Разберемся, каким образом и в какую именно юридическую каббалу попали граждане в водовороте безумной российской политики по вопросам капитального ремонта и энергосбережения. С позиции наших властей в нескольких словах государственный курс в этих направлениях можно охарактеризовать так: хотим сделать красиво, как Европе, но только по-российски - под фанфары в адрес властей и за счет народа.
Если в Европе в условиях дефицита нефти и газа существует обоснованная необходимость экономить энергоресурсы, развивать альтернативную энергетику и вопросы проведения капитального ремонта цивилизованно решать путем повышения доходов граждан, то в изобилующей ресурсами России бедный народ должен сам платить за все «хотелки» властей, безмолвно наблюдая за наращиванием экспорта газа и сырой нефти, доходы от которых бесполезным для простых людей образом оседают в бездне российского бюджета и ценных бумагах зарубежных стран.
Никто не спорит с необходимостью бережно пользоваться природными богатствами и их энергетическими производными (электричеством, теплом) в нашей повседневной жизни и в экономике страны. Действительно, необходимо использовать природные ресурсы рационально и эффективно. Природные запасы не бесконечны. Уже сейчас нужно думать о том, какое энергетическое наследие мы оставим следующим поколениям.
К тому же эффективное использование энергетических ресурсов позволяет сделать их стоимость ниже для потребителей, а значит повысить качество жизни граждан путем уменьшения их постоянных расходов.
За счет внедрения современных технологий и систем учета энергии удешевление достигается путем:
1) снижения себестоимости производства электрической и тепловой энергии, добычи нефти и газа;
2) снижения потерь энергоресурсов в распределительных сетях при доставке от производителя к потребителю;
3) снижения подлежащего оплате объема энергоресурсов гражданами и предприятиями - оплата по факту потребления согласно показаниям счетчика.
К сожалению, Россия пока бездумно опустошает свои недра и с убежденностью торгаша наращивает объемы экспорта сырой нефти и газа вместо переработки и реализации дорогостоящей продукции глубокого передела. И в то же время российские власти принимают законы, грабящие российский народ и усложняющие жизнь граждан именно в энергетической сфере.
Закон об энергосбережении
Осиновый кол в спокойную жизнь российских граждан был вбит принятием титульного закона в сфере энергосбережения, который стал апофеозом антисоциальной политики властей -
федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно п. 9 ст.11 261-ФЗ мы, как жители приватизированных и в основном построенных в советские годы без учета «политики энергосбережения» квартир, а значит по мнению властей «эффективные собственники», за счет которых можно исполнять любую чиновничью прихоть и решать насущные проблемы, «обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов». Мы в очередной раз стали обязаны «модернизировать» страну и ее жилой фонд за свой счет. В то же время собственники новых квартир согласно п. 7 ст.11 261-ФЗ освобождены от такой ответственности, и это бремя несут на себе застройщики.
Статья 13 в части п.5 261-ФЗ императивно обязывает граждан тратить собственные деньги за приборы учета: «До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в
части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии».
За не установку приборов учета введены карательные меры - повышающие коэффициенты, речь о которых пойдет ниже.
Но, оказывается, обязанности есть не только у граждан, а еще и у ресурсоснабжающих организаций - всевозможных компаний, в наименовании которых часто встречается слово «энерго» и его производные (теплоэнерго, электроэнерго, газпромэнерго и пр.), и которые нам выставляют платежки за электричество, тепло, газ. Только сразу надо отметить, что обязанности эти носят совершенно иной смысл и сводятся все к той же обязанности граждан платить за все. К тому же обязанности ресурсоснабжающих организаций, как правило, по факту не исполняются, что не влечет для них наказания, но граждане, в свою очередь, за свои «нарушения» неотвратимо и ощутимо наказываются рублем.
Согласно п.5 ст.12 261-ФЗ «Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», но реализация этих мероприятий согласно подпункту 2 осуществляется «за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме». К тому же согласно п.6 «перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме».
Подобные обязанности «работать с населением» и за счет населения так же приписаны управляющим компаниям. Пункт 7 ст.12 261-ФЗ гласит: «лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме».
Есть в ст.12 и такой п.8 с очень важным для кошелька граждан содержанием: «в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования». Сформулировано очень невнятно («обязано проводить действия, направленные на регулирование» вместо «обязано регулировать»), но хотя бы открыто раскрывает действенную меру экономии потребляемой теплоэнергии. Но многие ли УК занимаются таким регулированием и проводят работы по установке таких регуляторов? Нет, это делается в очень редких случаях, и жители даже не знают о таких возможностях экономии денег за тепло. Хотя достаточно установить ручной или автоматический регулятор (зависимость от погодной температуры), как с нашими, достаточно теплыми зимами с резкими перепадами температур, потребление тепла существенно снизится. И это вам подтвердят жители домов, где такие регуляторы эффективно используются.
