Бамут Константина Камрукова, последующие дни.

May 23, 2013 10:26


Описание боевых действий 166 бригады при взятии н.п. Бамут фотографом 166 бригады мл. сержантом Камруковым Константином. Текст публикуется в сильно сокращенном варианте.
.
.
Предыдущую часть статьи можно прочесть по ссылке.
.
.
Утром разведчики  первыми просочились в Бамут. А я с утра на замкомбриговской БМП поехал в село, мы поехали целевым назначением: в одном из дворов стоял побитый УАЗик, в нерабочем состоянии.  Мы должны были отбуксировать его в распоряжение комбрига. Пока экипаж БМП пытался вытащить из завалов машину, я обошёл несколько соседних домов и, к своему большому удовлетворению отыскал несколько книг. К полудню Бамут наполнился военнослужащими и техникой из различных подразделений МО и МВД. Скучая, я присел у одного из домов. В какой-то момент рядом оказался прапорщик из армейского спецназа. Молодой парень, примерно моего возраста. Он тоже никуда не спешил. Разговорились. Пока я мирно беседовал с прапорщиком, где-то рядом прожужжала пара пуль  - это его коллеги спецназовцы развлекались стрельбой из винтовки с глушителем.
Вот так буднично, войска встали на постой в Бамуте, заняв приглянувшиеся дома. На этом и закончился знаменательный день первой чеченской войны - 24 мая  "день победы" над селением-крепостью Бамут.  
Пробыли в селе пять суток. То были тихие, спокойные, размеренно тянувшиеся тёплые деньки. Лишь один нюанс слегка омрачал наше военно-полевое благолепие. Во дворе, где мы расположились под большим навесом, метрах в трёх-четырёх от нас имелись развалины сарая. Видимо там задавило какую-то живность и она потихонечку разлагалась производя весьма характерный запах тухлятины.  Днём мы были предоставлены самим себе. Первые два дня я ещё походил по окрестным домам, которые пустовали, изучал быт чеченцев. Дома с подворьями, простая мебель, отсутствие колодцев и бань, туалеты на улице, отопление печное. Внешне в сельской Чечне всё, как и в провинциальной России. Но вот что касается внутренней, духовной жизни, то мне запомнилась одна крошечная деталь, размышляя над которой можно прийти к интересным обобщениям. Во многих домах я видел одну и ту же фотовиньетку, на ней овалы с лицами бородачей в папахах, человек десять. Под каждым портретом написано имя. Кто-то мне пояснил, что это были реально существовавшие люди - имамы, руководившие чеченским народом от времён Шамиля.
Зная мой интерес к книгам, сослуживцы подсказали, что через три двора от нас в доме имеется целая библиотека. Я направился туда. Дом выделялся из остальной застройки своей двухскатной крышей, как в русских сёлах (у чеченцев, и на Кавказе вообще, почему-то предпочитают делать четырёхскатные крыши). Зайдя в дом, я осмотрел обстановку.  Тематика книг и школьный журнал успеваемости говорили о том, что до нашего прихода в доме жила учительница русского языка. Вероятнее всего и сама она была русская, так как на конвертах от писем, получателем значилась женщина с русской фамилией. В журнале успеваемости имелось не больше десятка фамилий учеников. Их успехи в языкознании (если судить по оценкам), хромали на обе ноги.
Второй день пребывания в Бамуте ознаменовался забавным эпизодом. Было часов десять утра, кругом царила умиротворяющая тишина. Я сидел на бревне возле нашей БМП и смотрел на сапёров, которые также, как и я, расслабленно сидели во дворе дома напротив, через дорогу. Обстановка была мирная, сонная. Неожиданно тишину вспороли звуки нескольких автоматных очередей и разрыва. Они донеслись с окраины селения. Первая мысль, как и два месяца назад, под Белготоем: "Чеченцы атакуют! Охранение проспало!".  Хватая автомат, я лихорадочно пытался сообразить, где укрыться и как действовать. При этом краем глаза наблюдал за тем, что делают сапёры. При звуках выстрелов все они хором присели, пригнулись и стали жаться к стене дома, к ограде. Один из них осторожненько высунул голову со двора на улицу и посмотрел в сторону выстрелов. По тому, как он сразу обмяк и не спеша выпрямился, я сразу сообразил, что тревога ложная. Оказалось, приехал телекорреспондент одной из новостийных программ. Видимо ему был нужен  сюжет об ожесточённом сражении за Бамут. Но поскольку такового в природе не случилось, да и приехал он поздновато, пришлось бедолаге осуществлять театрально-полевую инсценировку не существовавшего события. С этой целью несколько бойцов из разведроты картинно попрыгали в развалинах дома на окраине села и шмальнули из автоматов по кучам битого кирпича, а пехотинцы раза 2-3 стрельнули из ручного противотанкового гранатомёта  по пустой бочке лежавшей на обочине дороги и добили её длинными очередями из автоматов и пулемёта. Шум был впечатляющий. Постановка длилась минут сорок. Потом "корреспондент" взял несколько интервью у "героев". Ребята из охраны комбрига видели отснятый сюжет "о взятии Бамута" по телевизору и говорили, что он был классно смонтирован - производил ощущение реального события.
На третий или четвёртый день стояния в Бамуте мне довелось проехаться с комбригом на БТРе в подразделения тылового обеспечения, которые в село не вошли, а встали рядом с ним, на равнине. По пути нам встретился бортовой "Урал", в кузове которого была закреплена цистерна для воды. Там же, в кузове, сидело с десяток бойцов (вроде как сопровождение). Гражданский человек ничего бы не заподозрил: просто солдаты едут за водой. Но военному-то сразу ясно, что за одиночной машиной, едущей в непонятном направлении в районе боевых действий, без сопровождения БМП или БТРа, кроется криминал. Комбриг тормознул подчинённых и лично прошмонал грузовик. Оказалось, что бойцы везли на продажу чеченцам двухсотлитровую бочку солярки, дымовые шашки и ещё какую-то военную утварь. Комбриг, закончив шмон констатировал:
- Кому война, а кому мать родна.
 За время нахождения в Бамуте наш рейдовый отряд потерял одного солдата. Погиб он очень буднично. Боец сидел на передке БМП. Машина, пропуская встречный грузовик, съехала на обочину, а там мина. Ребристый щит, закрывающий моторное отделение, не был завинчен и подскочил. Бойца сбросило на землю и раздавило гусеницей.
Из Бамута наш рейдовый отряд ушёл 30-го мая, в яркий солнечный день. После этого несколько дней отряд простоял в уже знакомой рощице среди полей. Вроде бы нам предстоял очередной бросок в горы, но дали отбой и мы вернулись в базовый лагерь под Шали.
.
.
166 бригада.

166 бригада, Бамут

Previous post Next post
Up