Капа и жизнь. Минск.

Jul 31, 2014 13:15






Жизнь удивительна и непредсказуема. Сегодня ты пан, а завтра -пропал. Сегодня у тебя хобби, а завтра - большая ответственность. Вот про это и расскажу. Возможно, мои заметки помогут тем, кто оказался, или окажется в подобной ситуации.

Случилось давеча мне быть тренером. Вот так почти в один день, ходишь на капоэйру, горя не знаешь. Стоишь в форме, такое себе ни к чему не готовый, среди чистого поля. И с понедельника ты - тренер.

И тут помогли следующие вещи:

- Тренером быть гораздо проще, если

до этого у вас был хороший тренер. Где-то в подсознание осталась, что тренировка она не просто так, она имеет: тему, темп, логику и порядок (об этом ниже).

- Тренером быть проще, когда группа тебя поддерживает, когда она есть.

- Тренером быть проще, когда даешь себе обещание, что будешь ходить в зал до тех пор, пока туда будет приходить, кроме тебя, хотя бы один человек. Вот дал обещание и все.

- Тренером быть проще, когда ты перестаешь думать о том, достоин ли ты быть тренером или нет. Если этот вопрос мучить ночами - это никак не помогает, и  плохо высыпаешься. Также совершенно бесполезно сожалеть о тех кто перестал посещать тренировки, есть у них на это причина или нет, просто не думать. Если думать об этом, тренером быть совсем не получается. Люди могут вернуться, а могут и нет, рабство отменили.

- Тренером можно быть, если приходить на тренировку с позитивным настроем (надеюсь получалось), потому что если тренер тухлый и не отдает энергию, что можно требовать от всех остальных.

-  Тренером быть проще если готовиться к занятиям заранее. Особенно если вы, как бы, не совсем еще тренер. На других людях проверено, что тренировка у неопытных тренеров  в голове сама не возникает, и через 15 минут уже начинается разброд. (Сперва на "придумать" уходит не мало времени, потом  все в разы ускорятся.) Особенно стоит расписать взаимодействия между 2-мя более людьми.

- У меня этого не было, но опыт показал, что не стоит много говорить. Максимум попыток, мало слов. Замечания только по делу. Никаких душещипательных истории (хотя пока все делают дорожку- это не вредит). Иначе все превращается в постоялки-поболталки.

- Не стоит ждать, что все научаться все делать  с первого (10-го) раза, даже если вы потратили пол занятия на объяснение. Поправить грубые ошибки, скорректировать и вперед. Придет время когда человек поймет что ноги должны быть похожи на выпущенную стрелу, а руки еще на что-то. Но в начале он, скорее понимает, что совершенство совершенно недостижимо (может пойти плакать)).

- Если все ученики в группе делают что-то не верно или совсем не понимают какой-то элемент, не являющийся темой тренировки. Помогает либо дать отдельное задание на него, если это как-то коррелирует с общей темой занятия. Если нет, то сделать отдельную тренировку на него, а сейчас или заменить на что полегче или закрыть глаза что выходит "странно" (жутко не педагогично, должно быть).

- Тренеру-стажеру в случае изоляции от коллег совершенно необходимо тренироваться вместе со всеми (если нет возможности делать это с другим преподавателем, в другом месте и т.п.). На деле, это ужасно неудобно, из 10 раз можно успеть сделать максимум 7 и дорожки нужно бегать в 2 раза быстрее. Но тренер-стажер такой же ученик, просто более опытный и трудолюбивый (в идеале).

- Мое личное убеждение, что нужно хвалить учеников, выделять их положительные качества и тенденции. Потому что все ходят на тренировки за положительными эмоциями, а узнать какие они неудачники  можно в любом другом месте. А еще, потом люди разовьют эти качества и станут помощниками в разных сферах.

-  Если записывать тренировки, то можно их повторять время от времени. Всем польза и никакого вреда (главное не злоупотреблять).

- Еще тренер должен быть в форме. Я тут не про отжимания 100 раз, хотя тоже не повредит. Я по то, что коли какое либо занятие предполагает форму, то тренер гордо несет честь и бремя эту форму надевать ( для столиц это странно звучит, но для ребят из глубинки часто приобретение формы - дело трудное и затратное). Когда же ученики одеты по форме, это не только радует глаз, но и придает каждому супер-силу. Народ, не скупитесь, если у вас ее еще нет, попробуйте форму - прокачка сразу на 9 уровень.

- Очень помогает быть тренером, когда приходят и остаются новые люди. Да они не видели другого, но вы их вполне устроили, а это маленький, но плюс к карме.

- Я не пишу что тренер должен посещать тренировки, попытаться говорить четко и понятно (хотя вот уже написала).

