абсолютно не известны кто такие могли быть под именами: Слава Ящиков - поиски человека с таким именем не чего не дали не только мне одному, Виталий Суворов - тут есть предположение что это, скорее всего полковник, командир 131 ОМСБР Иван Савин, так как есть множество схожих данных, даже с поврежденным глазом (хотя это может быть совпадение, сомневаюсь что Невзоров мог знать такие подробности про ранение через глаз), но почему тогда вымышленное имя? Полковника проще найти, чем срочника медика (судя по сценарию) Вячеслава Ящикова, но все равно никаких результатов. Такая же картина и со старшиной Иваном Оголовьевым и наводчиком танка Богданом Клёц (по сценарию у него такое имя и фамилия).

Чистилище

Previous post Next post
Up