Выложу сюда свою статью с обнаруженным ранним проектом церкви для усадьбы Ярополец Чернышевых. Опубликовано: Чекмарёв А.В. Недостающее звено в архитектурной истории Яропольца. Новое о Казанской церкви в усадьбе Чернышевых // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Выпуск 29 (45). СПб., Изд. дом «Коло», 2023. С. 19 - 63
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева хранится ранее не публиковавшийся чертеж, способный прояснить первоначальный замысел и часть строительной истории незаурядного памятника - Казанской церкви-усыпальницы в подмосковной усадьбе Ярополец графа З.Г. Чернышева.[1] В музее чертеж значится как проект неизвестной церкви с колокольней. Он поступил в 1927 г. из Серпухова как проект перестройки Высоцкого монастыря, что, конечно, не соответствует действительности. На изображении легко опознать парадную площадь ярополецкой усадьбы, как планировочно, так и в ее главных компонентах - уникальной «двойной» церкви и обстройке с парными каре конного и скотного дворов, а также оградой и воротами. Чертеж правильнее назвать не проектом только лишь церкви, а проектом всего ансамбля площади, показанного на листе в фасадах (кроме главного дома) и планах (ее юго-восточного периметра). На чертеже имеются надпись «План и фасад церкви и оград» и масштабная линейка в 20 сажень, в нижнем правом углу в качестве подписи значится «Квартирмейстер». Чертеж не датирован.
Зная планировку и облик «Русского Версаля», каковым в XVIII-XIX вв. претенциозно называли подмосковную резиденцию Чернышевых, нетрудно разобраться в том, что здесь изображено.[2] В центре помещен план вытянутого перпендикулярно главной композиционной оси усадьбы церковного здания, от него в обе стороны расходятся одноэтажные хозяйственные постройки, чередующиеся оградами с воротами и образующие подковообразный периметр площади. Ее противоположный фланг создают одинаковые фасады каре конного и скотного дворов, с угловыми башенными объемами и проездами ворот внутрь каждого из каре. Между дворами нарисован фасад низкой кирпичной ограды с двухбашенными «замковыми» воротами, ведущими на курдонер, образованный боковыми сторонами служебных каре и оставшимся за рамками изображенной картины главным фасадом усадебного дома-дворца.
Планы усадьбы Ярополец Чернышевых. 1770-е гг. и 1950-е гг.
Если сравнить фасады и планы построек на чертеже и в реальности, то окажется, что сохранившиеся башни ворот полностью соответствуют изображенным, даже в мелочах вроде волютообразных выступов по сторонам, до 1930-х гг. поддерживавших арматурные композиции. Совпадают с нарисованными и местами уцелевшая ограда курдонера, и основные объемы хозяйственных дворов (позже они неоднократно перестраивались, менялись размеры и количество окон), и положение единственного сохранившегося хозяйственного здания (позже свинарника) в южной части площади, а также несохранившиеся, но известные по довоенным фотографиям проездные ворота и ограда периметра. Существенные отличия есть только в облике изображенного и существующего церковного здания, которое в нынешнем виде датируется 1798 г. Это дата долго откладывавшегося освящения храма, а основные строительные и отделочные работы велись в 1780-х гг., о чем свидетельствует опубликованная мной еще в 1999 г. архивная переписка главных участников процесса.[3]
Башни ворот парадного двора в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фрагмент чертежа и фото С.А. Торопова. 1920-е гг. ГНИМА имени А.В. Щусева
Застройка периметра площади в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фрагмент чертежа и фото. 1920-е гг. ГНИМА имени А.В. Щусева
Активный период возведения дворцово-паркового ансамбля в Яропольце начался вскоре после 1762 г., когда на престол взошла Екатерина II, а хозяин имения, ее бывший фаворит и крупный военачальник граф Захар Григорьевич Чернышев (1722-1784) вернулся с театра боевых действий и занял важный пост вице-президента Военной коллегии. В течение считанных лет в доставшейся ему по наследству усадьбе был создан масштабный комплекс из дворца, служебных и хозяйственных построек, регулярного парка с разными затеями. Каменная церковь Казанской Богоматери была выстроена еще в 1742 г отцом Захара Григорием Петровичем Чернышевым (1672-1745), по ней село тогда стало называться «Казанское Ярополч тож».[4] Парадное ядро усадьбы получило симметричную структуру, увязанную пятилучием расходящихся дорог-аллей с территорией обширной вотчины, насчитывавшей 14 населенных пунктов и 1428 крепостных душ мужского пола.[5] Это было одно из крупнейших частных владений в Подмосковье. Создание большой усадьбы и обустройство имения отражало личные амбиции и возможности владельца, входившего в ближайший круг придворных Екатерины II.
