(Бытие 4: 7) в греческом тексте он резко отличается от еврейского.
С греческого: «Если ты правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил?». Вот почему Господь не принял жертву Каина. Если ты жертву принёс правильно, принёс лучшее, отборное, в нужный срок и прочее, но правильно не разделил - то это грех. Такая жертва Богом не принимается.
Разделил означает: Богу дал часть, себе дал часть. Вот этого Каин правильно не сделал, говорит Господь. Ты не правильно разделил, вот почему Я не принял твою жертву, вот почему она Мне не угодна, говорит Господь. Жертвоприношение - это способ богообщения после греха. Каин выпал из богообщения. Через жертвоприношение человек состоит в завете с Богом. Завета как такового ещё нет, он гредет. Но в этом эпизоде о жертвоприношении Каина и Авеля, Завет предчувствуется. Жертва завета это такая жертва которая приносится целиком. И она указывает на Христа, потому что он всего Себя принёс в жертву.
В Ветхом Завете на жертву Нового Завета указывал особый род жертвоприношений, который называется «всеприношение». Неправильный перевод «всесожжение». Может быть Каин разделил то, что не нужно было делить. Ты правильно не разделил может означать, что ты не принёс жертву заветную. Твоя жертва не в Завете, она не простирается к Завету. Вспомним, что жертвоприношение Каина и Авеля происходило в конце дней. То есть какой-то был особый срок, может быть для особых приношений. И Авель, может быть принёс всеприношение, а Каин - обычную регулярную жертву, которая разделяется на то, что Богу, а то, что мне.
Итак, сыны Адама, Каин и Авель разошлись по вере в своём понимании заветной жертвы. Ап. Павел это так толкует: «Жертва Авеля была большая, более полная (плэйона) по вере». Цитирую послание к Евреям : «Верою более полную (плэйона) жертву Авеля, нежели Каин принёс Богу». В каком смысле большую? Ответ в Евангелие: «Тело больше (плейон) одежды, душа больше пищи..» соответственно жертва Авеля больше жертвы Каина. То есть она отличается от жертвы Каина как тело отличается от одежды, как душа отличается от пищи. То есть жертва Авеля была другого духа. Как и сказано в греческом тексте: это был дар, то что приносил Авель. А то, что приносил Каин - была жертва. Сыны Адама Авель и Каин разошлись в понимании заветной жертвы. Авель принёс жертву большую, более полную, другого духа чем Каин. Каин нечто оставил себе. Грубо говоря. Как разделил Каин? Мне что моё, а Богу - богово. То что мне - то не Божье. Я готов Богу отдать лучшее, но пусть моё будет моё. Как сейчас говорят - по праву. Я хочу нечто иметь своё. Пусть нечто у меня будет такое, куда я Бога не пускаю.
Вот это, кстати черта религиозности, которая и христиан наблюдается. То есть, я исполнил все предписания, я исповедовался, причастился, говел, всё сделал как положено. Вот, а теперь всё.. теперь моя личная жизнь. Бывает с нами такое? Бывает.
Вот в той части души, куда Каин Бога не пускал и разлилась вот эта Каинская печаль, что не по Богу. По-этому Господь и спрашивал почему ты так печален, что и лицо опустил к земле?
И так сам Бог объясняет Каину его грех: Правильно принёс, правильно не разделил.
В жизни Каина и в нашей жизни это момент практический. Вот он из масоретсткого древнееврейского текста исчез.
Мы находим там только ободрение морального порядка. «Если делаешь доброе не поднимаешь ли лица». Вот и всё. А разделил там или не разделил. Вот в чём самая суть каинского греха, почему Господь жертву не принял - всё это отсутствует, это в древнееврейском тексте нет.
Следующий момент, который содержится в речи Господа Каину. Господь говорит Каину что ему делать. Вот в том сложном положении, в котором он оказался.
7 ст. 4 гл древнегреч: «Если ты правильно принёс (жертву), но правильно не разделил (жертву), разве ты не согрешил? Умолчи. » Вот что нужно сделать Каину. Вот это усилие, которое спасёт тебя. Вся аскетика учения о молитве содержится в одном слове, которое Господь сказал Каину в решительный момент жизни. Умолчи. Может с праведным человеком быть такое, что он имеет бурю помышлений? Может, мы это знаем из акафистов Богородице, это случилось с Иосифом. «Бурю внутри имея помышлений двоящихся праведный смутился.» Вот эта буря помыслов пригнула Каина к земле. И Каину говорит Господь: умолчи. Змей, враг рода человеческого, действует через помыслы. А в молчании помыслов человек безопасен от лукавого. Это важнейший момент, который давал Каину практическую помощь. Как ему избегнуть преступления. И этот момент опять исчез из древнееврейского текста. Его просто там нет. Без следа, без замены.
Стенограмма лекции Е.Авдеенко «Чтение по книге Бытия. Каин»