В СКК проходит выставка авто. Среди прочего там представлена компания ChanGan, отчего-то пожелавшая в это не самое стабильное время познакомиться с российским авторынком (ну, это на первый взгляд). Собственно покататься на них меня и пригласил мой знакомый. Сами выставки не то, чтобы люблю, ехал больше покататься, но если кому-то интересно -
здесь про них написано достаточно.
Возможно, я где-то буду субъективен, потому что ехал смотреть в первую очередь на эту компанию, поэтому все плюсы и минусы исключительно исходя из личного опыта.
Чанган - единственная компания из всех представленных, которая предложила прямо на выставке потестить свои авто. Все, что надо было - водительское удостоверение и подпись. Очередь, конечно, была, даже несмотря на дождь, но ребята обо всем подумали (это первый положительный звоночек доя меня). Перед СКК в теплом защищенном павильоне проходила запись на тест-драйв. Здесь же можно было скоротать свое ожидание за кружечкой чая в уютных креслах или за общением с организаторами.
Я записывался на тест-драйв кроссовера cs35, но напросился в компанию и к двум замечательным девушкам в седан eado.
В целом от тест-драйва впечатлений немного, потому что от покатушек по кругу многого я не пойму, тем более не профессионал в этой сфере, но что почувствовал - расскажу. Начну с впечатлений от седана.
Как пассажир я в автомобилях привередлив - бывает, меня укачивает на заднем сиденье в некоторых авто. Самые надежные всегда для меня были японки - ни разу не укачало в тойоте или хонде. Сам вожу аккорд. Надо сказать, что в еаде ехать на заднем сиденье мне было комфортно, несмотря на езду по кругу не укачивало. А с управлением девушки справились легко и непринужденно.
Сам салон достаточно опрятен, пластик, который я не люблю в китайских автомобилях не бросается в глаза, даже наоборот, на мой взгляд, за счёт покрытия кресел и части панелей салон выглядит приятнее большинства европейских моделей схожего класса. В общем, комфортно, вдвоем сзади - уют, но мне показалось, что втроем сзади будет тесновато.
Теперь немного о впечатлениях от cs35.
Начну с того, что за рулем кроссовера я не сидел давно, крайний раз чем-то более-менее похожим был рав-4 два года назад. О маневренности кроссовера скажу, что в повороты входит неплохо, подвеска мягкая, но сам кроссовер на дороге не шатает и не парусит, что обычно бывает с подобными. Правда, на тест-драйве особо не разгонишься, я пообщался с ребятами, говорят, что дорогу при 80-90 км/ч держит устойчиво. По расходу топлива говорят, что в пределах 8-9 литров.
Салон такой же приятный как и у еады. Все механизмы внутри (регуляторы кресла, ручник, автомат и другие), также в отличие от некоторых европейцев, работают от легкого нажатия и в достаточной степени чувствительны. Педали жать приятно - никакого дискомфорта не чувствуется, все даже немного игрушечным кажется.
Эргономичность в салоне есть, чувствуется, что дизайнеры подошли с душой к интерьеру. Кстати, позже узнал, что дизайн интерьера делали японцы, шасси и подвеску делали в Штатах, а в Британии совместно с Китаем был собран движок Blue Core.
Меня всё же смутила одна вещь в отделке - тот же пластик, которым отделаны нижние части дверей не внушает доверия при длительном использовании. Особенно на задней двери.
В целом кроссовер оправдывает свою цену в 670000. Хорошая управляемость и приятный салон, с оговоркой по поводу использованного пластика. Ребята говорят, что компания предлагает гарантию на 150000 километров или 5 лет. Это немного о тест-драйве.
Гораздо интереснее мне была сама компания, так как я больше интересуюсь именно этими вопросами, ибо считаю, что компания, внутри которой отработаны все процессы, не может выпускать плохой продукт.
Про организацию тест-драйва я уже говорил. Про стенд на самой выставке внутри могу сказать, что в глаза бросались два больших стенда автокомпаний - Лада и Changan. Были там, конечно, и фавы, и Мерседесы и различные кастомы. Но заметны были именно эти ребята. При этом Чанган создали достаточно приятную атмосферу (это я сейчас не только про красивых девушек).
Вообще, пока я дожидался тест-драйва, разговорился с Андреем - одним из организаторов. Он мне и рассказал про компанию. Компании Changan 150 лет. Начинали как производители армейских джипов для армии Китая (знакомая история, правда?). Затем стали выходить на международный рынок. Здесь тоже есть свои положительные стандарты у компании. Так как Чанган частично принадлежит государству, это накладывает определенные уровни социальной ответственности - важно зарекомендовать себя на международном рынке, потому что компания ассоциируется с целой страной.
Ниже несколько стандартов, соблюдаемых Чанганом, о которых мне рассказал Андрей, и они мне показались важными, даже не как конкурентное преимущество, а как часть проектное, стратегического мышления, которым успешно обладают китайцы:
1. Анализировать обратную связь от клиентов, прислушиваться к их мнению. Перед выходом на рынок каждой модели целые отделы работают над запросами потребителей собирают обратную связь от целевых аудиторий и стараются доработать модель или реализовать их пожелания.
2. Всегда тестировать условия новых рынков. Помимо обратной связи от целевых аудиторий тестируют погодные условия. Есть стандарт: машина должна пройти более 4 миллионов километров в условиях новой страны. Например, в России машины прошли обкатку в двух регионах: Ближний Восток в условиях высоких температур и северный регион при температурах до -40.
3. Оценивать эффективность только по выработанным стандартам качества (мне это напомнило компетенции и индикаторы при ассесментах в организационном развитии). Если автомобиль не соответствует стандартам, он отправляется на доработку, никакие условия не изменят это решение.
4. Перед выходом на новый рынок сначала создавать инфраструктуру, в частности, склад с расходниками и комплектующими. И только после этого выводить автомобиль на рынок этой страны.
В России компания появилась в марте 2014 года, продав более тысячи автомобилей. В тот же год в Китае было продано 2.6 миллиона авто. С января 2015 есть собственный российский офис, чутко прислушивающийся к отзывам автовладельцев. На этот год поставили план в 4000 автомобилей. Несмотря на то, что работают они по 100 процентной предоплате (работать с дилерами по такой схеме гораздо сложней, не каждый рискнет), в планы пока укладываются.
Вот и ясно, почему во время кризиса ChanGan выходит на Россию. У китайцев все как всегда рассчитано на несколько ходов вперед: постаравшись взять самое лучшее во всех странах, они собрали достаточно бюджетные но практичные автомобили, которые свою нишу в России займут. И это будет только частью удачной маркетинговой стратегии. Они готовы показать, что способны выстроить бизнес даже в суровых условиях рынка и благодаря стандартам, а не урезанию средств и экономии на каждом болте. И показав свою успешную игру на российском рынке, они зарекомендуют себя, как компания достойная представить Китай на рынке автомобильной промышленности.
В итоге получается интересный кейс о еще одной компании, которая рпобует создавать голубой океан среди красного, наполненного акулами, посмотрим, что выйдет через год.
Альбом с фото