Оригинал взят у
anchiktigra в
Икона Божией Матери "Призри на смирение" День празднования: 29 сентября
Икона Божией Матери "Призри на смирение". Молитва
О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном. Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси, тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси души наша, яко любвеобильная Мати.
Кондак, глас 3
Пренепорочная Дево, отображение лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Призри на смирение» Икона «Призри на смирение»: значение её для верующих
В чем помогает икона «Призри на смирение»?
Перед иконой Божией Матери "Призри на смирение" молятся Пресвятой Богородице об избавлении от нужд и утоления от скорбей, исцелении от болезней, о женском здоровье и благополучии.
Как и любому другому образу Пречистой Девы, этой иконе можно поверять все свои самые сокровенные мысли и переживания. Царица Небесная щедра на милость и неизменно приходит на помощь каждому, кто с истинной верой обращается к Её чудотворному образу. Для Неё, как и для Её Предвечного Сына, нет ничего невозможного, поэтому любая просьба будет исполнена, лишь бы это было во благо просящему и не во вред другим людям. В этом её великое значение для всех, кто исповедует христианскую веру. Но, кроме этого, есть одна важная особенность, которой обладает икона «Призри на смирение». В чем помогает она живым людям ― уже сказано, но дело в том, что возносимые перед ней молитвы также несут помощь и мёртвым, не пожелавшим, покидая этот мир, раскаяться в содеянных грехах. Считается, что просьбы о даровании им прощения и Вечной Жизни необычайно благодатны и действенны.
Перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться и оттого страдающих болезнями и духовными тяготами, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений. По молитвам Божией Матери перед иконой Ее «Призри на смирение» подается помощь всем притесняемым, гонимым, отчаявшимся, некрепким в вере, выявляется правда и обличаются наветы и клевета, оправдываются невиновные. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.
Испытавшая скорбь в земной жизни, Пресвятая Богородица слышит немолчные вопли наши и слагает их в сердце Своем, один вздох, ни одна слеза человеческая не укрыта отнашей Заступницы. Мы взываем: "Пресвятая Богородице, спаси нас", потому что знаем силу Ее молитвы, которую Спаситель по любви к Ней тут же исполняет.
Икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.
Среди многообразия икон Пресвятой Богородицы есть одна, история которой необычна тем, что заключает в себе два её чудесных явления. Они отстоят друг от друга почти на шесть столетий, но сопровождались чудесами, засвидетельствовавшими Её готовность творить помощь всем, кто обращается к Ней с верой и любовью. Это икона Божьей Матери «Призри на смирение».
Явление псковичам спасительного образа
Впервые этот чудотворный образ был обретён в 1420 году. Обстоятельства происшедшего скрыты от нас, но сохранилось летописное свидетельство тех лет, повествующее о том, как во времена благочестивого князя Московского Василия I обрушились на псковскую землю неисчислимые бедствия. За грехи псковичей попустил Господь случиться в их краях моровому поветрию, уносившему ежедневно десятки жизней. А в довершение бед вторгся в их землю литовский князь Витовт со своей дружиной.
«Призри на смирение» означает - смотри, как мы смиренны перед Тобой
В это-то тяжёлое время и была обретена псковичами икона «Призри на смирение». Летописец рассказывает, что явилась она людям недалеко от Пскова, на берегу озера Каменного. Нашедших её поразило то, что из правого ока Богородицы текли капли крови на всём протяжении пути до города, куда икону перенесли с большими почестями. Чудесный образ был помещён в Троицком храме. День обретения иконы - 29 сентября - стал отмечаться как праздник, напоминающий о столь важном событии.
Помощь, ниспосланная через икону
Кровавые слёзы Царицы Небесной были истолкованы как указание на то, что Богородица всецело сопереживает жителям попавшего в беду Пскова и готова прийти к ним на помощь. Икона «Призри на смирение» стала предметом всеобщего почитания, и вскоре Богородица явила через неё свою милость, благополучно избавив город и от моровой язвы, и от нашествия иноплеменников.
Троицкий собор, где был помещён чудотворный образ, претерпел в своей истории много несчастий, причинивших вред его убранству и хранившимся в нём святыням. Это и стихийные бедствия, и пожары, и злая воля людей. Многое из наследия прошлых веков не дошло до нас. Утраченной оказалась и икона Божьей Матери «Призри на смирение» ― та самая, что явилась псковичам в XV веке. Последнее упоминание о ней датируется XVIII столетием, и с этих пор её след теряется.
По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у иконы Божией Матери «Призри на смирение» исцелилась глухонемая отроковица, которая молилась вместе со своей бабушкой. Однажды девочка вдруг позвала: «Бабушка». Удивленная бабушка стала расспрашивать внучку, как это произошло? - «Эта тетя на меня подула» - проговорила девочка, указывая на чудесный образ Богоматери.