Согласно п.10 ст.13 УК имеют дополнительную обязанность, но опять только информационную, а не материальную: «лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов». С этой обязанностью УК так же благополучно не справляются.
В дополнение к положениям 261-ФЗ об обязанностях УК приведу выдержку из письма Министерства строительства и ЖКХ РФ от 18 сентября 2015 г. № 30162-ОЛ/04, в котором яснее некуда расшифровывается обязанность, вмененная управляющим компаниям с целью содействия собственникам квартир реализовывать мероприятия по энергосбережению: «в этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации».
А теперь ответьте на принципиальный и прямой вопрос: ресурсоснабжающие организации и управляющие компании раз в год вас хотя бы информируют о возможных мероприятиях по экономии энергоресурсов в доме, не говоря уже о проведении энергоаудита и составления энергетического паспорта домов и организации установки приборов учета?
Даже в органах власти открыто признают, что ресурсоснабжающие организации этой деятельностью не занимаются - в нарушение 261-ФЗ. И только УК вяло и нехотя пытаются имитировать деятельность в этом направлении и то, в основном, только в силу настойчивых требований граждан. Поэтому ни шатко, ни валко в подъездах для устранения тепловых потерь меняются окна и входные двери, стены домов утепляются, для экономии электроэнергии ставятся датчики движения, и, конечно же, устанавливаются домовые счетчики. И граждане за все это платят-платят-платят, а если мероприятия выполнены не были или проведены некачественно, то за энергопотери (общедомовые нужды) и соответствующие нарушения граждане продолжают платить-платить-платить.
В качестве примечанию отмечу, что конкретно в Ярославле вопросом оснащения домов счетчиками тепловой энергии занимается МУП «Яргорэнергосбыт» - надо же кому-то этим заниматься вместо игнорирующих закон ресурсоснабжающих организаций.
Повышающие коэффициенты
Официальная политика карательных мер в сфере энергосбережения была установлена постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». Данный документ внес изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
Согласно этим изменениям для расчета объема потребляемых ресурсов введен повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Таким образом, в 2017 году без счетчика за коммунальные услуги по прихоти властей придется платить на 50% больше. Правда, касается это случаев, когда имеется техническая возможность установки счетчика, но поскольку эта возможность имеется в подавляющем числе случаев, то карательные меры касаются практически всех граждан.
Также стоит заметить, что к началу 2017 г. многие ответственные за установку общедомовых приборов учета организации оказались не в состоянии в срок провести эти работы даже за счет граждан. В основном это касается счетчиков тепловой энергии. Фактически граждане оказались под двойной угрозой - заплатить за установку счетчиков и дополнительно оплачивать 50% повышенного тарифа, причем в разгар зимы, когда плата за тепло максимальная. В этой нелепой ситуации власти некоторых регионов отменили применение повышающих коэффициентов в текущем отопительном сезоне, но все это делалось (в частности, в Ярославской области в декабре 2016 г.) в спешке, чехарде, с угрозами теплоснабжающих организаций в одностороннем порядке начать выставлять повышенные тарифы. Результатом стало нагнетание нервозности среди граждан, беготня простых людей по инстанциям, их звонки в адрес властей и ресурсоснабжающих организаций в поисках правды. Зачем было доводить ситуацию до такого абсурда? И опять все это сделано за счет граждан, за счет их покоя и благополучия.
Возникает еще один вопрос: кому и на какие цели будут направлены средства, полученные за счет применения повышающего коэффициента? Ответ на этот вопрос нам раскрывает, пожалуй, самую страшную правду государственной авантюры под названием «политика энергосбережения».
В текущей редакции Правил предоставления коммунальных (постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354) от 27.02.2017 г. нет ни слова о получателях и целях использования этих средств.
Может быть, этот вопрос регулируется другим нормативным актом? Нет, он должен быть отражен именно в Правилах предоставления коммунальных услуг, поскольку он до недавнего времени был раскрыт в этом документе. В редакции Правил от 29.06.2016 г. имелся четкий, ясный и вполне разумный подпункт у(1) п.31: «направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». К настоящему моменту в ред. 27.02.2017 г. Правил этот подпункт исключен.
