Создание первых профессий приписывается детям слепого (по преданию) Ламеха, потомка Каина. Сам Ламех - фигура, о которой так мало сказано в Библии, послужил источником множества легенд, самая известная из которых - что он невольный убийца Каина, своего деда. Основано это на следующих словах
"Речé же Ламéхъ свои́мъ женáмъ: Адá и Селлá, услы́шите глáсъ мóй, жены́ Ламéховы, внуши́те моя́ словесá: я́ко мýжа уби́хъ въ я́зву мне и ю́ношу въ стрýпъ мне:
я́ко седми́цею отмсти́ся от Кáина, от Ламéха же сéдмьдесятъ седми́цею." (Быт.4:23-24).
Ламех убивает Каина. Миниатюра. Франция, после 1246
Psalter-Hours of Guiluys de Boisleux MS M.730 fol. 11r
Соответственно под мужем понимался Каин, а под отроком сын Ламеха, чаще всего называемый Тувалкаином. Этот отрывок, называемый Песнью Ламеха нам еще понадобится. Что же касается самого Каина, то он является первым строителем (основателем первого города по крайней мере), а также, согласно Иосифу Флавию - изобретатель мер и весов, которые нам встретятся в истории про Пифагора
Изобретением весов и мер он изменил ту простоту нравов, в которой дотоле жили между собою люди, так как жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Он первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте (1).
Giohargius (Каин с весами) и Тувалкаин. Гобелен. Голландия, нач. XVI в.
Но вернемся к детям Ламеха. Вот что говорит текст Книги Бытия
"И взя́ себе Ламéхъ две жены́: и́мя еди́ней Адá и и́мя вторей Селлá.
И роди́ Адá Иови́ла: сéй бя́ше отéцъ живýщихъ въ селéнiихъ скотопитáтелей.
И и́мя брáту егó Иувáлъ: сéй бя́ше показáвый певни́цу и гýсли.
Селлá же и тáя роди́ Фóвела (Тувалкаина): сéй бя́ше млатобíецъ, ковáчь меди и железа: сестрá же Фóвелова Ноемá."(Быт.4:19-22)
Занятия Ноемы не сообщаются, однако в Рукописи Кука (Англия, XV в.) она называется первооткрывательницей ткацкого станка (прясть на веретене, согласно широко распространенному преданию, ангел обучил еще праматерь Еву), а по другому мнению и первой женщиной древнейшей профессии.
Дети Ламеха. Справа Ноема за ткацким станком. Англия, XIV в.
Среди потомков Сифа также случались некоторые открытия. Так, самому Сифу, или же его сыну Еноху (восхищенному, по преданию, на небо) приписывается создание грамоты и астрономии. Вот отрывок из Хроники Георгия Амартола (IX в.) по русской рукописи XVI века.
"Сиф же наипервее (обрете) грамоту жидовскую и премудрость, и знамения небесная и нравы четыре годины... и звездам сотвори имена... По потопе же Каинан сын Арфаксадов, исписа звездный закон" (2).
Енох пишет грамоту. Миниатюра. Греция, XVI в. Add MS 40724
Этот Каинан узнал звездный закон , обнаружив его на столбах, созданных Сифом, дабы не пропала вся мудрость человеческая. Вот что пишет об этом Иосиф Флавий
Они же (т.е. потомки Сифа) изобрели науку о небесных телах и их устройстве, и для того, чтобы изобретения их не были забыты и не погибли раньше, чем с ними познакомятся люди,- ввиду того, что Адам предсказал погибель отчасти от силы огня, отчасти же вследствие огромного количества воды,- они воздвигли два столба, один кирпичный, другой каменный, и записали на них сообщение о своем изобретении (1).
Иавал и Иувал. Миниатюра. Франция, 1480-1485
Сотворение этих столбов, называемых в масонстве marble (мраморный) и latres (латунный), при этом приписывается все тем же детям Ламеха, притом что обнаружили их, согласно Полихроникону Ранульфа Хигдена (Англия, XIV в.) Пифагор и Гермес Трисмегист, откуда они и черпали свою мудрость
And after this flood many years, as the chronicle telleth, these 2 pillars were found,
and as the Pilicronicon saith, that a great clerk that [was] called Pythagoras
found that one, and Hermes, the philosopher, found that other, and they taught forth the sciences that they found therein written (3).