В Киеве на Днепре женщина с дочкой катались в лодке. Мама отвлеклась и не заметила, как ребёнок упал в воду. Когда она спохватилась, девочки уже не было видно. Женщина взмолилась Божией Матери, и в водах реки, как на стекле, отобразилась икона «Призри на смирение». Богородица подняла малышку со дна, и та была спасена.
Сегодня, посещая Троицкий кафедральный собор Псковского кремля, можно увидеть справа от алтаря лишь список с того образа. Известно, что икона «Призри на смирение» является довольно редкой. Одна из копий, выполненная в конце XVII века, хранится в храме Флоровского женского монастыря в Киеве, а другая находится там же, но в Свято-Введенском мужском монастыре. Стену собора, где она помещена, украшает аналогичный образ, выполненный в мозаичной технике.
Создание списка с древнего оригинала
С иконой, хранящейся в мужском монастыре, связано чудо, сопровождавшее её обретение уже в наши дни. Известно, что этот список был выполнен со старинного оригинала некоей княгиней, принявшей монашество под именем Марии. Эта благочестивая женщина была наделена свыше художественным даром.
Сохранились свидетельства, что образ, о котором идёт речь, она писала не обычной кистью, как это делают все живописцы, а особой ― сделанной из святых мощей. Краски же для своей работы она замешивала на святой воде, и в период письма непрестанно творила Иисусову молитву. В результате икона, созданная ею, была исполнена Благодати Божьей и обрела способность к чудотворению.
Когда произошёл большевистский переворот, а затем последовали десятилетия гонений на церковь, то чудотворная икона «Призри на смирение» из Свято-Введенского монастыря хранилась долгие годы в доме монахини Феодоры. Когда же настали времена демократических перемен, и государственное богоборчество отошло в прошлое, благочестивая инокиня вернула образ на его прежнее место.
По преданию, икона эта была написана некоей княгиней, которая удалилась в монастырь, где приняла схиму с именем Мария. Она не только имела талант живописицы, но и несла невидимые миру аскетические подвиги, за что Господь удостоил ее написать Лик Своей Непорочной Матери. Женщинам не позволяется касаться мощей, но этой иконописице, по особому разрешению высочайших духовных лиц, было такое право даровано. Она писала икону косточкой от мощей, обмакивая ее в краски, замешанные на святой воде. Все это время схимница ничего не вкушала, кроме Св. Христовых Тайн, и творила молитву Иисусову. В сердце своем она просила Господа, чтобы каждый, кто будет молиться перед этой иконой, получал утоление своих скорбей, избавление от нужд.
Чудо, происшедшее в наши дни
Именно с этим вторым обретением и связано чудо, повергшее в благоговейный трепет как насельников монастыря, так и многочисленных паломников. Дело в том, что в 1993 году было принято решение произвести реставрацию иконы, так как краски поблекли, и изображения сделалось тусклым. Когда же стекло, покрывавшее киот, сняли, то обнаружили, что живопись не утратила своего яркого колорита, а замутилось само стекло. Рассмотрев повнимательнее, обнаружили, что на нём проступил образ Богородицы с Её Предвечным Младенцем.
Изображение напоминало рисунок, выполненный лёгкими меловыми штрихами, причём оно являлось как бы негативом с оригинала. Светлые участки иконы сделались на стекле тёмными, тёмные ― светлыми. Разумеется, подобным феноменом заинтересовались киевские учёные. Они произвели тщательное изучение и заключили, что рисунок на стекле нерукотворен, и его природа не может получить объяснение на основании современных научных методик.
Через некоторое время люди заметили, что икона как будто потускнела: После праздничной обедни ее торжественно проводили на реставрацию. Нести со стеклом было тяжело, решили снять кивот. Изумлению присутствующих не было предела! Икона осталась, как была, краски свежие, чистые - замутилось прикрывавшее ее стекло. На нем, строго по контуру, словно легкими меловыми штрихами отпечатался силуэт Богоматери с Младенцем. Самое удивительное, что изображение на стекле являет собой негатив: темные места - белые лицо, руки, складки - темные.
Икона Богоматери «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» получила широкую известность после чудесного явления, происшедшего в 2001 году в Киевском Свято-Введенском монастыре. На стекле киота, в котором находилась икона, чудесным образом отбилось изображение образа. Как от самой иконы Божьей Матери, так и от отпечатка на стекле множество людей исцелились от душевных и телесных недугов.
Новое чудо и всеобщее поклонение святыне
Высшее руководство Православной Церкви Украины вынесло постановление, на основании которого икону «Призри на смирение» следовало отнести к разряду чудотворных. После этого её вновь поместили под стекло, на этот раз отстоящее от неё на значительном расстоянии. Однако в 2001 году на нём вновь необъяснимым образом проступили черты Богородицы.