Зачем, по каким соображениям, в угоду кому был убран этот пункт? Ответ один: политика энергосбережения - это не мера модернизации сферы оборота энергоресурсов, пускай даже за счет граждан, а это очередной способ отъема денег у населения в пользу скудного госбюджета (государство сняло с себя бремя нести расходы по реализации политики энергосбережения) и кошельков ресурсоснабжающих организаций, которые в благоприятных для себя условиях постоянно растущих тарифов получили дополнительный источник дохода. В нашей стране ресурсоснабжающие организации являются составными частями олигархических структур, поэтому нетрудно догадаться, что текущая политика является следствием лоббирования олигархами своих интересов в ущерб гражданам.
Средства капитального ремонта
В нашей стране существует очень много имеющихся в распоряжении власти способов отъема денег у населения. В сфере ЖКХ самый крупный и циничный побор - это взносы на капитальный ремонт. Не будем здесь углубляться в критику введения этих платежей. Скажем только, что в социальном государстве, каким должна быть Россия, такие платежи недопустимы.
Нужно отдать должное властям за крупицу справедливости и здравомыслия в сфере сбора взносов на капремонт. В настоящее время установку приборов учета можно проводить за счет этих средств даже независимо от того, копятся они на специальном или общем счете. Такая возможность позволяет не платить дважды - за капремонт и отдельно за установку счетчика.
Но нет худа без добра, и в данном случае право распоряжаться средствами капремонта сопряжено с чрезвычайно большими организационными сложностями для граждан.
Во-первых, по Жилищному кодексу РФ любое использование этих средств должно проводиться по согласованию с региональным фондом капитального ремонта, который по умолчанию является владельцем специальных счетов (несмотря на право собственников выбрать такого владельца), средствами на которых владеют собственники квартир. Видим картину - «собака на сене». С одной стороны, это должно облегчать жизнь гражданам отсутствием необходимости самостоятельно совершать операции по спецсчету, но с другой стороны - региональный фонд совершает эти операции с очень большими задержками. В частности, в Ярославле оплата аванса подрядчикам, заключившим с собственниками квартир договор на выполнение работ по капремонту, производится через (!) 30 дней (а не в течение 30 дней) с момента подачи комплекта документов в регфонд. Получается, что после принятия собственниками решения на общем собрании и при наличии на спецсчете 100% суммы стоимости капремонта, подрядчик приступит к работам только минимум через 1 месяц.
Во-вторых, собственники квартир согласно подпункту 1.1-1) п.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ имеют дополнительные полномочия: «к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете». Казалось бы, наличие этой компетенции является большим благом для собственников квартир, ведь оно дает возможность распоряжаться своими кровными деньгами по усмотрению самих жильцов, но нет - великое зло пришло в жизнь граждан, словно волк в овечьей шкуре. Специальный счет по капремонту - это ужасная кара и невыносимое наказание для граждан. Данный пункт является бомбой, заложенной под спокойную жизнь людей, и взрыв этого грозного снаряда сильнейшим образом нарушил покой в нашем отдельно взятом доме. Об этом пойдет речь в следующей заметке.
В качестве резюме по теме специальных счетов в сфере капремонта отмечу кажущиеся плюсы и реальные минусы этого явления для граждан.
Плюсы для собственников квартир:
1. Возможность накапливать деньги на ремонт непосредственно своего дома и прозрачно вести сбор этих средств.
В то время, когда в нашей болезненной стране бушует либеральный ураган, срывающий с государства последние социальные обязательства, такая возможность, на первый взгляд, кажется немалым даром в адрес граждан.
2. Возможность распоряжаться накопленными средствами по своему выбору - в целевых рамках согласно Жилищному кодексу и на основании результатов общего собрания собственников.
Минусы для собственников квартир:
1. Средствами со своего специального счета жильцы могут распоряжаться только по согласованию с региональным фондом, который осуществляет платежные операции в адрес подрядчиков, выбранных жильцами, в течение 30 дней. Это очень большой и совершенно неприемлемый срок.
2. Необходимость для собственников самостоятельно администрировать все процедуры проведения капремонта: обследование дома, анализ технического состояния, принятие технических решений по капремонту, составление за свой счет проектно-сметной документации (ПСД), проведение тендера среди подрядных организаций, выбор подрядной организации, организация и проведение общего собрания собственников, заключение договора с подрядной организацией, проведение технического контроля за выполнением работ, приемка выполненных работ, взаимодействие с подрядной организацией в процессе гарантийного обслуживания выполненных работ.
