av4

БРАТ ФАВОРИТА

Oct 29, 2017 11:40

А.В. Чекмарев.
Неизвестный портрет Федора Григорьевича Орлова и след "орловской" галереи Рокотова

Опубликовано в: "Русская усадьба". Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 22(38). С-Пб. Издательский дом "Коло", 2017. С 241-252.




В знаменитой своим составом и качеством портретной галерее Рыбинского музея-заповедника имеется один загадочный портрет, который в последнее время снова принято считать портретом фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797). Автор неизвестен, на первый взгляд, это типичная усадебная копия, по времени - 1760-1770-е гг., судя по форме парика и композиции в духе рокотовских работ данного периода. Картина поступила в музей в 1921 г. в составе большой коллекции вещей из усадьбы Мусиных-Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда (которая затем была затоплена водами Рыбинского водохранилища). [Грамагина Е.В. Каталог русской портретной живописи в Андроповском историко-художественном музее // Музей 9. Художественные собрания СССР. М., 1988. С. 71, 74 (опубликован как портрет И.Г. Орлова?)] На обороте имеется надпись XIX в. «Граф Шувалов Иван Иванович обер-камергеръ, родился в 1727, сконч. 1797». И несмотря на нее, очевидно, что на елизаветинского фаворита рыбинский герой совсем не похож.



Неизвестный художник. Портрет графа Ф.Г. Орлова. Ранее - портрет И.И. Шувалова, графа И.Г. Орлова (?). 1760-1770-е гг. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Шувалова до его отставки и отъезда за границу в 1763 г. портретировали разные художники, в т.ч. Л. Токке, Ж.-Л. Де Велли, А.П. Лосенко, П.-А. Ротари, Ф.С. Рокотов, и всюду мы видим другой тип лица, более округлого, с пухлыми щеками и иначе посаженными темными глазами. На варианте Токке-Рокотова (оригинал и копия, оба - ГЭ) он изображен в том же ракурсе, что и на рыбинском портрете, так что оба лица легко сопоставить и понять, что речь идет о разных моделях. [Федор Рокотов. 1735/1736-1808. М., 2016. С. 38-39] У Шувалова поверх красного кафтана написана голубая лента ордена Св. Андрея Первозванного, тогда как у героя рыбинского портрета красная лента, скорее всего, ордена Св. Александра Невского. Красную ленту имел и орден Св. Анны, но тогда мы бы наверняка видели и звезду, которая (в отличие от звезды Александра Невского) носилась на правой стороне груди.



Ф.С. Рокотов. Портрет И.И. Шувалова. Нач. 1760-х гг. ГЭ

Автор опубликованного в 1988 г. каталога рыбинской коллекции Е.В. Грамагина первой заподозрила физиономическое сходство изображенного с братьями Орловыми, переатрибутировав произведение как вероятный портрет Ивана Григорьевича Орлова (1733-1791). В аннотации указано, что «легко прослеживается портретное сходство лица персонажа с известными изображениями И.Г. Орлова на оригиналах Ф.С. Рокотова и И.-Б. Лампи». [Грамагина Е.В. Указ. Соч. С. 71] Позднюю надпись на обороте исследовательница посчитала ошибочной. Из упомянутых ссылок на иконографию И.Г. Орлова справедлива только первая - на два известных портрета кисти Ф.С. Рокотова первой половины 1760-х. Что касается Лампи, то факт портретирования им старшего из братьев Орловых нам неизвестен. Помимо двух портретов, написанных Рокотовым, полное, остро индивидуальное, с довольно резкими чертами лицо Ивана можно видеть также на портрете неизвестного мастера из Национального музея Республики Беларусь, где еще более располневший Орлов предстает в домашнем халате. К трем названным выше живописным вариантам добавляются несколько копий и миниатюр, гравюра Е.П. Чемесова с рокотовского оригинала и мраморный бюст работы Ф.И. Шубина 1778 г. [Например, известны две копии с портретов Ф.С. Рокотова художника Н.С. Лужникова в Ростово-Ярославском музее-заповеднике. См.: Иванова Е.Ю. Живопись и время. Российское портретное наследие XVII-XIX веков. Исследование, реставрация, атрибуция. М., 2004. С. 33-48. Видоизмененные копии с оригинала Рокотова находились в усадьбах Отрада и Дугино, одна из таких опубликована также в кН.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. II том. СПб., 1906. №129] Этим и исчерпывается иконография главы клана Орловых, в 1764 г. подавшего в отставку и жившего тихо и незаметно вплоть до своей кончины.



