Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину:
- Внутри каждого человека идёт борьба очень похожаяна на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Эпизод 1. Пустой зал копировального центра FedEx, 9 вечера из тех 24х, о которых хвастается мерцанием неоновая надпись на входе в зал. Тишина такая, что слышно, как щелкает лампа дневного света на потолке. Мы с Че маскируемся и прикидываемся частью этого сонного царства, ждем, пока хипстерского вида девушка договорит полушепотом по телефону.
И тут зал разбивается на тысячу миллион осколков виртуозными визгами двухлетнего индийского ребенка. Так умеют вести себя только индийские дети - настырными попытками как угодно обратить на себя внимание родителей, которые на них внимание упорно не обращают, хоть там чадо без глазу будет - им все равно. Родители сидели за компьютером копировального центра пока чадо передвигалось по всему залу в масштабе 3D, оглашая каждый милиметр своего передвижения душераздирающем воззванием к маме. (Которой все равно было, где находится ребенок, конечно же)
Я вышла из зала минут через 10 ожидания, но визг ребенка продирался даже сквозь стекло, в тишину улицы.
Эпизод 2: После волшебного часа на рассвете в вакууме-невесомости бассейна, после мурлыкающего урчания джакуззи и освежающего душа я добираюсь до Whole Foods. Утро, никого нет, пустая парковка...
И надо же было совпасть так, что одновременно со мной в зал магазина заходит американец-отец с 2мя мальчиками лет 4х и 6ти. Мальчики явно играли в "морской бой" или представляли себя самолетами, с визгом носящимися по пустому залу супермаркета. Попытки пропустить вперед несчастного отца, пытающегося закупиться по списку, пока 2 чада носились с визгами вокруг как электроны вокруг атома, были безнадежны - в пустом зале супермаркета хоровой ор 2х играющихся мальчиков было слышно в любой точке пространства. Я вылетела из супермаркета пулей, как кошка, которую ошпарили ледяной водой в тот момент, пока она отдыхала на солнце. Хто ж знал, что так совпадет.
Я видела эпизоды весьма резкого общения русскоязычных мам и чад - и это другой перекос
А еще я видела примеры взаимного общения родителей и детей в общественных местах: когда семьи или мама и чадо или папа и чадА передвигались четко, слаженно, совместно, и постоянно координируясь между собой, общаясь. И это выглядит просто замечательно - гармонично. Пусть не всегда тихо, это не обязательно. Но хотя бы видно, что людям не все равно по поводу того ГДЕ находится их отпрыски, ЧТО они делают, и как это вообще выглядит со стороны. Видно, что люди - вместе. Отвечают в стотысячный раз на вопрос "Мама, что это?", рассказывают "нет, положи вот это, лучше помоги мне взять вот то" (кстати, в индийских семьях я пока не видела эффективного управления детьми в супермаркетах, желающих что-то взять - если ребенок что-то хватает, ему это выдается все равно потом, покупается, ибо попытки перенаправить внимание ребенка на что-то еще отсутствуют в принципе)
Я не понимаю - зачем быть вместе с детьми, если с ними НЕ общаться. Если не жить вместе, а возить с собой ребенка как вещь, и не замечать, где эта вещь до тех пор, пока она не потеряется. Если не выращивать человека - разумно. Это же человечище, пусть еще и не 100%й, которому по умолчанию, как это не удивительно, нужны тонны внимания. И которые будут это внимание добывать всегда любыми способами просто потому, что человеки так устроены, это способ выживания всегда такой был. Не знать этого, и заводить детей - зачем?
"Politically Incorrect Parenting: Before Your Kids Drive You Crazy
Найджел Латта. Пока ваш подросток не свел вас с ума "
http://www.kraskizhizni.com/edu/book/578-latta-rebenok - мне эта книга понравилась тем, что очень четко подчеркивает:
3. Дети - это пираньи
"Дети - это пираньи, требующие внимания, и они жадно пожирают его. Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на все, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. Они обязательно воспользуются любым малейшим шансом привлечь к себе внимание, невзирая на возможные разрушительные последствия. В поисках внимания они при любом удобном случае обязательно выпрыгнут из своей реки. Это нужно твердо усвоить, потому что, если вы забудете о том, что дети требуют внимания, они получат его недостаточно и набросятся на вас.
Для пираний главная цель в жизни - это пожирать все, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни - постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило.
Вам же не хочется, чтобы в вашем доме обитали жадные, капризные и голодные пираньи. Кормите их как следует, и они останутся в своей реке.
4. Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое
Из аналогии с пираньями можно вывести следующее правило: нужно следить за тем, чем именно вы кормите этих прожорливых существ. На первый взгляд это очевидно, но дети могут настолько вести с ума, что забываешь самые очевидные истины и делаешь все, только бы сохранить душевное спокойствие. Но не следует забывать поощрять хорошее поведение и игнорировать плохое.
Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать. Это простой принцип, но большинство из тех, кто испытывает проблемы при общении со своими детьми, упускают его из виду либо никогда не задумывались о том, как и какое поведение они поощряют на самом деле.
Хорошему поведению нужно уделять огромное внимание - переусердствовать в похвале за него просто невозможно. Плохое поведение нужно игнорировать или хотя бы встречать его с холодным видом.
Если постоянно уделять внимание плохому поведению, то в результате вы вырастите чудовищ.
В дальнейшем я покажу вам, как применять этот принцип в повседневной практике, но пока что крепко сохраните в своей памяти: поощряйте хорошее, игнорируйте плохое.
5. Детям нужны границы
Если вы не ставите своим детям никаких границ, то вы идиот. Пусть это звучит грубо, но как иначе сказать идиоту, что он идиот? Но как и во всем, среди идиотов есть свои подклассы.
Хиппи, например, не ставят границ. Хиппи считают, что дети должны свободно перемещаться по миру. «Мир вам, братья».
Лентяи тоже не ставят границ. Им кажется, что легче ничего не делать. Если бы! Беспокойные мамаши тоже не ставят границ. Они ни в чем не хотят стеснять своих драгоценных Тарквиниев из страха, что это повредит хрупкой самооценке их отпрысков. Если вы из тех, кто закатывает глаза и надувает губки, самое время сделать это.
Слюнтяи тоже не ставят границ, потому что они хотят стать не родителями, а друзьями своих детей. Они хотят быть со своими детьми наравне. Все эти люди рано или поздно оказываются у меня в кабинете: хиппи, лентяи, беспокойные мамаши и слюнтяи. Все они в волнении задают один и тот же вопрос - почему их дети ведут себя так чудовищно?
Детям нужны границы.
Определите правила, установите границы и придерживайтесь их как можно строже. В природе детей - двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ - для маленького человека очень опасное и пугающее место. Границы словно говорят: «Досюда можно идти, но дальше нельзя». Внутри границ царят спокойствие и безопасность. Границы помогают определить свое место в мире. Границы не только не позволяют выйти наружу, но и не пускают внутрь плохое. Повторю еще раз - детям нужны границы .
Что еще понравилось
6. Старайтесь быть последовательными
правильно. Как говорил мой папа: "Раз я сказал люминий - значит, люминий, а не чугуний"
9. Любое поведение - это общение
"Дети гораздо охотнее выражают свои мысли и чувства поведением, чем словами. Главная причина состоит в том, что слов у них еще немного. У них много чувств, но они еще не умеют подбирать нужные слова и выражения для выражения этих чувств. В результате они стремятся рассказать о своих чувствах своим поведением . Плохое поведение - это не просто плохое поведение, это способ общения. Обычно оно свидетельствует о том, что предыдущие восемь правил не исполнялись или исполнялись плохо"
Поэтому когда я вижу сходящего с ума 2-3х-летку, я вижу - проблемы в семье, а не просто "этожедети".
"Следите за правильным питанием ребенка, за его здоровьем и за тем, чтобы он рос в спокойной обстановке." - тут индийскому способу кланового выращивания детей, которые постоянно находятся как на базаре, недосыпают (ибо индийские посиделки до 12ти не предполагают укладывания детей раньше), находятся в постоянном шуме, едят то, что едят взрослые - жареные лепешки, жареную еду...
"Научитесь распознавать потребности своих детей и вовремя удовлетворяйте их. Старайтесь понять, что они хотят сказать своим поведением, и реагируйте соответствующим образом. Играйте с ними, когда они хотят играть, и учите их успокаиваться, когда им нужно отдохнуть." - еще один прочерк. Индийское воспитание детей - это затачивание детей под нужды клана, а не выращивание личности.
Ну и так далее, занимательное чтение =)
А поводом для записи заодно стала еще и заметка френдессы
an_na_na про ее путешествие с дочкой. =)
P.S. То, что у меня нет детей не означает того, что я не могу наблюдать за их присутствием вокруг или размышлять о том, как дети выращиваются после того, как они вышли из младенческого возраста. У меня также, в отличе от многих взрослых людей, почему-то не отшибло память по поводу того, как я была ребенком. Мне интересна эта часть жизни в целом, и я надеюсь, что мои наблюдения кому-то помогут - или в процессе выращивания уже существующих отпрысков или в целом, если таковых нет.