av4

САМЫЙ ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРОЕКТ ЖИЛЯРДИ. Часть 2

Jun 04, 2020 18:10





Начало:

https://av4.livejournal.com/58926.html



Опубликовано в кн.: Русская усадьба. Сборник Общества изучения  русской усадьбы. Вып. 22 (38). СПб. - Издательский дом «Коло», 2017. С.  261 - 298.

Выявленные реплики церквей в Коледине и Новомихайловке

Церковь Воскресения в с. Кожино (Рузский район, Московская область)



Первой точно датированной репликой колединской церкви стала Воскресенская церковь в подмосковной усадьбе князей Урусовых Кожино Рузского уезда. Имение с 1821 г. принадлежало жившему в Москве в отставке генерал-майору герою Отечественной войны князю Александру Петровичу Урусову (1768-1835). В Кожине имелась старая деревянная церковь, но в 1808 г. тогдашний владелец села князь П.А. Хованский начал строить на новом месте каменный храм, возведению которого помешала война. Урусов сразу же приказал разобрать недостроенную церковь и в сентябре 1821 г. подал прошение митрополиту Московскому Филарету о дозволении « селе Кожине, Воскресенском тож, Рузского уезда, вотчине супруги Марии Семеновны Урусовой… новую каменную собственным их коштом, также  во  имя  Воскресения  Словущего».[i] В журнале Московской духовной консистории за 7 октября 1821 г. есть запись: «Учиня мнение о дозволении построить вместо деревянной ветхой церкви новую каменную, на что храмозданную грамоту изготовив, предложить к подписанию». Летом 1822 г. начались строительные работы. Проект, имевшийся на руках у заказчика уже в 1821 г., предусматривал объединение храма с колокольней с помощью «открытой галереи с каменными столбами».



Портрет князя А.В. Урусова. Худ. Д. Доу. 1825 г. ГЭ

По каким-то причинам возведение церкви снова затормозилось, и оконченный храм освятили только спустя 20 лет, в 1842  г., когда усадьба принадлежала статскому советнику М.И. Микулину. Дата освящения, принятая за дату постройки, автоматически отправляла этот памятник в разряд запоздалых интерпретаций московского ампира, учитывая, что в 1842 г. стиль уже вышел из употребления, а Д. Жилярди с 1835 г. находился далеко от России. Однако, найденное прошение Урусова, датированное 1821 г., меняет ситуацию. Проект был в его распоряжении тогда, когда храм в Коледине еще не был отделан и освящен. Видимо, Урусов, живший в Москве, заказал чертежи непосредственно Жилярди.



Церковь Воскресения в Кожине. Фото 1950-х гг.

Церковь в Кожине практически целиком повторяет колединскую, отличаясь немного размерами (она меньше) и шириной и высотой барабана. Видно также, что при строительстве в меньшем количестве использовали белый камень, сделав колонны кирпичными. Вероятно также, что в процессе долгого строительства отказались от идеи открытой колоннады между храмом и колокольней, заменив ее на закрытый переход. Со всеми этими отступлениями памятник являет собой еще одну выявленную реализацию важного для московского ампира проекта Жилярди. Ранее храм в Кожине, почему-то не включенный ни в основной каталог памятников Подмосковья, изданный в 1975 г., ни в популярные подмосковные путеводители, оставался вне поля зрения исследователей. Он никогда не упоминался в литературе о московском ампире, в т.ч. и в связи с авторством Жилярди, и даже не соотносился со своим «оригиналом» в Коледине.

[i] Источники приведены в статье по истории храма, размещенной на приходском сайте: http://kozhino.ruzamsk.ru/hram/hist

Спасо-Преображенская церковь в с. Канищево (г. Рязань)



Следующий по времени пример использования того же архитектурного проекта - Спасо-Преображенская церковь в селе Канищеве под Рязанью. Этот памятник, благодаря публикации в популярной серии путеводителей Г.К. Вагнера и С.В. Чугунова, давно известен и был упомянут З.К. Покровской в монографии о Жилярди, как раз в контексте анализа чертежа, впоследствии соотнесенного в Новомихайловкой.[i] Чугунов и Вагнер ранее выдвинули необоснованную версию о возможном авторстве петербургского архитектора В.П. Стасова, только лишь на том основании, что он работал по заказам некоторых крупных помещиков Рязанской губернии.[ii]

