Об ответах на вопрос о смысле

Dec 10, 2012 01:10

Главный вопрос человеческой жизни - вопрос о смысле. Трагично, когда этот вопрос решается человеком всю его жизнь. Мне приходилось слышать такие высказывания - мол, мы для того и живём, чтобы в течение всей жизни стараться понять, для чего же всё это нужно.
Трагично, потому что в действительности это вопрос подростковый, вопрос человеческой юности.
В юности, в нормальной, здоровой человеческой юности, этот вопрос вдруг становится перед человеком и часто потрясает его - настолько грандиозно открывающееся им понимание.
Когда жизнь человека нездорова, главный вопрос может в ней так и не возникнуть - не только в юности, но и вообще никогда. И это, наверное, одна из самых ужасных вещей, которые могут с нами произойти, - ведь по существу это означает низведение человека до уровня животного, живущего в первую очередь потреблением.

Здоровая человеческая юность не только ставит этот вопрос, но и отвечает на него со всею возможною однозначностью. Перед человеком открывается грандиозность созданного из ничего нашего мира, и самый чудесный его признак, жизнь, ясно указывает на причину всего - на Бога. Это открытие предопределяет ответ: созданному Богом по Собственному образу и подобию человеку должно утверждать этот образ. Утверждать его в себе и в окружающей действительности.

Интересно, что отношение к себе и окружающему миру является главным в человеческой жизни безотносительно понимания или непонимания человеком существа и значения происходящего.
Ведь даже не понимая этого значения, каждый из нас или утверждает своею жизнью высокий образ, или отвергает его.

Всё, что делает человек или, скажем, диавол, который совершенно реален, является чем-то определённым относительно Образа.
Ведь как человек создан по Образу, так и многое другое из известного нам имеет свой идеальный образ.
Например, город. Любой город в качестве своего прообраза имеет Город Небесный. В христианской традиции он называется Небесный град Иерусалим.
Идеальным образом книги, как явления, уместно назвать Евангелие.
Идеальный образ музыки - это песнопения там, в горнем мире; слышал ли их кто-нибудь из земных людей? Почти наверняка - да. Есть ли их земное выражение? Вероятно, есть. Каждый может сам попытаться рассудить об этом. Скажем, я нисколько не сомневаюсь, что у Рахманинова мы слышим очевидные отзвуки музыки в её идеальном состоянии.

Итак, смысл земной жизни - это утверждение собственною земною жизнью идеального образа; это поступок, результатом которого является приближение явлений, существующих на земле, к их собственным небесным образцам.
А вот, например, смысл бытия диавола, осознанно выбранный им самим, - извращение земных явлений, максимальное их удаление от собственных небесных прообразов.

Интересно, что верить в Бога или быть членом Церкви - не указывает на жизнь, оправданную этим смыслом. Ведь человеческую жизнь оправдывает только осмысленный человеческий поступок. А декларировать собственную веру в Бога и ходить в церковь, но не стремиться к собственному соответствию Божьему образу и не делать ничего, чтобы окружающие вещи приближались к своим идеальным прообразам, - означает жить жизнью, не наполненной подлинным, оправдывающим её содержанием.

Что значит утверждать в себе образ Бога?
Это предельная требовательность совершенно ко всему, что имеет к тебе отношение.
Возьмём, например, человеческое слово. Матерщина абсолютно недопустима, как и празднословие, насмешки или издёвки. Глумливые шутки, или просто глумливые слова - можно ли представить их в устах Бога?
То же касается, скажем, и внешнего облика. Вчера в спортивном зале я встретил молодую девушку, довольно миловидную, с красивыми волосами и фигурой. В её носу было кольцо, не в ноздре, а посередине, как у быка. Утверждает ли в себе эта девушка образ Бога? Конечно, нет; этой, в частности, деталью она его опошляет, вульгаризирует, таким образом оскорбляя. Можно ли представить Богородицу в мини-юбке, из-под которой видны трусы, или с татуировкой на какой бы то ни было части тела? Конечно, нет. Поэтому, в частности, любые татуировки или рисунки на собственном теле не имеют ничего общего с тем образом, которому человеку должно соответствовать.

Что значит утверждать идеальный образ в окружающем мире?
В жизни нам сопутствует бесконечное число явлений. И если мы делаем что-либо для того, чтобы какие-то из них всё больше наполнялись своим подлинным содержанием, - мы утверждаем идеальный образ в окружающем мире и оправдываем таким образом собственное же существование.
Скажем, относительно того места, в котором человек родился или живёт, человеку должно делать всё, чтобы оно всё больше приближалось к соответствию собственному непреходящему небесному образу.
А вот, например, делать что-то, в результате чего в этом месте становится больше мусора и грязи или, скажем, появляются уродливые постройки - означает извращать явление, удалять его от собственного небесного образца.
Интересно, что, к примеру, распространённая ныне практика строительства в наших городах зданий, внешние стены которых покрыты только пластиковой плиткой, и нет даже намёка на то, что называется наличниками или пилястрами, фризами или ризалитами, полуколоннами или дентикулами - означает очевидное извращение явления, его уродование и оскорбление. Ведь если мы посмотрим на природу, то увидим, что ей, даже в той её части, которую мы считаем «неживой», совершенно чужд подобный примитивизм - даже в том, что рождается и живёт в течение мгновений, нет ничего от подобного примитивизма.

Скажем и о том, что в данной теме есть один пункт, который достаточно любопытен для понимания.
Представим себе человека, перед которым возникает вопрос о смысле, и в ответе на него он не находит Бога. Возможно ли такое? Да, конечно. Последнее столетие дало нам немало таких примеров.
Тот, кто находит Бога, находит и смысл, состоящий в соответствии себя и всего окружающего идеальному образцу.
В чём находит смысл тот, кто не находит Бога?

Достоевский, который задумывался о том же, отвечал, что для таких, в частности, «всё позволено». Т.е. для таких может не существовать никаких границ нравственности - ведь нет бессмертия и нет Образа. Как итог - безобразный человек. Существует множество примеров, подтверждающих этот вывод - показывающих безобразность людей, выбравших безбожие, посмотрите хотя бы на антирелигиозные сообщества здесь, в сети.
Что же здесь любопытного? То, что среди таких есть и те, кто признают границы нравственности.
Интересны их основания, определения ориентиров.

общественное, познавательное, умозрительное

Previous post Next post
Up