Еда - это та же валюта

Dec 13, 2023 17:31

В советские времена я раз сто слышал историю о том, как первый нарком продовольствия Советской России Цюрупа падал на работе в голодный обморок. Потому что даже лишней корочки сверх скудного пайка никогда не брал. Совесть не позволяла.
А тут мне как-то попались цифры, кто из большевистских руководителей какие продовольственные пайки и где получал. Оказалось, что нарком продовольствия за месяц из закромов советской родины выгребал столько хавчика, что его хватило бы на взвод солдат. Другие «вожди пролетариата» тоже были ребята не промах. И тоже тащили домой какие-то фантастические количества продуктов. Возникающее у читателей недоумение автор этой подборки разрешил комментарием, что в эпоху всеобщего голода продукты брали не только для того, чтобы есть, но и для того, чтобы ими расплачиваться: с прислугой, врачами, портнихами… Снабжать ими старых друзей и многочисленных родственников.
Как вообще была организована материальная, финансовая сторона жизни новых советских элит? Из учебников истории моё поколение знало, что в первые послереволюционные годы были введены так называемые партмаксимумы. Когда беспартийный директор завода или мастерской получал одну зарплату, а направленный на эту должность партией человек получал в разы меньше. Потому что для каждого конкретного времени для членов партии с учётом инфляции была установлена максимальная зарплата. Считалось, что, раз ты партийный - значит, готов работать за идею.
Но, в учебниках стыдливо умалчивалось, что беспартийные спецы жили лишь на одну зарплату, а для партийных очень быстро была создана ещё и система закрытого распределения жизненных благ.
При разных советских органах были созданы специальные распределители без вывесок, куда посторонних не пускали и о существовании которых в газетах не писали.
Уполномоченные комиссии и лица определяли, чего и сколько может там взять тот или иной товарищ. Там за копейки или вообще бесплатно (по бумажке с печатью и подписью) можно было подобрать обувь, одежду, посуду, мебель из конфискованного у буржуев. Можно было затариться продуктами. Так же были закрытые столовые для начсостава. К которым прикрепляли большевистских деятелей и членов их семей. Некоторые приходили в эти столовые сами. Некоторые присылали за едой прислугу с судочками. Руководящим партийцам регулярно выдавали премии в конвертах, которые ни по одной ведомости не проходили и никакому общественному контролю не подлежали.
Распределители и столовые самого высшего уровня были созданы при комендатуре Кремля, при Совнаркоме и Президиуме ВЦИК. При каждом наркомате и солидном государственном учреждении были свои распределители рангом пониже. Для того, чтобы взять лишнее кило паюсной икры, соболью шубу, золочёное кресло или барочный гобелен, достаточно было получить письменное разрешение от человека, распоряжавшегося всем этим добром. Типа, отпустить товарищу такому-то по его просьбе бесплатно то, то и то…
Одни и те же люди часто были и наркомами, и членами ВЦИК и членами ЦК ВКП(б), и членами горкома ВКП(б). И, надо отдать должное, они совершенно не стеснялись прикрепляться к десятку распределителей там, там, там и там… И получать халявное довольствие везде, где только можно.
Особенно славился этим «рыцарь революции» Дзержинский. У которого постов было - как звёзд на небе. Он одновременно был главным чекистом, наркомом внутренних дел, наркомом путей сообщения, председателем ВСНХ, членом ЦК, кандидатом в члены Политбюро… И на каждой из этих должностей он получал увесистую зарплату, премии в конвертах и доступ к ведомственным распределителям - чем очень даже активно пользовался. Да и другие товарищи старались от него не отставать.

Коррупция, СССР, Еда, Революция

Previous post Next post
Up