Заказчиком церкви в Канищеве, освященной в 1824  г., был московский дворянин прапорщик Константин Сергеевич Огарев. Якобы храм строили как памятник победе над Наполеоном. Неизвестна дата начала строительства. В августе 1814 г. в селе сгорела предыдущая деревянная церковь, тогда же у прихожан и помещика и могла возникнуть идея возведения каменного храма. Так что, возможно, проект у заказчика появился задолго до 1824  г. Памятник дошел до нас не в первоначальном виде. При реконструкции появилась длинная трапезная, соединившая куб с прежде отдельной колокольней. Поскольку фасады трапезной были отделаны в духе ампира, то она создает иллюзию нетронутости здания переделками. В реальности же, при постройке трапезной снесли западное полукружие, симметричное алтарной апсиде. Следы этих вмешательств видны в интерьере, как и две колонны на восточной стороне основания колокольни, бывшие когда-то снаружи. При детальном сравнении облика канищевской церкви с колединской обнаруживаются незначительные отличия. Так, в алтарном выступе сделано больше количество окон, их пять вместо трех, центральное трактовано как ложное (или было заложено впоследствии). Над карнизом четверика по периметру сделаны ступенчатые аттики, возможно, существовавшие изначально в Коледине и Кожине. В остальном же, все совпадает. Так что это третий сохранившийся храм, сооруженный по тому же проекту Жилярди, что и татищевская Троицкая церковь в Коледине.



Спасо-Преображенская церковь в Канищеве. Фото 1970-х гг.


Спасо-Преображенская церковь в Канищеве. Фото А.В. Слёзкина. 2016 г.

[i] Белецкая Е.А., Покровская З.К. Указ. Соч. С. 146.

[ii] Вагнер Г.К., Чугунов С.В. рязанские достопамятности. М., 1974. С. 122-123.

Церковь Рождества Богородицы в с. Протасово (Ржаксинский район, Тамбовская область)



Все церкви «колединского» проекта имеют сходные черты, отличающие их от храма, изображенного на чертеже, по которому была построена церковь в Новомихайловке. У них на боковых фасадах по четыре полноценных колонны (а не полуколонны), объемный ордер есть и в обоих ярусах колокольни. Выше уже отмечалось, что новомихайловский проект стал упрощенной версией этой же архитектурной темы, неоднократно и успешно предлагаемой Жилярди заказчикам. Сама она также могла получить распространение. Сейчас можно уверенно говорить еще об одном, помимо Новомихайловки, случае реализации данного проекта. Это окончательно разобранная в 1959 г. церковь Рождества Богородицы в селе Протасово Кирсановского уезда Тамбовской губернии.[i] Она была построена в 1828 г. по заказу владелицы имения княгини Анны Александровны Меншиковой (1790-1849), урожденной Протасовой. Эти тамбовские земли принадлежали Протасовым уже в середине XVIII в. и после замужества Анны Простасовой перешли в собственность Меншиковых. Мужем А.А. Протасовой был светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков (1787-1869), один из влиятельных военных и государственных деятелей России, адмирал, морской министр, генерал-губернатор Финляндии.



Портрет князя А.С. Меншикова. Худ. Д. Доу. ГЭ

Церковь, сооруженная княгиней в отцовской усадьбе, сейчас визуально реконструируется по фотосъемке 1946 г., сделанной после принятия решения о сносе к тому времени сильно поврежденной постройки.[ii] Имеется также графическая прорисовка фасада, выполненная по воспоминаниям очевидцев, заставших храм до разрушений. Колокольня, уже не существовавшая в 1940-х, очевидно нарисована весьма приблизительно. Сохранявшийся на 1946 г. основной объем практически тождественен основному кубу церкви в Новомихайловке и совпадает с известным проектным чертежом Жилярди. Четверик во всех этих случаях имеет принципиальное отличие от храмов «колединского» проекта - у него угловые «вырезы», которые придают всей структуре крестообразный план. Идентична рустовка западной и восточной сторон с оставлением гладкими боковых фасадов, трактованных как самостоятельные ризалиты, уподобленные триумфальным аркам. По фотографиям трудно судить о высоте барабана и купола, ко времени съемки уже практически не существовавших. Апсида решена абсолютно так же. Серьезное отличие можно видеть только на боковых фасадах - вместо полуколонн вставленной в нишу дорической колоннады в Протасове, видимо, были сделаны более простые пилястры. И, судя по описаниям и остаткам кладки, примыкающей с западной стороны к четверику, храм с колокольней соединялся помещением трапезной с тремя окнами по каждому фасаду. Была ли она изначальной или возникла при поздней перестройке, данных нет. Вероятно, в случае с этим храмом мы имеем дело с не совсем точным следованием проекту Жилярди, а с некоторой его модификацией. Однако, облик основной части, как и набор немногочисленных, но легко опознаваемых деталей, заставляет уверенно говорить об использовании в заказе княгини Меншиковой чертежей Жилярди.



Церковь Рождества Богородицы в Протасове. Фото 1946 г.

[i] Андреева Е.А. Из истории села Протасово. Текст опубликован на сайте прихода: http://andreeva.68edu.ru/?page_id=32

[ii] Там же

Продолжение:

https://av4.livejournal.com/59428.html

Previous post Next post
Up