Уже ко второй половине 1760-х гг. Ярополец обрел представительный облик благоустроенной аристократической резиденции, масштабно сопоставимой с императорскими пригородами Санкт-Петербурга. Многочисленность и плотность капитальных каменных построек, как и сфокусированная на центральной площади дорожная система, визуально сближали его с западными частновладельческими городами, в т.ч. соседней с Россией Речи Посполитой. Главными сооружениями в ансамбле являлись вместительный двухэтажный дом-дворец с протяженным фасадом, фланкированный «крыльями» симметричных служебных каре, и усадебный храм, стоявший напротив дома, на другой стороне площади. Как единственному высотному объему, именно ему была уготована роль ключевой доминанты всей усадьбы. Новый архитектурный ансамбль формировали с учетом положения уже стоявшей здесь на протяжении 20 лет церкви. В «Экономических примечаниях» 1766 г. говорится, что при ней была «колокольня каменная со шпицом в высоту до 20 сажень» (42, 6 м).[6] Но в отличие от дворца, построенного в едином стиле раннего «профранцузского» классицизма и в относительно короткие сроки, между 1763 и 1768 гг., реконструкция церкви растянулась на несколько этапов, и в осуществленном виде здание сильно отличается от того, что изображено на чертеже из Музея архитектуры.
Казанская церковь-усыпальница в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото 1950-х гг.
Казанская церковь-усыпальница в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото 2007 г.
Облик и состав почти полностью сформировавшегося ярополецкого ансамбля относительно подробно зафиксирован в тексте «Экономических примечаний» к Генеральному межеванию в 1766 г. Спустя два года в переписке Екатерины II с братом Захара Чернышева Иваном Григорьевичем говорится о пристроенных двух новых башнях по углам ярополецкого дома (имелись в виду башни конного и скотного дворов).[7] В это время уже существовал регулярный парк «с прешпектами и куртинами» и создавался пейзажный, один из самых ранних в России. Резиденция в Яропольце формировалась параллельно с дворцово-парковым ансамблем Гатчины, принадлежавшей фавориту Екатерины II Григорию Орлову. В темпах реализации и размахе обоих проектов проявилось своего рода соперничество бывшего и нынешнего фаворитов императрицы. В сентябре 1775 г. Захар Чернышев с супругой пышно принимали в Яропольце Екатерину II с многочисленной свитой, а затем и великого князя Павла Петровича с его первой женой Натальей Алексеевной.
Главный дом усадьбы Ярополец Чернышевых. 1760-е гг. Фото нач. ХХ в. и план
Панорама усадьбы Ярополец Чернышевых. Фото 1990-х гг.
За отпущенных ему 20 лет жизни в правление Екатерины II владелец Яропольца неоднократно менял место службы. Возглавив Военную коллегию и проведя там ряд преобразований, Чернышев в 1772 г. получил чин генерал-фельдмаршала и был назначен управлять присоединенными к России после первого раздела Речи Посполитой белорусскими территориями. На десятилетие он оказался связан с этим краем (официально Чернышевы возводили свой род к польской фамилии Чернецких), который взялся энергично обустраивать - завел почтовую службу, проложил новые дороги и отремонтировал старые, провел административную реформу. Во многом из-за высокой оценки императрицей его белорусского опыта в феврале 1782 г. он был назначен московским главнокомандующим, в октябре провел торжества по случаю учреждения Московского наместничества.