Характерные особенности иконы
В заключение несколько слов об иконографии этого образа. Икона Богородицы «Призри на смирение» принадлежит к типу «Одигитрия», что значит «Путеводительница». На ней изображена Пречистая Дева, увенчанная короной и держащая в правой руке скипетр. Левой рукой Она придерживает Младенца, стоящего на её коленях и держащего в левой руке державу ― символ власти над миром.
Правая Его рука вознесена вверх. Это свидетельствует о латинском происхождении первообраза иконы, так как именно на Западе Младенцу зачастую придавали облик оратора (трибуна), выступающего в защиту всех несчастных и обездоленных.
Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.
Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.
На иконе Богородица облачена в красный мафории - это верхняя одежда в виде четырехугольного плата, покрывавшего голову, окутывавшего грудь и спадавшего на спине мантией. Мафорий был частью одежды замужней женщины. Пурпурный цвет мафория Богородицы означает Ее материнство, а голубой цвет туники, длинного платья с расшитыми узкими рукавами, - символ целомудрия, девства и небесной чистоты. Пурпурный цвет, (по-русски - багряный), был выражением красоты, драгоценности и принадлежности к царскому роду. Пурпурные одежды и обувь носили только императоры.
Орнаментальная кайма на одежде Богородицы - это знак Ее прославления, а три золотых звездочки на мафорий символизируют Ее Приснодевство. Поверх мафория изображена корона, которая является символом Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V век) называл Богородицу «досточтимым сокровищем всего мира, неугасимым светильником, венцом девства, скипетром православия, храмом неразрушимым». В правой руке Богородица держит жезл, скипетр православия, который является также атрибутом царской власти и свидетельством происхождения из царского рода. Левой рукой Она нежно поддерживает Младенца, стоящего у нее на коленях. Спаситель облачен в белый хитон. Белый цвет - соединение всех цветов, символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В руках у Иисуса мы видим державу, которая символизировала царственную власть над миром. Золотые нимбы, из-лучающие Божественный свет, служат выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.
Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы, которое можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева рекла так: "…яко призре на смирение рабы своея «(Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 48 ). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость - воплотить слово Божие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту Богоматерь, как бы говоря ей: „Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их“. И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.
Присутствие в храме чудотворной иконы распространяет особую благодать. Главным основанием для почитания образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи, будь то исцеление, спасение и т. д. Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.
Но самое главное, икона несет душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к исповеди и причастию. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась не только по нашему городу, но и по всей стране. К ней стали стекаться паломники со всех концов земли. Приходят сюда и гости из-за рубежа, католики и протестанты, чтобы почтить православную святыню, и остаются глубоко взволнованы встречей с чудотворной иконой.
Многие прихожане имеют возможность приобрести святый елей от чудотворной иконы. Помазание елеем от иконы накладывает на нас обязательства быть милосердными в своих поступках. Святой елей обладает еще и даром телесного врачевания. И наглядным подтверждением этому явился случай исцеления мальчика из Борисполя, получившего 60 процентов ожога тела.
Ежедневно в церкви за богослужением произносятся песнопения, воспевающие величие и славу Богородицы. В конце литургии, по заамвонной молитве, перед иконой Божией Матери читается канон «параклисис». «Богородицу и Матерь Света» возглашают перед чудотворной иконой. В пятницу, по 6-ой песне канона на утрени читается акафист «Невеста Неневестная», а на Похвалу Пресвятой Богородицы перед чудотворной иконой читается часть акафиста. Стало традицией, по воскресеньям, после литургии, совершать молебное пение с чтением акафиста, посвященного иконе «Призри на смирение».
Богородичных акафистов существует более 20, одни из них касаются событий из благодатной жизни Богородицы, другие написаны в честь некоторых Ее чудотворных икон. Первыми были составлены в Константинополе акафисты ко Благовещению и Успению Божией Матери. Дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано с историческим бытием Русской церкви. Киевской чудотворной иконе «Призри на смирение» тоже был посвящен акафист, составленный Архимандритом Дамианом и иереем Анатолием Шереметьевым. Молитвами и пением акафиста славится Пречистая Божия Матерь, и в чудных словах слышится не только преклонение пред Ней, но и радость оттого, что город наш не забыт Царицей Небесной и что у него опять появилась благая Заступница, надежно оберегающая его покой.
Со временем сложилась такая традиция, перед началом важного дела приходить к чудотворной иконе за благословением Божией Матери на свои труды. Безмерная благодатность Девы Марии выражена в ответ на молитву глубоко верующего человека, взывающего к ней из глубины своего сердца. И как правило, такая молитва к Божией Матери находит отклик.
К сожалению, изначальный образ иконы Божьей Матери «Призри на смирение» не дошел до наших дней, потому что в 19 веке в Псковской области часто бушевали пожары, и икона исчезла. Однако сохранилось несколько списков (копий, написанных от руки по памяти). Один из них находится на территории Свято-Введенского монастыря в Украине.