Шестая колонна в России - Сколько их вообще этих колонн? (Тамара Каминская - autoritaire)

Dec 10, 2016 00:11









Оригинал взят у autoritaire в Шестая колонна в России - Сколько их вообще этих колонн? (Тамара Каминская - autoritaire)



image Click to view



Александр Домрин."Помощь сирийским боевикам - сговор США и 6-й колонны РФ"

Когда слушаю такие речи, возникают вопросы: сколько этих колонн вообще, каков номер колонны, которую возглавляет президент, или он шагает под шестым номером в какой-то, пусть даже первой колонне?

Полномочия президента РФ огромны, особенно, в области внешней политики. Если представители "шестой" колонны засели в частности в МИДе, почему их оттуда не убирают? Президент сам то думать умеет или за него думают Сурков и Песков?

Конституция РФ - в качестве ликбеза

Да, и каким макаром Виталий Чуркин причастен к событиям 1999-го года в Югославии, если в 1998-2003 годах он был чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Канаде?


Фрагмент телепередачи " Телецикл "Материк""

15 июля 2002, Трагедия Югославии и роль России на Балканах: пора подводить итоги

Стенограмма

Ведущий - Рустам Арифджанов, главный редактор газеты "Версия"

ВЕДУЩИЙ. У нас в студии Виталий Иванович ЧУРКИН, сейчас он возглавляет нашу дипломатическую миссию в Канаде, но не так давно он был заместителем министра иностранных дел и полномочным представителем по боснийскому урегулированию.
Здравствуйте, Виталий Иванович.

ЧУРКИН. Добрый день.

ВЕДУЩИЙ. Если можно, вопрос по Вашей прежней работе, такова уж тема передачи. Господин Милошевич и многие люди в Югославии считают, что если бы Россия с самого начала югославского конфликта не шла в фарватере Запада, то конфликт не приобрел бы таких трагических и катастрофических очертаний. Так ли это?

ЧУРКИН. Если можно, одно маленькое уточнение. Вы сказали, не так давно, на самом деле это было довольно давно, я занимался Югославией с лета 1992 года по октябрь 1994 года. Эти два с половиной года были весьма насыщены разными событиями.

ВЕДУЩИЙ. То есть именно тогда, когда мы были в фарватере западной политики, да?

ЧУРКИН. По этому поводу я постараюсь сделать некоторое пояснение.
Во-первых, я, наверное, могу согласиться с тем, что Россия, а до России Советский Союз могли бы с самого начала югославской драмы играть в попытке недопущения кровавого развития сценария более активную роль. Но помешало этому то известное всем обстоятельство, что сам Советский Союз разваливался. Потом на мировой арене появилась Россия как самостоятельное государство. Очевидно, что сходу набрать обороты политически и дипломатически ей было довольно трудно. Но могу сказать, что летом 1992 года, когда я начал заниматься югославскими делами в качестве заместителя министра иностранных дел, и спецпредставителя Президента России на переговорах по бывшей Югославии, к этому моменту были приняты санкции против Югославии, к этому моменту уже произошло международное признание государств бывшей Югославии.
Само по себе это было серьезной ошибкой, это признается сейчас многими политиками и наблюдателями. Возможно, если бы не те обстоятельства, о которых я упомянул, Советский Союз и Россия могли бы сыграть более энергичную роль в том, чтобы недопустить международного признания новых государств до того, как между этими возникающими государствами на просторах бывшей большой Югославии не были бы урегулированы те вопросы, которые и привели к драматическим столкновениям и к войне.

ВЕДУЩИЙ. Извините, Виталий Иванович, я все-таки хочу еще раз для наших телезрителей уточнить. Вы считаете, что голосование России о санкциях против Югославии, фактически против Сербии, которая была ядром этой уже сократившейся Югославии, было ошибочным в 1992 году?

ЧУРКИН. Мне трудно категорически высказываться по этому вопросу. Мне кажется, его лучше задавать тем людям, которые в этот момент были на хозяйстве и принимали эти решения. Только они в свете всех обстоятельств...

ВЕДУЩИЙ. Козыреву.