Изобретение астрономии приписывается также Хаму, или четвертому, неупомянутому в Библии сыну Ноя - Ионитусу, или Нимроду, послепотопному гиганту, согласно преданиям, начавшего строительство Вавилонской башни. Вот что пишет Гуго Сен-Викторский, французский философ XII века
Говорят, что астрономию первым создал Хам, сын Ноя. Халдеи же первыми стали изучать астрологию, беря за основу время рождения человека. И Иосиф удостоверяет, что Авраам научил астрологии египтян. Позднее астрономию восстановил Птолемей, царь Египта, и он же установил правила расчёта движения звёзд. Другие же говорят, что величайшим астрономом был Немврод, у которого даже и само слово «астрономия» впервые встречается (4).
Астрономия при Сифе и Нимроде. Миниатюра. Россия, пер. пол. XIV в.
Нам еще встретится предание о происхождении Нимрода от Тувалкаина. Но тут стоит сказать о гигантах отдельно. Между историей о Ламехе и Потопе в Книге Бытия следующий рассказ:
"И бы́сть егдá начáша человецы мнóзи бывáти на земли́, и дщéри роди́шася и́мъ:
ви́девше же сы́нове Бóжiи дщéри человечи, я́ко добры́ сýть, поя́ша себе жены́ от всехъ, я́же избрáша.
И речé Госпóдь Бóгъ: не и́мать Дýхъ Мóй пребывáти въ человецехъ си́хъ во векъ, занé сýть плóть: бýдутъ же днíе и́хъ летъ стó двáдесять.
Исполи́ни же бя́ху на земли́ во дни́ о́ны: и потóмъ, егдá вхождáху сы́нове Бóжiи къ дщéремъ человеческимъ, и раждáху себе: тíи бя́ху исполи́ни, и́же от века, человецы имени́тiи." (Быт. 6:1-4).
Традиционно деятельность Сынов Божиих связывали с появлением гигантов, однако текстуально это необязательно. Версий же о Сынах и дочерях несколько. Одна из них - это что потомки Сифа стали входить к потомкам Каина. Упоминание об этом есть в русской Палее, являющейся переводом византийского текста. Притом величина детей - заслуга сифитов. Вот что говорит Палея:
И от тех (т.е.сынов Сифа) раждахуся гиганти, сиречь исполини за невоздержание сынов Сифовых ко дщерем изчадию Каиню, не бяше бо повелел Бог смешатися тем лукавства ради племени Каина...(и от тех начались гиганты)... Сифа ради красни и велицы, и силни, Каина же ради лукавни и несмыслени (2).
Ефрем Сирин связывает этот эпизод опять с той самой Песней Ламеха, но уже не как случайным происшествием, а сознательным поступком праотца
Итак, убив Каина и тем как бы уничтожив преграду, разделявшую поколения Каиново и Сифово и препятствовавшую вступить им между собой в родственные связи, Ламех как бы втайне говорит женам своим: «Муж и юноша умерщвлены, украсьте дочерей ваших для сынов Сифовых, ибо совершенные мной убийства, красота и убранство дочерей ваших сделают, что с нами согласятся вступать в брачные союзы даже и те, которые в прошедшие шесть родов не хотели иметь с нами таких союзов». И жены Ламеховы украшают дочерей своих для сынов Сифовых. Иовил услаждает их на пиршествах мясами животных. Иувал пленяет их сладкими звуками гуслей своих (5).
Сыны Божии и дочери человеческие. Фреска. Сербия, XIV век.
По другой, весьма древней и более популярной версии, Сыны Божии - это падшие ангелы. Таким именем, например, ангелы называются в Книге Иова. А вот что сообщает об этом смешении Книга Юбилеев (II в. до н.э.)
И случилось, когда сыны детей человеческих начали умножаться на поверхности всей земли и у них родились дочери, Ангелы Господни увидели в один год этого юбилея, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены, выбрав их из всех; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами. И неправда усилилась на земле, и всякая плоть извратила свой путь, от людей до скота, и до зверей, и до птиц, и до всего, что ходит по земле. Все извратили свой путь и свой порядок, и начали пожирать друг друга (6).