Краткий вывод из этого очень печальный и неотвратимый: собственниками, выбравшими способ накопления средств на капремонт в виде спецсчета, региональный фонд вообще не занимается, ничем им не помогает и никакие услуги не оказывает (кроме перечисления денег, принадлежащих собственникам). Такие собственники предоставлены сами себе и все проблемы должны решать самостоятельно, как «эффективные собственники», которых так сильно любят и приветствуют «эффективные менеджеры» в нашей власти. Когда серьезными техническими и организационными работами занимаются не профессионалы, то качество выполнения этих работ падает. Собственники квартир, вынужденные заниматься этими работами, рискуют допустить серьезные правовые, технические, организационные и прочие ошибки, от чего могут пострадать их средства, состояние домов, что чревато проблемами, в том числе аварийными. Поэтому происходящее в настоящее время в сфере капремонта можно охарактеризовать как вредительство со стороны властей. Правильным является организация работы с подрядчиками едиными структурами - управляющими компаниями, региональными фондами, - в которых работают грамотные специалисты, отвечающие за свои профессиональные действия. И это правило должно быть едино для всех собственников - с общими и специальными счетами.
Отдельно отмечу нелепость организационного механизма разработки ПСД. На момент проведения общего собрания сметный расчет должен быть обязательно, чтобы голосование велось за конкретную стоимость работ, но содержание сметы зависит от технических решений, а эти решения, по сути, являются проектом. Разработка проекта и сметы стоят денег. Поэтому на момент проведения общего собрания проектно-сметная документация уже должна быть разработана либо подрядчиком за свои деньги на свой страх и риск, либо на личные деньги жильцов. Второй вариант - проведение двух голосований: сначала за выбор подрядчика и оплату разработки проектно-сметной документации из средств капремонта (плюс 30 дней на оплату этих работ регфондом), а затем - за сумму самих работ по капремонту этим подрядчиком на основании разработанной ПСД (еще 30 дней на авансирование работ).
Но самое нелепое состоит в том, что в типовом протоколе общего собрания, выложенном на сайтах регфондов (например,
здесь) в одном пункте с перечнем работ и услуг по капремонту есть приписка «включая/не включая изготовление ПСД, в случае ее необходимости», а в следующем пункте предлагается «принять решение о смете расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома». Без разработанной сметы принимать решение о смете расходов - это абсурд и безграмотность со стороны властей!
Что касается вышеприведенного весьма объемного перечня процедур проведения капремонта, то все эти работы собственники квартир, как уже было сказано, должны выполнять самостоятельно, даже если дома находится под управлением управляющей компании.
Интересно, кто выполнит все эти работы в хрущевке с 4-мя подъездами? Или в каждом таком доме должна быть светлая голова «на все руки мастер» - и инженер, и юрист, и экономист? Конечно, нет. Даже если такой человек в доме имеется, то он физически не сможет посвятить себя решению этих вопросов, потому что все это требует полного погружения с головой на длительное время и за свой счет.
Лично я в качестве инициатора взял на себя лишь некоторую часть вышеперечисленных работ, но этого мне хватило с лихвой. Такое участие стало отнимать у меня настолько много времени и требовать настолько много личных ресурсов, что я пришел к забавному выводу: для обслуживания своего специального счета каждому дому надо иметь свой офис, где будет компьютер, телефон, интернет, принтер, человек на зарплате. В противном случае кому-то из жильцов надо стать волонтером и на безвозмездной основе предоставить свои материальные ресурсы дому. Именно таким волонтером я стал в своем доме, не желая мириться с жилищно-коммунальным упадком и пытаюсь сделать то, что с моих силах. В этом мне активно и продуктивно помогает староста дома (председатель Совета МКД), за что ей большое спасибо. Эту вынужденную для себя функцию я не считаю чем-то хорошим, потому что большую часть времени я трачу на выполнение работы, которой должны заниматься чиновники и организации в сфере ЖКХ (УК, регфонд, жилинспекция и др.).
Гораздо правильней было бы посильное участие всех собственников в тех делах, которые могут выполнить только жильцы. Такое волонтерство людей, является огромным благом, социальным завоеванием каждого дома, в котором жильцы дружелюбны и общительны друг с другом, деятельны и ответственны по отношению к делам дома и своих соседей, а дети охотно берут положительный пример с таких замечательных взрослых.
В следующей заметке будет описана история того, как мы занимались организацией установки общедомового прибора учета тепловой энергии непосредственно в нашем доме в Заволжском районе г. Ярославля, и к чему все это привело.
Андрей Андрианов
Публикация на сайте "Путь России"