26 сентября 1968 года в главной газете советских коммунистов «Правде» появилась статья «Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран», ставшая основой так называемой «доктрины Брежнева».
«Дорогой Леонид Ильич» еще раз повторит основные мысли статьи на съезде польских коммунистов той же осенью. Суть в том, что есть общие особенности социалистического строительства и во имя «общего блага», руководствуясь пролетарским интернационализмом, СССР просто обязан принимать любые меры, если идеалам социализма в Восточной Европе что-то угрожает.
Все это не было предупреждением, наоборот, в августе 1968 г. войска стран Варшавского Договора, прежде всего СССР, уже были брошены в Чехословакию для борьбы с «предательством социалистического сообщества». Предательством стала попытка чехословацких коммунистов построить «социализм с человеческим лицом». Но как раз «лица необщее выраженье» этому строю не полагалось вообще. А в 1956 году была еще и Венгрия.
Так что идеологическое оформление права на вмешательство во внутренние дела «суверенных и равноправных» соцстран со стороны СССР последовало постфактум и даже запоздало. Но клетка соцлагеря нуждалась в решетке, вот ею и стала доктрина Брежнева.
Было ли сказано что-то новое? Практически ничего. Упакованные в словесную шелуху «общего блага», «заботы», «защиты фундаментальных интересов» претензии СССР были совершенно справедливо определены Западом как ограничение суверенитета в зоне советского влияния в Центральной и Восточной Европе.
Без всякого стеснения СССР, пока мог, отстаивал свои геополитические интересы, как только мог. В 1979 году интернациональный долг завел нас в Афганистан, хотя его социалистическим назвать было никак нельзя. И только в 1989 году отказ Михаила Горбачева (не от бессилия ли?) от политики удержания соцстран любой ценой был шутливо назван повеселевшим Западом «доктриной Синантры».
А теперь другая цитата: «Мораль одинакова в любой культуре, в любое время и в любом месте... Мы находимся в конфликте между добром и злом... В столкновении между режимами зла мы не создаем проблему, мы ее выявляем. И мы возглавим мир в этом противостоянии». Другие слова, но какое знакомое сознание своей правоты, права на абсолютную истину и амбиции поучать мир. Это высказался Буш-младший в 2002 году.
Брежнева он явно не читал, да и зачем? Противник побежден и канул в Лету. Осталась лишь одна сверхдержава и одна дорога для всех - её собственная.
И как долго это будет продолжаться?