Матерь Божья явила этот свой образ именно в день и час отречения Царя, о чём написано во многих книгах, и икона есть в разных храмах, люди перед ней молятся, но Церковь не спешит объяснить сюжет этой иконы. Ведь икона есть не только благодатное окно на Небо, но это же ещё и «богословие в красках и линиях». У каждой иконы есть своя содержательная, сюжетная сторона.
Речь идёт о том, что Николай II знал о том, что ему придётся, подобно Иисусу Христу, сразу же после поцелуя Иуды - только уже своего «Иуды», коллективного своего «ближнего Иуды», этот поцелуй совершился 2-го марта 17-го года- он, подобно Иисусу Христу, сошёл с престола, для того, чтобы грех нарушения соборной клятвы русского народа, взятый на себя, отнести на Голгофу, и своей смертью его искупить. Вот для чего сошествие с престола. Но куда же этот престол - мистически он называется в Писании и в литургическом богословии «престол Давидов» - куда же его девать?
Передать следующему Царю? Следующего Царя быть ещё не могло, по замыслу Божию. Ещё у Ап. Павла говорится, что Церковь в конце мировой истории будет переживать состояние отъятия Удерживающего с престола, то есть Царь будет отсутствовать на престоле Давидовом. И вот Николай II посчитал, и, как мы понимаем, правильно посчитал, что лучше всего с этой функцией охранения справится Матерь Божья. И мы тоже веруем, что лучше неё, конечно же, справиться никто не может. Потому что Она здесь, Царица Небесная - на земле, Спаситель до Своего Второго Пришествия отсутствует. Если бы Он присутствовал, то можно было бы сказать, что Он лучше справится, чем Матерь Божья, но Он-то до Своего Второго Пришествия отсутствует на земле. А престол Давидов должен блюстись до Второго Пришествия, и только наш последний Государь уже при Втором Пришествии передаст Христу этот престол.
На этой иконе Матерь Божья, во-первых, явила всему миру Себя и показала, что произошло в этот час, что произошло с Николаем II. А произошло то, что он не только престол Давидов, но и другие регалии, связанные с Самодержавной властью, передаёт - то есть все символы Царского служения Удерживающего - на сохранение Ей. И Она дает согласие на это, Она принимает из его рук и престол, и скипетр, и державу, и корону, и восседает на нем - до возвращения следующему законному Царю, Богом избранному.
И Она прекрасно понимает, что всё, что делает Николай II - это в уподобление как раз Её Сыну, Искупителю мира, Иисусу Христу. Уж Её объяснять это не нужно было, каков мотив. А мотивация была у Николая II именно такова. И что мы видим? Она смотрит прямо на молящихся, прямо на нас, у Неё глаза полны слёз, это означает то, что мы заставили Государя своими грехами, своей неверностью, оставить этот престол Ей под присмотр и пойти на свою искупительную Голгофу. Сам же Спаситель, Богомладенец Иисус Христос, который сидит у Неё на коленях, Он смотрит от Себя налево (по отношению к Себе)- как раз туда… на восток.
Господь Иисус Христос, смотрит на восток и правой ручкой благословляет того, на кого Он смотрит. Мы знаем, что на восток, на Екатеринбургскую Голгофу отправился и Августейший Царь со своей семьёй.
Иисус Христос, «Ветхий днями», изображён уже в пожилом возрасте, Он держит державу именно без креста - это символ земли без Помазанника, то есть, по замыслу Божию, отнятие Помазанника от среды - отъятие Удерживающего от среды христиан - как написано в Послании Ап. Павла, предусмотрено было…
Николай II, действительно, только что отошёл от Богоматери, пошёл на восток, причём Иисус Христос его благословляет, потому что он идёт за Ним, след в след.
Ведь путь-то проложил именно Он. И здесь нужно сделать некоторые выводы, из этой иконы, потому что мы видим - сюжет, смысл того, что Матерь Божья нам открыла и показала, нужно попытаться понять. Речь идёт вот о чём - что некоторые осуждают Николая II за отречение. И неважно, под каким «соусом» они это объясняют, все по-разному, всяк по-своему. Но многие люди, по той или иной причине, повторяю, осуждают его за это отречение и намекают на то, что зря он это сделал, и не нужно было этого делать. Во-первых, они как бы хулят Бога-Промыслителя, Чей премудрый замысел и исполнялся смиренно Николаем II, и Матерь Божья как соучастница этого его отречения - Она не может быть соучастницей во грехе. И уже это одно, повторяю, Её участие - ведь он Ей передавал, а Она добровольно из его рук всё это принимала - одно Её соучастие в этом доказывает, что никакой это не грех.
Теперь второй вывод, который мы обязаны сделать. Раз Она соучаствует в этом деле, и несмотря на то, что законодательством о престолонаследии не предусмотрено отречение Царя, с юридической точки зрения, зато Евангелием оно предусмотрено. Иисус Христос сделал то, что никакими земными законами не было предусмотрено, никто от Него этот не ожидал, что Он придёт на землю и сделает то, что сделал. Вот что важно. И вот второй вывод здесь и напрашивается, что отречение - именно ради искупления, то есть сошествие с низшей ступени Царского служения ради восшествия на высшую, ради искупления. Именно этот единственный мотив, который и присутствует в Жертве Иисуса Христа, и делает участие Матери Божьей в отречении Николая II - возможным. А если бы его отречение действительно было каким-то греховным занятием, не ведущим ни к славе Божьей, ни к нашему покаянию, то Она бы не участвовала в этом деле.
источник