Каждый раз, когда я иду на очередной "бизнес-тренинг" или "бизнес-конференцию" я думаю, зачем я это делаю. И все равно иду. Потому что это опыт и, иногда, новые знания, а без них будущее бизнеса становится призрачным как победа сборной России по футболу. И не будем вот тут вспоминать про наш по-настоящему триумфальный пляжный.
Так вот, накипело! Недавно посетил очередной "съезд трудящихся", посвященный продажам. Все бы ничего, и "трудящиеся" из реального бизнеса, жадные до знаний, и организаторы молодцы, и "спикеров" некоторых слушал с открытым ртом, но вот беда, Друзья мои, в том, что рот этот с прошлой недели у меня не закрывается, когда я рассказываю своим коллегам и знакомым про ощущения...
А мыслить я могу только своими ощущениями. И ощущаю я себя обманутым. Еще раз для тех, кто пропустил предыдущее предложение, организация была на хорошем уровне, и спикеры были прекрасными, но я ощущаю себя обманутым!
Небольшая ремарка (чтобы Вы не подумали, что это бред молодой мамаши, которая попала на конференцию для продажников вместо конференции по йоге для беременных). Я создал свое первое предприятие в 24 года. Закончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров, прошел немалое количество курсов и программ и, да, сейчас занимаюсь вопросами управления Группой, состоящей из 68-ми предприятий и являюсь действительным участников программы "Стартап Чили" в области инноваций.
Так что там про обман? В настоящее время в мире накоплено колоссальное количество знаний. В том числе в сфере бизнеса. Я бы сказал так, особенно в сфере бизнеса! Потому что знания в сфере бизнеса являются одними из самых дорогих. Почему же ими не делятся (про стоимость этих знаний временно забыли)? Почему нам преподают в MBA стратегический менеджмент и экономику как чисто теоретическую, "неинтересную" культуру? Почему нас не учат реальным инструментам?
Где реально инновационные тренды? Я заплатил 2800 рублей (и не нужно некоторым товарищам коварно усмехаться сейчас, смакуя фразу "я же говорил")! Где реальная практика?
Почему не говорят про Business Model Canvas? Про то, как по этому канвасу проводить анализ деятельности? Финансовой, производственной, снабженческой, с пониманием взаимосвязей между ними? Как проводить онлайн-совещания с сотрудниками используя Google Docs или Trello? Как, организуя свои рабочие задачи, использовать методологию завершения дел (GTD - getting things done)? Кто узнать по каким критериям выбора ваш клиент выбирает ваш товар? Как работать над позиционированием своего продукта? Как составить карту эмпатии?
Для меня процесс нашего бизнес-образования представляется почему-то в виде формулы продаж пылесосов, которые эффективно удаляют пятна с ковра. Я слышу про "ТРИЗ", про "Теорию ограничений", про "Геймификацию", которые являются действительно хорошими инструментами для тех, кто умеет (это ключевое слово!) ими пользоваться. И сейчас вижу тренеров, которые (я очень на это надеюсь) хорошо разбираются в этих инструментах. Правда, почему-то, из всех спикеров только одна задает вопросы в аудиторию: "Поднимите руку те, кто является руководителем?", "А теперь поднимите те, кто связан с продажами?" И странно, что другие спикеры не пользуются этой информацией. Иначе зачем рассказывать аудитории, в которой 70% руководителей, о том, что такое "точка безубыточности", и почему для выхода из кризиса на предприятии нужно ставить план отделу продаж таким образом, чтобы доходы превышали расходы!
Помним, что в своем авторском изложении могу и что-то напутать с терминами, и не имею ничего против выступающих гуру.
И вообще речь веду про другое! Представляете, как было бы здорово, если бы в Университете нам, рассказывая про Маркетинг, давали бы в руки технологию проведения презентаций продукта? С конкретными вопросами, на которые надо отвечать, и какие ошибки не делать? И главное - как это делать просто и понятно. Джобс готовился к своим презентациям месяцами. Но какими прекрасными они получались, правда? А еще, как обучать потом сотрудников... таких мини Джобсов...
К счастью, а может быть, к сожалению, у меня есть очень простая модель для сравнения. Вспомните нашу школу! И не наши университеты, в которых мы получали зачастую совершенно не нужные знания, а простое и элементарное базовое школьное образование. Складывать "2+2" мы сейчас умеем и это просто. Мы научились писать сочинения и потом считать производные, знаем, где находится Канада и представляем, что панамский канал где-то рядом с Панамой. У нас достаточно базового образования. Так вот, наша "советская" система образования была для того, чтобы нас научить! Не "срубить бабла", не посадить на иглу под названием "недостаток знаний", а научить!
Очень хотелось бы чтобы наше бизнес образование выходило на новый виток развития. Вы знаете о том, что Тойота начинает возвращать ручную сборку автомобилей, потому что они "утратили былое качество"? Мы еще не шагнули в качество производства автомобилей, достойное "некачественных" (по мнению управленцев Тойоты) нынешних японских машин, а они уже возвращают ручное производство на некоторых этапах. Они впереди нас на несколько шагов.
Нам нужно развивать и учить российский бизнес. И брать из существующих технологий лучшее. И еще много работать.
Челябинск, офис, 19.58
p.s. Спасибо за дружескую компанию Мише Мишурову и Лене Ефимовой, спасибо за энергетику Юлии Кульчицкой, спасибо за прекрасно организованную конференцию Олегу Семёновых!