Лишь в последние два с половиной года жизни (до внезапной смерти 29 августа 1784 г.) Захар Чернышев обосновался в Москве и оказался территориально близок к своему любимому Яропольцу. До этого он вынужден был посещать его наездами. В этот период как раз активизировалось долго откладывавшееся по каким-то причинам строительство новой церкви. Во всех редких источниках до 1782 г. каменная Казанская церковь 1742 г. описывается приведенной выше емкой фразой из «Экономических примечаний» 1766 г., иногда с расхождениями в высоте колокольни (в тексте историка Г.Ф. Миллера это не 20, а 25 саженей)[8]. Вероятно, до поры отцовский храм вполне удовлетворял потребностям усадьбы.
Переломным моментом, обозначившим необходимость перестройки, можно считать учреждение в 1774 г. заповедного майоратного имения графов Чернышевых, оформленное указом Екатерины II по личному прошению Захара. Это повышало статус Яропольца и делало его главным из двух центров неделимых и неотчуждаемых чернышевских территорий, состоящих из подмосковных ярополецких земель и Чечерского староства в Могилевской губернии. Вторым центром майората становился древний белорусский городок Чечерск, подаренный Чернышеву в частную собственность. Смена юридического статуса имений придала Яропольцу дополнительную смысловую нагрузку, включив его в единую имущественно-территориальную систему с Чечерском - настоящим частновладельческим городом-резиденцией западного типа.[9] Там для нужд нового владельца был перестроен старый польский замок на мысу реки Чечеры. Развернувшаяся после 1774 г. реконструкция Чечерска, где была произведена регулярная перепланировка, начато возведение ратуши и готовилась постройка четырех храмов, побудила Чернышева и к определенной ревизии любимого ярополецкого ансамбля.[10] К 1775 г. (к приезду императрицы) ярополецкий парк был спешно украшен капитальными павильонами и важными символическими мемориями. Вероятно, тогда же стало очевидным масштабное несоответствие старой церкви всей окружающей усадебной застройке.
Точных данных о начале ее реконструкции нет. Интересно, что церковь совершенно не упоминается в опубликованных в «Санкт-Петербургских ведомостях» подробных отчетах о посещении Яропольца императрицей и великим князем в сентябре 1775 г.[11] Там детально описаны все детали пребывания высоких гостей, их перемещения по саду и краткая прогулка в соседнюю ярополецкую усадьбу Загряжских. Среди карточных игр, обедов и театральных представлений не значатся посещение храма и служба в нем, упоминается только звон колоколов при встрече и проводах, но это не обязательно мог быть звон со стационарной колокольни. Можно осторожно предположить, что в 1775 г. уже шли строительные работы, и храм для гостей был недоступен. В 1782 г. упоминается, что «церковь каменная ныне сооружается, отстроена до половины».[12] Когда Чернышев внезапно умер в 1784, стройка еще не была окончена, из-за чего вдова, Анна Родионовна Чернышева (1744-1831), решила временно похоронить мужа в расположенном неподалеку от Яропольца селе Ильинском, где небольшую круглую церковь Ильи Пророка как раз недавно успели достроить и освятить. Возможно, в это время у графини возникла идея отвести в строившемся ярополецком храме место для усыпальницы своего прославленного супруга.
Оставшаяся в полном одиночестве (детей у них не было) вдова обратилась за помощью в ведении ярополецких дел, в т.ч. и строительных, к давнему другу Чернышевых бывшему вице-канцлеру князю А.М. Голицыну (1823-1807), проживавшему после отставки в Москве. В переписке с ним, братом покойного И.Г. Чернышевым, ярополецким управителем Я.И. Германом и еще рядом лиц в 1785-1788 гг. обсуждались разные обстоятельства затянувшейся достройки церкви.[13] Где-то в это время, видимо в районе 1784-1786 гг., практически уже доделанное здание постигла строительная катастрофа - рухнула колокольня, повредив стены и свод церкви, из-за чего пришлось во многом все начинать заново. Как писал князь Голицын, церковь разрушилась «оттого, что поспешно и на живую нитку строена была».[14] Вскоре случился пожар во дворце, в результате которого погибли люди из свиты графини, а ее саму едва спасли. После этого она стала редко бывать в усадьбе, обсуждая все насущные вопросы по переписке. Часто посещая с паломническими целями древние храмы и монастыри, графиня уже не очень заботилась о восстановлении Яропольца в былом виде, но непременно хотела довести до конца начатый супругом храм, чтобы перенести туда его гроб.