-  А ещё не стоит строить профессионала, если ты (Я) не он. Да, ты тоже можешь перепутать названия к концу дня. Или ты думал над связкой, придумал здорово, но когда все начали делать, что не клеиться. Плохо придумал. Ну бывает. Спасибо моим, что всегда говорили об этом, это помогает исправлять ошибки.

Важные моменты для подготовки тренировки я для себя определила так:

ТЕМА тренировки
Заранее для себя четко определить тему тренировки и понять чего хочется добиться к концу тренировки. Нельзя объять необъятное. Лучше выбрать узкую тему и проработать ее со всех сторон. Попытаться выработки определенного навыка к концу тренировки или понимания какого-либо принципа.

Тема: "научить всех всему что я умею за 2 часа"- плохая тема.

ТЕМП тренировки
Помогает - выбрать определённый, достаточно бодрый, темп тренировки и придерживаться его. Не загонять излишне физически в первые 15 минут. Но и не опускать его.

Ученики не должны стоять без движения долго, это плохо и физически, и морально. Если объяснения носят теоретический характер, ученики могут в это время делать джингу или простые упражнения, это не сбивает с темпа, но и не мешает слушать.

Если элементы сложные, лучше сразу показать упражнения и начать практиковать. После нескольких попыток, можно ещё раз вернуться  к объяснению, ответить на вопросы, внести коррективы.

Без собственной практики, понять объяснение очень сложно (я вообще не догоняю). Вполне возможно к концу тренировки темп несколько упадет сам собой, из-за физической усталости, но тем не менее нужно стараться вводить фазы для отдых только когда они действительно нужны.

ЛОГИКА тренировки
Уже зная тему тренировки легче понять какого результата должна достигнуть группа в конце занятия ( двигаться разнообразнее, делать какой-то новый элемент или улучшить технику старого, быстрее завершать удары или играть спокойнее и т.д). Зная это, можно определить какими средствами этого можно достигнуть.
Практика показала, совмещать большое количество элементов (для начинающей группы), которые должны быть освоены к концу занятия - ПЛОХО. А также с осторожностью относиться к сочетанию элементов тренирующих разные, порой взаимоисключающие навыки (например, сложно будет одновременно тренироваться на чистоту техники и высокую скорость движения, если ты занимаешься 2 месяца, но темп можно увеличить постепенно ).

СТРУКТУРА  ( это у меня такая система по-Урсе получилась, по наблюдениям, да поправят меня умные люди, если не так).
1. Разминка. Сперва лучше по часам, потому что голова дает неправильную информацию о 15-ти 20-ти минутах. Сперва разминаемся без фанатизма (потянули, по вращали, по скрипели костями), потом хорошо разогреваемся простыми упражнениями (махи, джинга и т.п), особенно тренируясь в холодных помещениях.

2. "Прилюдия":

Вспомогательные, объяснительные, вступительные элементы по теме тренировки, вспоминается что-то необходимое.

3. Проработка темы ( усложнение) - сам элемента или связка и т.п.

Хозяйке на заметку, иногда ты(Я) не можешь даже и представить что вызовет сложность, поэтому сперва можно дать минимум объяснений и показать. Все делают неправильно)), смотришь где проблема и уделяешь ей внимание. Еще одна (15) попытка.

4. Дорожки, если нужны для темы. Дорожки каждый проходит в своем темпе, но проходит. Дорожка как подготовка к работе в парах. Наблюдать, если ученикам становится скучно, чередовать с работой в парах.

5.Работа в парах ( заранее продумать как применить тему при работе в парах).

6. Рода. Приятно когда она с четки заданием на тему тренировки.

Далее можно краткое подвести  итоги - отметить что вышло на роде, что нет.

Можно также по завершении провести приятную растяжку.

Сказать: "Всем пока!"
__________________________________

Вот, как-то так и жили. С одной стороны не быть более тренером- большое облегчение. Ведь ты можешь без проблем тренироваться сам, стоя в задних рядах) С другой, покидать своих ребят (друзей) невероятно тяжело. Теперь лучший ученик вынужденно стал тренером и проходит тот-же путь, а ребята ему помогают. Я верю что этот путь сложиться и будет удачным. Что будут новые ученики и достижения. Что увижу всех осенью. И да ребята, я забыла купить благ Белоруси, обязательно возьмите его с собой. Если это случится, я почувствую себя самым большим картофельным патриотом. Хотя я понимаю, что быть у истоков любого начинания - не просто, выбор есть всегда.

Надеюсь материал будет кому-то полезен. Вероятно появятся исправления и дополнения (не хотелось бы что бы кто-то убил себя по моей инструкции), пишите. Спасибо моим любимым белорусам за поддержку. Знаете минчане невероятно талантливы в капоэйре и в жизни. И спасибо людям у которых мне выпала возможность тренироваться и тем с кем выпала радость тренироваться вместе (надеюсь вы будете снисходительны к моим умозаключениям).

Шоу продолжается, этот был хороший год.

Previous post Next post
Up