Ф.С. Рокотов. Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765 гг. ГРМ



Ф.С. Рокотов. Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765 гг. ГТГ



Н.С. Лужников. Портрет графа И.Г. Орлова. 1783 г. Музей-заповедник "Ростовский Кремль"



Неизвестный художник. Портрет графа И.Г. Орлова. 1760-е гг. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск



А.И. Чернов. Портрет графа И.Г. Орлова. 1771 г. Миниатюра. Новгородский музей-заповедник



Ф.И. Шубин. Портрет графа И.Г. Орлова. 1778 г. ГТГ

Определенное сходство у героя рыбинского портрета с Иваном Орловым безусловно есть, и можно было бы объяснить возникшие сомнения качеством работы копииста, сделавшего свою модель заметно стройнее оригинала и, кажется, моложе. Однако нельзя найти объяснение появлению орденской ленты, так как у старшего Орлова орденов не было. Он, как известно, из всех щедрых наград Екатерины II, посыпавшихся на Орловых после переворота, принял только графский титул и чин капитана гвардии. Так что атрибуция Грамагиной лишена оснований, но не замеченное ею внешнее сходство с Орловыми. На портрете все же изображен Орлов, только не Иван, а его младший брат Федор, четвертый по старшинству из пяти братьев.

Федор Григорьевич Орлов (1741-1796) также участвовал в возведении Екатерины II на престол, за что вместе с братьями получил титул графа и камергерский ключ. С 1763 г. состоял на гражданской службе -  был назначен в Сенат выполнять обязанности генерал-прокурора, затем обер-прокурором в 4-й департамент с сохранением чина капитана гвардии. Принимал активное участие в работе Уложенной комиссии, открывшейся в 1767 г., предложив разделить ее на 3 секции. С началом русско-турецкой войны Ф.Г. Орлов перешел на военную службу, во флот, где в составе эскадры адмирала Г.А. Спиридова принимал участие в Архипелагской экспедиции под началом своего старшего брата Алексея. Федор проявил геройство в Чесменском сражении, оставаясь на флагманском корабле «Святой Евстафий» почти до самого взрыва. В сентябре 1770 г. за участие в битве был произведен в генерал-поручики и награжден орденом Георгия 2 степени. Военную карьеру завершил в 1772 г., выйдя в отставку в чине генерал-аншефа. Поселился в Москве и своих подмосковных усадьбах Нескучное и Нерастанное, официально не женился, но воспитывал 7 внебрачных детей. По отзывам современников, отличался открытым и веселым характером, запомнился как автор метких и ироничных афоризмов.

Существующая иконография Федора Орлова небогата, но отражает разные этапы его жизни. Самым ранним из известных на сегодняшний день следует считать портрет К.-Л. Христинека, подписной и датированный 1768 г. Оригинал из орловской усадьбы Отрада сначала попал в ГТГ, а потом оказался в Приморской картинной галерее. [Приморская картинная галерея. Русская живопись XVIII - первой половины XIX века. Каталог. Владивосток, 1996. С. 72-73] Имеется как минимум два авторских повторения - в собрании ГИМ и в Сызранском историко-краеведческом музее (в составе коллекции из самарской усадьбы Орловых Усолье). Это парадный портрет, запечатлевший Федора Орлова на пике его гражданской службы в Сенате и в составе Комиссии о составлении нового Уложения. Орлову 27 лет, он изображен сидящим перед столом с книгами и бумагами, в гвардейском пехотном мундире, с имеющимися на тот момент наградами - орденом Александра Невского и медалью члена Уложенной комиссии. Миниатюра (эмаль) с этого портрета украсила дно знаменитой «Орловской» табакерки, в которую вмонтированы изображения практически всех членов семьи. [Комелова Г.Н. Русская миниатюра на эмали XVIII - начала XIX века. СПб., 1995. С. 169-178] «Тип Христинека» был востребован и для изготовления разных усадебных копий. Одна из них имеется в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника и происходит из обширной галереи графов Воронцовых в усадьбе Андреевское.



К.-Л. Христинек. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1768 г. Приморская картинная галерея, Владивосток



К.-Л. Христинек. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1770-е гг. Историко-краеведческий музей, Сызрань



К.-Л. Христинек (?). Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1770-е гг. ГИМ



А.И. Чернов (?). Портрет графа Ф.Г. Орлова. "Орловская" табакерка. 1770-е гг. Национальный музей декоративных искусств, Буэнос-Айрес (Аргентина)

Следующим по времени изображением Орлова является портрет, считавшийся до революции работой Рокотова. Он был опубликован в «Русских портретах» великого князя Николая Михайловича. [Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. II том. СПб., 1906. №136.] Орлов написан здесь уже в генеральском мундире, после всех побед и подвигов, с заслуженным орденом Св. Георгия. Возможно, атрибуция ошибочна, стилистически портрет не очень напоминает рокотовские вещи 1770-х гг. Хотя не исключено, что в издании воспроизведена копия, лишь в общих чертах восходящая к неизвестному нам рокотовскому типу. Сейчас существует несколько аналогичных портретов, разных по уровню исполнения. Есть они, например, в историко-краеведческом музее Самары и Ярославском художественном музее. В 1778 г. в мраморе портрет Орлова выполнил Ф.И. Шубин, изобразив героя войны в латах и с наградами. [Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Скульптура XVIII-XX веков. Т.1. М., 2000. С.282-283.] Бюст входил в фамильную орловскую галерею, сделанную Шубиным дважды, для Мраморного дворца и подмосковной Отрады.