В переписке с 1786 по 1788 гг. периодически упоминаются известные московские архитекторы В.И. Баженов и К.И. Бланк. Баженов, вероятно, с подачи Голицына, согласился помочь вдове, помня многолетнее покровительство графа Чернышева. «Вам известна причина, побуждающая меня к сим вкладам», - несколько загадочно писал он Голицыну.[15] Архитектор посылал князю и графине какие-то чертежи (в письмах идет речь только об утвари), давал советы и рекомендовал мастеров. Более старший, опытный и сговорчивый К.И. Бланк осуществлял непосредственный контроль за стройкой, периодически выезжая на объект. В результате, к лету 1787 г. по его «архитектурному наставлению» стены восстанавливаемого храма были «окончены аж до крыши» и обсуждалась дальнейшая интерьерная отделка.[16] Вскоре скульптором Я.И. Земельгаком внутри был смонтирован привезенный из Рима надгробный памятник З.Г. Чернышеву, выполненный знаменитым скульптором Александром Триппелем. Годом ранее были заказаны колокола для звонницы, в 1787 г. обсуждалось изготовление часов на колокольню неким московским дьяконом.
Саму новую колокольню К.И. Бланк заложил только в 1788 г., дождавшись начала строительного сезона, «дабы… не сделать работу непрочную, как и прежняя была упавшая колокольня».[17] Эта отдельно поставленная колокольня так и не была достроена, ее руинированный нижний ярус запечатлен на единственной фотографии начала ХХ в. Видимо, ее заложили на главной оси усадьбы, но дальше от церкви, юго-восточнее сохранившейся поздней колокольни, построенной в 1839-1869 гг. Когда летом 1787 г. Бланк серьезно заболел, князь Голицын обеспокоился, что здание «без присмотру и приказания архитектурного не могло б подвержено второму падению» быть. Он предлагал графине, если впредь не удастся «заполучить» в Ярополец ни Бланка, ни Баженова, попробовать пригласить работавшего тогда на князя Г.А. Потемкина молодого архитектора Р.Р. Казакова. В качестве автора внутренних росписей хотели позвать итальянца Антона Клаудо, работавшего под началом Баженова. После 1788 г. все имена архитекторов и художников из переписки исчезают, интенсивность работ затихает, многие обсуждавшиеся планы так и остаются нереализованными. Церковь освятили лишь в 1798 г.
Остатки первого яруса недостроенной колокольни в усадьбе Ярополец Чернышевых. Фото нач. ХХ в.
Казанская церковь-усыпальница. Обмерный чертеж фасада арх. Л.Г. Поляковой (1998 г.) и план
Из визуальных материалов по Казанской церкви, помимо старых фотографий, до сих пор были известны лишь весьма условный рисунок из альбома графини Н.Г. Муравьевой второй четверти XIX в., фиксирующий ныне существующий облик здания, и опубликованный М.Н. Тихомировым в 1955 г. чертеж фасада (есть еще и план) из т.н. «Смешанного альбома» церковных проектов казаковской школы.[18] Этот чертеж сразу был отнесен к кругу работ Баженова - Казакова и считался проектом Казанской церкви-усыпальницы, выполненным в 1780-х гг.
В.И. Баженов (?). Проект фасада и плана Казанской церкви-усыпальницы в усадьбе Ярополец Чернышевых. Около 1785 г. ГНИМА имени А.В. Щусева
Казанская церковь-усыпальница. Рисунок из альбома Н.Г. Муравьевой. Вт. четв. XIX в. ГИМ
После обнаружения мной новых сведений, проясняющих завершающий строительный этап Казанской церкви в 1785-1788 гг., я предположил, что чертеж представляет собой один из вариантов ее первоначального проекта, относящийся к рубежу 1770-1780-х гг., связанный с участием В.И. Баженова, но в целом исходивший от самого заказчика, Захара Чернышева, по достоверным сведениям, собственноручно занимавшегося архитектурным проектированием. Целиком признать авторство Баженова мешала некоторая многословность форм и противоречивость общей концепции фасадов, отсутствие свойственного классицистическим композициям выраженного центрального акцента. Притом, что отдельные элементы и их комбинации выдают высокий профессиональный уровень, здание в целом лишено свойственной баженовским проектам гармонии.