ЧУРКИН. В том числе и ему. Но я думаю, что с этим решением были вопросы. Хотя бы уже потому, что решение было принято после того, как была расстреляна очередь за хлебом в Сараево, и как потом оказалось, стреляли вовсе не сербы, но именно это явилось поводом и толчком к принятию резолюции о введении санкций, хотя на самом деле там выдвигались более фундаментальные претензии по поводу использования сербской стороной военной силы, причем соразмерного использования военной силы в этом межюгославском конфликте.
Я не соглашусь, исходя из своего опыта двух с половиной лет работы, что Россия следовала в фарватере Запада. Россия, по крайней мере, как мне это представлялось, преследовала следующие цели.
Мы хотели помочь как можно быстрее урегулировать этот конфликт. И поскольку у нас существовали, и я хочу надеяться, что продолжают существовать, некие особые связи с сербами, особые каналы связи, что признавалось как сербами, так и Западом, наиболее активную и эффективную роль, которую могла сыграть Россия, - это роль, основанная на этих открытых каналах связи с Белградом и с боснийскими сербами. За этот период дипломатии удалось достичь немного. Но некоторые из этих достижений были достигнуты по нашей инициативе и под нашим председательством.
Например, мне казалось очень обнадеживающим соглашение, которое было подписано в российском посольстве в Загребе между сербами, краинскими сербами и хорватами о разводе войск на линии фронта, которая пролегала тогда между ними. Это соглашение продержалось 15 месяцев до 1 августа 1995 года и, на мой взгляд, создавало очень существенные предпосылки для того, чтобы политическим путем привести к урегулированию этот аспект конфликта, то есть конфликт между краинскими сербами и хорватами.

ВЕДУЩИЙ. Но как мне кажется, в целом сегодняшнее влияние России на Балканах приближено к нулю.

ЧУРКИН. Я бы не стал драматизировать такие вещи. Я считаю, что у нас есть определенное политическое и дипломатическое влияние, и оно, по крайней мере, отчасти основано на том, что мы участвуем в двух миротворческих операциях: участвуем в операции в Боснии и в Косово. Так что давайте не будем посыпать голову пеплом.

ВЕДУЩИЙ. Виталий Иванович, спасибо, давайте мы сейчас послушаем Вашего коллегу, Чрезвычайного и полномочного посла Росийской Федерации в Югославии Владимира ИВАНОВСКОГО.

ИВАНОВСКИЙ. Мы должны сейчас решить проблемы, которые остались от старых времен, в том числе еще и с советских. Речь идет об экономическом сотрудничестве. К сожалению, есть проблемы, которые пока не решены, и это, откровенно говоря, тормозит и наше дальнейшее продвижение по политическому пути. Почему? Потому что остаются взаимные долги, остаются неиспользованные кредиты, есть другие проблемы. В этой связи российский капитал, российские инвесторы не идут в Югославию. И образуется вакуум. Очень большой внешнеторговый дефицит на стороне Югославии, что также не дает роста дальнейшим перспективам. Все это, естественно, затрудняет и в культурной части развитие наших отношений, несколько смазывает динамику политических отношений. На решение этих проблем мы сейчас настроены.
Государство Югославия еще пока не стало достоянием истории, здесь идут сложные процессы и работы над конституционной хартией. Так или иначе, что будет с будущим образованием, мы сможем несколько позже. Но на сегодняшний день все те структуры Югославии и Союзной Республики Югославии, которые были, остаются. И я пока являюсь послом в СРЮ.

ВЕДУЩИЙ. Виталий Иванович, Вы сказали о том, что важным фактором нашего присутствия является участие в миротворчестве. Вы, наверное, знаете, что повсеместно и в Боснии, и в Герцеговине, и в Косово наш воинский контингент сокращается. Причем сокращается в разы. Причина этому - официальная нехватка средств.
Скажите, пожалуйста, неужели действительно так велики наши проблемы, что мы уводим своих миротворцев именно из этого места, именно в это время, когда решается судьба оставшегося сербского населения в Косово, утратит Югославия Косово или нет?