Неизвестный художник (ранее - Ф.С. Рокотов). Портрет графа Ф.Г. Орлова. После 1772 г.



Неизвестный художник. Портрет графа Ф.Г. Орлова. Кон. XVIII в. Ярославский художественный музей



Ф.И. Шубин. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1778 г.  ГТГ

Будучи давно в отставке, Орлов в 1785 г. заказал свой портрет Д.Г. Левицкому. Это, пожалуй, сейчас самое известное и часто воспроизводимое изображение Федора Григорьевича. [Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735-1822. Каталог. Л., 1987. С. 71.] Он здесь предстает в том же ракурсе, что и на предыдущем живописном портрете, в генеральском мундире и с неизменным набором орденов - александровским и георгиевским. Самым поздним в скромной галерее портретов Ф.Г. Орлова является посмертный портрет из Государственного мемориального музея А.В. Суворова. [Живописный портрет XVIII - начала XX века из собрания Государственного мемориального музея А.В. Суворова. Альбом-каталог. СПб., 2014. С. 71.] Он имеет авторскую подпись П. Барбье и датировку - 1811 г. К этому времени Орлова уже 15 лет не было в живых. Очевидно, портрет писался с какого-то неизвестного нам прижизненного оригинала 1790-х гг.



Д.Г. Левицкий. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1785 г. ГРМ



П. Барбье. Портрет графа Ф.Г. Орлова. 1811 г. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

На всех портретах, несмотря на вызванные временем возрастные изменения, присутствует характерная для Федора Орлова вытянутость лица с выраженными скулами, крупным носом и острым выступающим подбородком. Везде на зрителя смотрят узнаваемый орловский взгляд и легкая улыбка тонких губ. Очень похожее лицо мы видим и на портрете из Рыбинского музея. Его герой изображен в партикулярном платье, но с красной лентой александровского ордена. Парик типичен для 1760-х гг. Федор Орлов был награжден орденом Александра Невского в сентябре 1764 г. Следующие свои награды - медаль члена Уложенной комиссии он получит в 1767 г., а орден Георгия в 1770-м. Так что вероятно портрет создавался между 1764 и 1767 гг. Орлову в это время примерно 25 лет, что соответствует возрасту изображенного. Все рассмотренные выше портреты Орлова четко делятся на два типа, в зависимости от разворота полуфигуры. Поворот головы на рыбинском портрете практически тот же, что на портрете Христинека 1768 г. Идентичен не только ракурс, но и во-многом моделировка лица. Ясно, что перед нами тот же человек, только немного моложе.




Еще в каталоге Грамагиной указано, что иконографически портрет восходит к оригиналу Ф.С. Рокотова. Автор, правда, имела в виду два находящихся в ГТГ и ГРМ портрета Ивана Орлова. Но сама отсылка к Рокотову представляется вполне обоснованной. В первой половине 1760-х гг. молодой художник находился под покровительством вошедших в силу Орловых. Ему благоволит фаворит Екатерины Г.Г. Орлов, заказывает в 1762-1763 гг. собственные портреты (копии с оригинала С. Торелли) и парадный профильный портрет императрицы, ранее находившийся в Гатчине, а сейчас в Павловском дворце. [Федор Рокотов. 1735/1736-1808. С.47] Между 1762 и 1765 гг. Рокотов пишет оба погрудных портрета Ивана Орлова. Вероятно, вариации на основе одного иконографического типа, отличающиеся антуражем и настроением образа, писались для разных домов и усадеб. Московский портрет И.Г. Орлова ранее хранился в родовой усадьбе Отрада, а петербургский происходит из собрания Всеволожских. [См.: Федор Рокотов. 1735/1736-1808. С. 84-85; Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Том 1. СПб., 1998. С. 143. ]