Считать чертеж окончательным проектом не позволяли также сведения из переписки о падении в ходе строительства какой-то неведомой колокольни, судя по всему входившей в структуру здания, но на чертеже отсутствовавшей. За неимением других данных, я тогда предположил, что в изначальный совместный замысел Чернышева и Баженова на этапе реализации были внесены какие-то корректировки, добавившие в т.ч. и колокольню. А К.И. Бланк, привлеченный уже после ее разрушения, восстановил церковь в целом в соответствии с чертежом, но с измененной четырехгранной формой куполов, сродни той, которую он ранее реализовал на здании московского Воспитательного дома. Предполагалось также, что концепция объединения под одной крышей церкви и родовой усыпальницы была изначальной и исходила от самого фельдмаршала Чернышева, озабоченного укреплением собственной фамильной идеологии. Его же замыслу должна была принадлежать и структура двойного здания, поставленного на оси усадьбы и имевшего общий вход через скрепляющий обе части центральный портик, служащий одновременно и въездными воротами-пропилеями. Примечательно, что графиня в переписке прямо называет вход в церковное здание «воротами».
Продолжение следует...
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] ГНИМА имени А.В. Щусева. ОФ-335/9. Р1-3880. Неизвестный архитектор. Проект неизвестной церкви с колокольней. Поступил в 1927 г. из Серпухова как проект Высоцкого монастыря. Благодарю директора музея (на 2021 г.) Е.С. Лихачеву, зам. директора К.В. Смирнову и зав. отдела хранения архитектурно-графических фондов XVIII-XIX вв. Т.А. Дудину за предоставление чертежа для публикации.
[2] Об истории и архитектуре усадьбы Ярополец Чернышевых см.: Седов А.П. Ярополец. М., 1980; Чекмарев А.В. Ярополец // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки. Под ред. М.В. Нащокиной. М., 2000. С. 190-206; Чекмарев А.В. Ярополец: история двух усадеб. М., 2007; Ярополец: лица, история, судьбы. Усадьбы на Ламе. Авт.-сост. Л.Б. Сомова, И.Н. Слюнькова, отв. ред. И.А. Ольшанская. М., 2019
[3] Чекмарев А.В. Архитектурный замысел и его реализация: работы В.И. Баженова и К.И. Бланка в усадьбе Ярополец Чернышевых // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное / отв. ред. И.А. Бондаренко. М., 2001. С. 139-151; Чекмарев А.В. К истории строительства Казанской церкви (по документам 1785-1788 гг.). Из переписки графини А.Р. Чернышевой с князем А.М. Голицыным // Ярополец: лица, история, судьбы. Усадьбы на Ламе // авт.-сост. Л.Б. Сомова, И.Н. Слюнькова, отв. ред. И.А. Ольшанская. М., 2019. С. 209-224
[4] РГИАМ. Ф.206. Оп.1. Е.х.2220
[5] Рекрутская отпись Захар Григорьевич Чернышев 1767 г. Ссылка:
https://adelwiki.dhi-moskau.de/index.php/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2_%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 [6] РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Е.х.754. Экономические примечания к генеральному межеванию 1766 г. Капитан землемер Семен Маслов. «В селе Ераполче церковь каменная во имя Казанския Пресвятыя Богородицы, при ней колокольня каменная со шпицем в высоту до двадцати сажень. Дом господский в три этажа, каменный, хорошей архитектуры. По сторонам оного службы конный и скотный двор построены четырехугольными замками, все каменные, крытые черепицею с четвероугольными осьмью башнями, соединены между собой каменными стенами, которые составляют господский двор, при въезде в оный две круглые башни, служащие вместо ворот,[1] от переднего строения оных замков половинная шестиугольная площадь, обведенная каменною стеною с пятью каменными воротами, от которых на большую Тверскую дорогу и в разные его сиятельства деревни по всей даче сделаны прешпективные дороги, саженные по сторонам деревьями, при оном доме верхний и нижний регулярной сад с прешпектами и разными куртинами…».