ЧУРКИН. Это очень серьезный вопрос, я не берусь рассуждать на эту тему. Это надо говорить тем людям, которые сейчас этой тематикой занимаются.
Как посол в Канаде я могу сказать, что и Канада сокращает свое присутствие, она, например, из Косово вообще вывела свой контингент, сосредоточилась в Боснии.
Но наверное, по крайней мере, то, что касается Боснии, это свидетельство определенного замерения и, конечно, со временем потребность в таких больших контингентах будет отпадать.
Но еще одно может быть таким постполемическим задором, хотел бы упомянуть. Я понимаю, что в отношениях с НАТО и, в частности, в Югославии и в Косово у нас были очень тяжелые проблемы. Но после подписания соответствующих документов в Риме в 2002 году, после создания "двадцатки" давайте не будем себя пугать НАТО.
После Югославии я же ведь еще почти четыре года служил в Брюсселе, был нашим послом по связям с НАТО. Не надо их бояться. Мы должны с ними смело сотрудничать, особенно в новом повороте, который получили мировые дела в свете создания антитеррористической коалиции, возникновения новых угроз. Я не думаю, что нам о НАТО, в том числе и в контексте бывшей Югославии, надо говорить обязательно со знаком жирного минуса. Но при этом повторяю и подтверждаю, очень важно, чтобы Россия также была там.

ЗАТУЛИН. Виталий Иванович, я хотел в этом случае все-таки сказать, что лично у меня нет оснований бояться НАТО в Сербии или в Косово. Но я не совсем согласен с тем, если НАТО придет сюда в Россию, что этого тоже не надо боятся.

ЧУРКИН. Но об этом речь не идет.

ЗАТУЛИН. Я, например, этого бы не хотел, не знаю, как кто. Но, знаете, сербы почему-то беспокоятся. Они отмечают тот факт, что две американские базы появились на территории Косово, а 250 тысяч сербов вернуться к себе домой, в Косово не могут.

ЧУРКИН. Против чего я все время выступал, это, может быть, несколько отвлекаясь от Вашего вопроса, но мне хотелось бы высказать этот тезис.
Часто в разговорах на эту тему звучит, что вот Россия должна была поддерживать, помогать и так далее. Если мы хотим играть роль великой державы, и хотим играть серьезную роль в урегулировании югославского конфликта, то мы не могли делать это, просто поддерживая тех, кто, на наш взгляд, проводил неправильную или чересчур рискованную линию. Поэтому мы говорили сербам: мы готовы вам помочь, но вы должны идти за нами или, по крайней мере, работать в тесном контакте с нами. В чем-то удалось продвинуться, в чем-то, к сожалению, не удалось.

ВЕДУЩИЙ. Спасибо, Виталий Иванович, что Вы пришли и поговорили на такую щепетильную тему.

ЧУРКИН. Спасибо Вам.

ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Всего доброго. До свидания.

СПРАВКА. В конце 1991 и начале 1992 г. Россия еще выступала за сохранение Югославии. Затем позиция изменилась, и она приняла западные правила игры: «великие демократические державы» навязывают югославским народам свою волю, и те должны беспрекословно ей подчиниться. В мае 1992 г. в СБ ООН Россия проголосовала за антисербские санкции, затем - за разрешение на бомбардировки сербских позиций в Боснии авиацией НАТО и развертывание в Боснии сил быстрого реагирования.

Весной 1998 г. Россия поддержала эмбарго на поставки вооружений Югославии. Именно после этого кризис в Косово начал быстро набирать обороты. После начала бомбардировок Россия сначала осуждала агрессию и угрожала разрывом отношений с НАТО. Однако затем стараниями российского спецпредставителя, экс-премьера В.Черномырдина Западу удалось сломить сопротивление Милошевича и добиться поставленных целей. Косово было фактически отторгнуто от Югославии и передано в управление НАТО. Марш российских десантников на Приштину остался красивым эпизодом.

Оказавшись фактически вытесненной из региона, некогда бывшего зоной ее национальных интересов, Россия после Косово почти демонстративно не вмешивается в югославские события. Достаточно сказать, что за все годы кризиса и вплоть до настоящего времени не была организована ни одна официальная российско-югославская встреча на высшем уровне. Были лишь плохо подготовленные рабочие встречи ввиду каких-либо форс-мажорных, экстренных обстоятельств.

Россия, Югославия, США, Лавров, политика, Александр Домрин, Путин, Обама, Сирия, Трамп

Previous post Next post
Up