Более подробно рассказывает об этом Книга Еноха, весьма авторитетный апокриф, цитируемый уже апостолами. Между прочим в ней сказано, что именно ангелы обучили людей искусствам, наукам и магии
И слyчилось, - после того как сыны человеческие yмножились в те дни, y них pодились кpасивые и пpелестные дочеpи... И они взяли себе жён, и каждый выбpал для себя однy; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и наyчили их волшебствy и заклятиям, и откpыли им сpезывания коpней и деpевьев. Они зачали и pодили великих исполинов, pост котоpых был в тpи тысячи локтей. И Азазел наyчил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панциpи, и наyчил их видеть, что было позади них, и наyчил их искyсствам: запястьям, и пpедметам yкpашения, и yпотpеблению белил и pyмян, и yкpашению бpовей, и yкpашению дpагоценнейших и пpевосходнейших камней, и всяких цветных матеpий и металлов земли. И явилось великое нечестие и много непотpебств, и люди согpешали, и все пyти их pазвpатились. Амезаpак наyчил всяким заклинаниям и сpезыванию коpней, Аpмаpос - pастоpжению заклятий, Баpакал - наблюдению над звёздами, Кокабел - знамениям; и Темел наyчил наблюдению над звёздами, и Астpадел наyчил движению Лyны (7).
Гиганты погибают во время Всемирного потопа (Испания, XI в.)
Все это привело к Всемирному Потопу. Касаемо Ноя стоит сделать важное замечание. Две генеалогии, которые встречаются в Библии (потомков Каина и Сифа) - явление позднее. Согласно древнейшей версии Ной также является сыном того же Ламеха . Сифитская же генеалогия, по которой Ной сын такжесын Ламеха, но уже другого - позднего происхождения (конца VII - начала VI в. до н. э.). Видимо, чтобы объединить обе версии, в Средневековье Ноему, дочь Ламеха, иногда называют женой Ноя. Между тем, иудейские предания Ною приписывают и заслуги Тувалкаина.
Когда родился Ной, что совпало со смертью Адама, жизнь на земле стала намного лучше. До тех пор, если сеяли пшеницу, то половину урожая составляли чертополох и колючки. Бог отменил это проклятие. До тех пор все делалось голыми руками, а Ной дал людям плуги, серпы, топоры и другие инструменты. Однако некоторые полагают, что инструменты были изобретены Тувалкаином, его братом (8).
Дети Ламеха с изобретениями. Иавал - геометр (об этом ниже). Ной - муж Ноемы. Миниатюра. Англия, 1435. MS. Lat. misc. b. 2 (R)
Вернемся же к детям Ламеха. Выполняя изначально функции божеств классической древности, они вполне соответствуют Аполлону, Гефесту и Афродите. Однако второе рождение они обрели все-таки в Средневековье.
Так, Иавал, о котором говорится не вполне определенно в самом тексте Бытия, стал в масонстве первым геометром
Старший его сын и был первый человек на свете, кто открыл Геометрию и каменщичество, и стал он строить дома, и назван он в Библии отцом всех живущих в шатрах и в домах. И у Каина был он мастером-каменщиком, и управителем всех работ, когда строил тот свой град Енох… В том месте и приложил он к делу в первый раз науку Геометрию и ремесло каменщическое, и там и сделались они наукой и ремеслом (3)
Тувалкаина, поскольку он должен был нести отрицательные каинитские черты, стали считать и родоначальником оружия, отсюда и другая, распространенная в Европе, трактовка Песни Ламеха. Они называют ее "Песнь меча" (The Song of the Sword), подразумевая, что эти слова произнес Ламех, никого не убивший, но уверенный в своем могуществе после изобретения сына. Вот что говорит о военном искусстве Флавий
Фовел (Тубалкайн) же, один из сыновей другой жены, превосходя всех других [братьев] силою своею, особенно усердно занялся военным искусством, доставая себе при помощи его все способствовавшее физическим его удовольствиям, и первый изобрел кузнечное ремесло (1).
Изобретение музыки в кузнице. На заднем плане на двух столпах записываются ноты. Гравюра. Германия, 1490
С изобретением музыки сложилась вообще интересная история. На большинстве изображений деятельности братьев (а эти изображения были распространены в основном в рукописях Speculum humanae salvationis начиная с XIV века) оно соответствует истории об изобретении музыки Пифагором. Вот эта легенда, описанная у философа-неоплатоника Ямвлиха (ок. 242-306 гг.)