[7] РГАЛИ. Ф. 195. Оп.1. Е.х.603
[8] РГАДА. Ф.199. Портфель 150. Ч.16. Е.х.18. Герард Фридрих Миллер. Путешествия по Московской провинции. О Яропольце. 1779 г. Документ был опубликован в кн: Академик Г.Ф.Миллер - первый исследователь Москвы и Московской провинции. М., 1996. С.172-173. В 1778-1779 гг. Г.Ф.Миллер, работавший над географическим описанием Московской провинции, совершил ряд поездок по Подмосковью. Экспедиции проходили при поддержке тогдашнего главнокомандующего Москвы князя М.Н.Волконского. Осмотр Яропольца Миллер включил в маршрут по северу и северо-западу Подмосковья. В мае 1779 г. Миллер выехал из Москвы и успел побывать в Дмитрове и Клину, пока резко ухудшившееся состояние здоровья не заставило его прервать поездку и возвратиться назад. Входившее в планы посещение Волоколамска, Иосифо-Волоколамского монастыря и Яропольца не состоялось. Эта поездка стала для престарелого ученого последней. Сам он так и увидел ярополецкие усадьбы, однако их описания, совпадающие по стилистике с его прочими путевыми заметками, сохранились в его архивных портфелях. Безусловно, очерк о Яропольце основан на чьих-то визуальных впечатлениях. Есть версия, что Миллер послал осмотреть усадьбы Чернышевых и Загряжских своего помощника и переводчика А.М.Андреева (Илизаров С.С. Маршрутами Миллера по Московской провинции. // Академик Г.Ф.Миллер - первый исследователь Москвы… С.39-40). Текст из портфелей Миллера во многом опирается на описание Яропольца из Экономических примечаний к Генеральному межеванию 1766 г. Вместе с тем есть попытка несколько скорректировать текст образца, внеся в него новые, наверняка исходящие из собственных источников, наблюдения.
[9] Чекмарев А.В. Майорат Чернышевых как архитектурно-градостроительный замысел // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5(21). М., 1999. С. 300-311
[10] О реконструкции Чечерска см.: Слюнькова И.Н. Архитектура городов Верхнего Приднепровья 17 - середины 19 в. Мн., 1992. Ее же. Граф З.Г.Чернышев и градостроительные новации в России второй половины 18 века. // Архитектура Мира. Вып.4. М., 1995. С.64-68. Ее же. Частновладельческое градостроительство в России 18 - середины 19 в. // Архитектура русской усадьбы. М., 1998. С.174-197.
[11] Пребывание Екатерины II в Яропольце 15-17 сентября 1775 года. Из «Камер-фурьерского журнала» за 1775 год. Дважды упоминаются колокольный звон, пушечная пальба и играние на трубах и литаврах, при встрече императрицы в усадьбе и ее проводах. Но в связи с посещением соседней усадьбы Загряжских делается уточнение «при церкви колокольный звон», касающееся тамошней церкви Иоанна Предтечи. См. Сомова Л.Б. Посещение Яропольца августейшими особами осенью 1775 года // Ярополец: лица, история, судьбы. Усадьбы на Ламе // авт.-сост. Л.Б. Сомова, И.Н. Слюнькова, отв. ред. И.А. Ольшанская. М., 2019. С. 22-47
[12] РГИАМ. Ф.206. Оп.1. Е.х.1613.
[13] РГАДА. Ф.1263. Оп.1. Е.х. 916, 1795, 3676, 3677, 3678, 3679, 3703, 3704, 3708, 3709, 3710, 3711, 5520, 5524, 5368, 7740.
[14] РГАДА. Ф. 1263. Оп.1. Е.х.3703
[15] РГАДА. Ф. 1263. Оп.1. Е.х. 7740
[16] РГАДА. Ф. 1263. Оп.1. Е.х.916
[17] Там же
[18] Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955. С.103. ГНИМА имени А.В. Щусева. «Смешанный» альбом М.Ф. Казакова. Чертежи плана и фасада церкви. Р1 12296/79 и Р1 12296/80