Ф.С. Рокотов. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763 гг. ГТГ



С. Торелли. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762 г. ГРМ




С. Торелли. Портреты графа Г.Г. Орлова

Есть основания связывать с рокотовским оригиналом и несколько однотипных портретов еще одного из братьев, Алексея Григорьевича Орлова, с 1770 г. - Орлова-Чесменского. [Такие портреты, например, есть в собрании ГИМ, Эрмитажа, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского объединенного музея-заповедника.] Их сложно датировать, поскольку на разных репликах изображены разные орденские ленты и звезды. Иногда полученные награды дописывали на портретах задним числом. Но часто эти копии брали за образец только общую схему оригинала, меняя детали в связи с переменами в статусе модели. Здесь важнее отметить следование излюбленной Рокотовым в 1760-е гг. композиции, развороту фигуры, освещению и трактовке ряда деталей - кружевного шейного платка, парика с живописно вьющимися буклями. В уцелевших ранних портретах Орлова-Чесменского явно имеется след неведомого нам рокотовского образца. Судя по всему, художник работал над орловскими заказами до конца 1766 г., когда переехал в Москву. Орловы же все 1760-е гг. находились в столице - на службе и при дворе. Это десятилетие их могущества, пока Григорий был фаворитом императрицы. В Москве они осядут уже позже, после появления у Екатерины других любимцев и окончания первой русско-турецкой войны.



Неизвестный художник (предположительно, с оригинала Ф.С. Рокотова). Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1760-1770-е гг. ГИМ



Неизвестный художник (предположительно, с оригинала Ф.С. Рокотова). Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1760-1770-е гг. ГИМ

Предположительно в это же время Рокотовым - в середине 1760-х - был написан и оригинал, к которому восходит портрет из Рыбинска. Не исключено, что речь идет о создании фамильной орловской галереи с однотипными, увязанными визуально и образно изображениями всех братьев. [В связи с этим предположением заслуживают внимания встречающиеся погрудные портреты Г.Г. Орлова, различные по уровню исполнения и носящие копийный характер. Судя по стилистике и набору композиционных черт, они восходят к оригиналу 1760-х гг, возможно, также принадлежащему Ф.С. Рокотову. В качестве примера упомянем портрет работы неизвестного художника вт. пол. XVIII в. из собрания ГИМ] Но поскольку в целом виде она не уцелела, мы сейчас вынуждены интуитивно нащупывать ее следы по единичным оригиналам и разновременным и разного уровня репликам. В облике Ф.Г. Орлова на рыбинском портрете есть элементы, перекликающиеся с рокотовскими изображениями других братьев - кружевной платок с портретов Ивана и Алексея, шитье и цвет костюма с портрета Ивана из ГРМ, букли парика с портретов Григория и Алексея. Рыбинский портрет довольно убедительно передает и настроение, и стиль, и даже цветовой строй рокотовских образов 1760-х гг.



Неизвестный художник. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1760-1770-е гг. ГИМ

Ну и резонный вопрос о связи орловского портрета с усадьбой Мусиных-Пушкиных под Рыбинском, откуда он происходит. В конце XVIII в. в Мологском уезде были  владения графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (1744-1817) - крупного государственного и общественного деятеля, президента Академии художеств в 1794-1799 гг. В значительной мере портретная галерея в Иловне (тогда это была главная усадьба) создана при нем и его супруге, урожденной княжне Волконской. [Овсянников С. Столичный уголок Мологской земли // Углече Поле. №5, 2013. С. 78-85] Мусины-Пушкины не были родственниками Орловых, однако при желании пересечение их судеб отыскать не сложно. Алексей Иванович начинал свою службу после Артиллерийского училища адъютантом Г.Г. Орлова, в бытность того генерал-фельдцехмейстером. Выдвинулся и стал известен при дворе именно благодаря протекции Орлова. А когда Орлов в 1772 г. ушел в вынужденную отставку, Мусин-Пушкин последовал за ним, отправившись в заграничное путешествие. Так что с семейством Орловых хозяин рыбинских усадеб был связан довольно тесно. Может быть, в собрании находились портреты и Г.Г. Орлова, и других его братьев. К тому же братья Орловы представляли элиту своего времени, близкую ко двору и к важным историческим событиям. Так что их изображения входили во многие усадебные портретные галереи. В Иловне у Мусиных-Пушкиных было несколько работ Рокотова, в т.ч. портрет хозяйки, Е.А. Мусиной-Пушкиной в молодые годы. Самый ранний из известных портретов Алексея Ивановича тоже являет собой произведение «круга Рокотова». [Грамагина Е.В. Указ. соч. С. 66, 68-69.]

Резюмируя, следует подчеркнуть, что установление личности Ф.Г. Орлова на портрете из Рыбинского музея не только расширяет ряд его уже известных изображений. Во-первых, перед нами самый ранний по времени портрет этого исторического деятеля, запечатлевший его в начале карьеры. А во-вторых, он дополняет собой круг орловских портретов, связанных с ранним творчеством Ф.С. Рокотова, заставляя внимательнее присмотреться к другим сохранившимся следам созданной этим крупным мастером семейной орловской галереи.

Previous post Next post
Up