У меня проблема с... даже не знаю - с тайм-менеджментом? С недостатком часов в сутках? С конфликтом идеального и реального? Не могу ее толком охарактеризовать. Но проблема есть, и я обдумала ее со всех сторон, ничего не придумала и хочу попросить помощи зала - посмотрите на ситуацию извне свежим взглядом и расскажите, если увидите какое-нибудь решение.
В последний месяц я смогла нащупать для себя идеальный график жизни-как-биологического-существования, при котором я достаточно сплю, достаточно отдыхаю и имею хороший резерв сил на непредвиденные ситуации. (Например, когда болела Маня, я спокойно перенесла четыре подряд тяжелых дня и практически бессоных ночи, при этом уделяя нормальное внимание старшим детям и не запуская работу. Было трудно, но обычное ощущение запредельной усталости так и не пришло.)
Идеальный график рабочего (выходные пока не рассматриваем) дня выглядит так: я встаю в 7-30, полчаса провожаю в садик-школу-на работу семью (причесываю, слежу за одеждой, кормлю Машу и т.д.) С 8-00 до 9-00 - завтракаю, делаю дела по дому, занимаюсь с Маней. С 9 до 12-40 рабочее время, это когда только работа и изредка вякнуть в ЖЖ, вот как сейчас меж двух глав. С 12-40 до 14-00 я забираю из сада Кирюху (и в некоторые дни - Варю из школы), кормлю их обедом и занимаюсь с кем-нибудь чем-нибудь ему интересным. (Концепция "один ребенок - один час в день", которой я придерживалась раньше, ушла, потому что динамичный график занятий с детьми оказался гораздо удобнее). Дальше идет кусок времени с 14-00 до 16-00, который довольно неопределен. Дважды в неделю я могу провести эти два часа одним куском за своими делами - заниматься, пересказывать книжку, отдыхать. Еще три дня в неделю личное время сокращается примерно до часа с четвертью, потому что надо отвести Варю на дополнительные занятия, или сходить за ней, или и сходить, и отвести. Учитывая, что эта же беготня раз в неделю съедает еще полчаса из рабочего и только рабочего времени, которое приходится восстанавливать за счет отдыха, можно считать, что среднее свободное время у меня составляет час двадцать минут в день. Следующий кусок, с 16-00 до 21-00 занимают дети, прогулки, отводы-приводы, домашние дела, дважды в неделю - поездки на учебу. В 21-00 я укладываю детей (если ездила на занятия, то приезжаю примерно в 22-15, когда они уже уложены) и больше ничего не делаю. Не притрагиваюсь к компьютеру, забираюсь в постель, вяжу, читаю, немного занимаюсь, и засыпаю за книжкой в одиннадцать-начале двенадцатого ночи. То есть вечером мне достается еще чуть больше часа свободного времени (в среднем, опять же).
Схема прекрасна тем, что: 1) я могу работать ровно столько, сколько нужно, чтобы зарабатывать желаемую сумму, 2) всегда есть время на детей, 3) я высыпаюсь, не обмениваю непродуктивную вечернюю бессонницу на сон в полезные дневные часы и вообще прекрасно себя чувствую. Но есть один существенный минус, он же проблема: не хватает времени на учебу.
Провести учебу по категории отдыха можно, но это самообман: после занятий мне очень нужно отдохнуть, поэтому, если я занимаюсь в дневной перерыв, то после него хочется не заниматься с детьми, а отдыхать. Это ну никак не способствует совместной деятельности и вкусным ужинам. На полноценный отдых мне нужен один час куском. Таким образом, выходит, что в дневной перерыв я занимаюсь полчаса и час отдыхаю (книги, пересказы, рукоделия и т.д.), и еще около получаса приходится на время перед сном - я сначала занимаюсь, а потом уже вяжу, читаю, засыпаю. Итого два получаса в день.
На занятия два раза по полчаса в день - это очень мало. Меня только-только хватает на то, чтобы сделать домашние задания (и то, если задали учить диалог, это приходится делать за счет отдыха, потому что мне очень тяжело дается учение текстов наизусть). Ни о каком дополнительном чтении, переводе, аудировании речь просто не идет. Я только-только вяло тяну программу. То есть диплом получу, а знания - увы, потому что времени не хватает даже для закрепления, и половина выученного благополучно забывается.
Я вижу несколько решений, но все они меня не устраивают.
Первое: отменить отдых днем. Это будет значить, что я выиграю полчаса занятий в день в среднем, но перестану высыпаться, потому что по вечерам буду стараться подольше почитать и поотдыхать.
Второе: выделить в неделю хотя бы один-два часа, когда я могу позаниматься чем-то сверх программы. На постоянной основе сделать это невозможно, а если время появляется нерегулярно, за него конкурирует примерно десяток разных дел, среди которых учеба далеко не всегда оказывается самым важным. (Иногда просто необходимо бывает, к примеру, вымыть пол.)
Третье: задействовать выходные. На практике выходные даются мне тяжелее рабочих дней, потому что надо два дня напролет заниматься детьми и домом, не имея даже возможности посидеть и поработать в одиночестве. Время на обычные дважды полчаса в выходные я кое-как выделила, но откусить еще от отдыха невозможно, при повышенной-то нагрузке. Посидеть вечером подольше тоже проблема - я уже автоматически отрубаюсь в начале двенадцатого. Кроме того, один из двух выходных я встаю утром к Мане, а она просыпается в полвосьмого, так же, как и в будни.
Итого. Мне нужно еще примерно два с половиной - три часа в неделю на учебу. Можно тонким слоем по полчаса в день, можно двумя-тремя-четырьмя кусками. (Целиком тоже можно, но это менее оптимальный вариант, хотя на безрыбье...) При этом нельзя урезать время на работу и время, проводимое с детьми. Если урезать отдых, то надо делать это как-то хитро, чтобы не ложиться позже и успевать все же отдохнуть минимум час кряду, во имя собственного здоровья и мамско-рабочей эффективности.
Пожалуйста, посмотрите на эту кашу - вдруг вы увидите где-то незадействованные возможности. Я смотрю и не вижу. Сейчас я фактически делаю выбор между учебой и собственным самочувствием в пользу самочувствия. А нужно выбрать в пользу обоих факторов. Как?