Однажды он пребывал в напряженном размышлении над проблемой, можно ли придумать для слуха какой-нибудь вспомогательный инструмент, надежный и не вводящий в заблуждение, каким для глаза является циркуль, отвес и, разумеется, диоптры, а для осязания - весы и изобретение мер. По счастливой случайности проходя мимо кузницы, Пифагор услышал, как на наковальне ковали железо и одновременные удары молотов издавали очень гармоничные звуки, кроме одного сочетания. Он различил в них октаву и созвучия, построенные на квинте и кварте, а интервал между квартой и квинтой он видел как не образующий гармонии сам по себе, но заполняющий расстояние между ними. Радуясь, как будто он получил эту идею от богов, он вбежал в кузницу и методом проб выяснил, что звучание зависит от тяжести молота, а не от силы удара, формы молота или изменения положения железа, которое ковали (9)
Изобретение Пифагором музыки. Миниатюра, XIII в.
Смешение это произошло, как замечает C.J. Verduin (10), из-за помещения их имен рядом еще у Исидора Севильского, однако обрело небывалую популярность. Тот же Гуго Сен-Викторский пишет
Творцом музыки, по словам Моисея, был Тувалкаин, происходивший из потомства Каина; греки же таковым называли и Пифагора (4)
Дети Ламеха. Германия, сер. XIV в. Speculum humanae salvationis
О прямом отождествлении легенд говорит следующий пассаж из Franchino Gaffurio, одного из важнейших теоретиков музыки XV века
musices disciplinam ... Iosephus ac Sacre Littere Iubalem, de stirpe Chaym, cytara et organo primum instituisse ferunt ex numeraro maleorum sonitu exquisitam (... Иосиф и Священное Писание утверждают что Иувал из племени Каина первый изобрел изысканную музыку с арфой и органом, рассчитав звук молотков).
Иувал стал, по сходству имен путаться с Тувалом - Тувалкаином. На большинстве итальянских средневековых изображений Семи свободных искусств на месте изобретателя музыки - Тувалкаин, единственный библейский персонаж в этом ряду.
Семь свободных искусств с Тувалкаином. Francesco di Stefano Pesellino (1422-1457)
В масонстве Тувалкаин стал отцом ремесленников с огненной сущностью (недаром Вулкан возможно родственное этому слово). Этот пассаж встречается в Легенде об Адонираме, весьма важной для них. Так, Louis Blanc в своей истории французской революции говорит, что на ней, как на священном фундаменте основано все масонство. Вот что говорится о происхождении Адонирама в изложении Нилуса, того самого первооткрывателя "Протоколов Сионских мудрецов"
Адонирам - прямой потомок Каина, благороднейший отпрыск Вулкана, сына Тувалкаина, рожденного ему сестрой его Ноэмой. Ковач металлов, углублявшийся в самые недра гор, Вулкан в расселине Этны сохранил себя от потопа и впоследствии познал жену Хама, родившую ему Хуса, отца Нимврода, сильного зверолова пред Богом (11)
Тувалкаин возникает из огня. Литография. Франция, XIX в.
В конце повествования, несправедливо обиженного царем Соломоном, зовет
Адонирама в глубину огненной стихии, к центру земли, его дед - Тувалкаин.
В заключение стоит сказать, что сама Песнь Ламеха, с которой мы начали - это первое в Библии поэтическое произведение
ki iš haragtí
lpiş‘i weled lhaburatí
Так что создание поэзии тоже можно отнести все к этой же ветхозаветной семье
1.
Иосиф Флавий "Иудейские древности. Книга первая"2. И.Порфирьев. "Апокрифические сказания..." М.:Индрик, 2005
3.
Рукопись Кука4.
Гуго Сен-Викторский. "Дидаскалион. Книга третья"5.
Ефрем Сирин. "Толкование на Книгу Бытия. Глава 4"6.
Книга Юбилеев. "Ветхозаветные апокрифы" СПБ: Амфора, 20007.
Книга Еноха8.
Р.Грейвс "Иудейские мифы. Книга Бытия"9.
Ямвлих "О Пифагоровой жизни" М.: Алетейа, 200210.
C.J. Verduin. "A la recherche de GIIOHARGIIIVS"11.
С.Нилус "Близ есть, при дверех."