Сказка о театре, или Играют все (Тамара Каминская - autoritaire)

Feb 07, 2015 01:19









Оригинал взят у autoritaire в Сказка о театре, или Играют все (Тамара Каминская - autoritaire)

Современное общество называют обществом спектакля. И это правильно. Правильно, потому что оно таким всегда и было. Недаром у "Вильяма нашего Шекспира" (с) есть четверостишие:

"Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль."

Шекспир - монолог Жака Амьена из комедии "Как вам это понравится"

И хотя первым, кто подметил театральность мира, считается Шекспир, первоисточник этих слов следует искать в ещё более давних временах - в сочинениях римского писателя Гая Петрония (14-66), автора древнеримского романа "Сатирикон". Его фраза "Mundus universus exercet histrioniam" с латыни дословно переводится как "Весь мир занимается лицедейством".

Примечание 1. Я не экономлю чернила, как писарь из кинофильма "Формула любви", - Гай Петроний действительно родился в 14-ом году от Рождества Христова, а умер в 66-ом.)))

Мир всегда был театром, а ещё, как очень точно подметил опять же Вильям, но уже не наш, Теккерей - ярмаркой тщеславия.

Примечание 2. На правах рекламы: именно так "Весь мир - театр и бесконечная Ярмарка тщеславия" называется мой второй журнал.

Возвращаясь в наше время, следует сказать, почему только теперь общество стали классифицировать как общество спектакля. Да потому что таких возможностей демонстрации всемирного спектакля и более мелких региональных драм и трагедий раньше просто не было. Телевидение и интернет - вот инструменты, посредством которых пьесы, поставленные во всех погорелых театрах странах планеты имеют возможность в качестве зрителей видеть и действу которых сопереживать, все живущие на планете, они же актёры в других пьесах и пьесках. Страшно даже подумать, что было бы, будь такая возможность в древние времена. Показали бы по телевизору, к примеру, как Герострат сжигает храм Артемиды Эфесской - и запылали бы десятки, нет, сотни и даже тысячи храмов по всему миру.
Что-то я увлеклась, кое-кто может усмотреть явную антиклерикальную направленность в моих словах, а я просто моделирую ситуацию.

В любом театре, кроме актёров, есть режиссёры и авторы. Авторы пишут пьесы, тексты которых доводят до театральных трупп режиссёры. Они же и ставят всё это действо. Режиссёров общественного действа мы видим - это всякие там президенты, премьеры и пр. и др., работающие со своими труппами посредством телевидения и выступающие по отношению к ним - своим невольным актёрам в качестве говорящих голов. А часто ли мы видим авторов пьес, даже в настоящем театре? Нет, нет, я не занимаюсь конспирологией - я просто моделирую ситуацию.

Вы скажете, что в театре всё же главный это режиссёр. Да, конечно, только вот пьес, как это обычно водится, режиссёры не пишут. Это, знаете ли, другая профессия. Вы скажете, что именно режиссёры подбирают репертуар. Да, вы так думаете? Лучше не смешите ни свои, ни мои тапочки. Автор, он же правообладатель, в полном праве не позволить играть свою пьесу в любой конкретной стране любом театре.

Что случается в театре с актёрами, которые не могут или не хотят выучить порученную им роль? Их увольняют или они сами увольняются. Так же и в обществе-театре. Только форма увольнения может быть совсем другой: вплоть до увольнения из самой жизни - был в труппе, а стал трупом.

Вот не захотели куклы-артисты, которых 23 года только и делали, что дёргали за верёвочки и заставляли читать ненавистные им тексты да ещё и на чужом языке, служить в красивом театрике злого Карабаса Барабаса и сбежали они от этого режиссёришки. Вместе с театриком своим сбежали. К доброму Барабасу Карабасу. А театрик у этих кукол такой красивый, да ещё в таком месте живописном. А ведь все риэлтеры мира знают, что цена недвижимости - любой театрик тоже недвижимость, определяется тремя факторами: местом положения, местом положения и местом положения. Опять же время подлётное... Но это так - неконтролируемый поток сознания. Вот добрый Барабас Карабас и принял куколок беглых вместе с их замечательным театриком в свой большой театр. На правах филиала.

А тут ещё один театр злого Карабаса Барабаса возьми и взбунтуйся. Не хотим, мол, в тех подленьких пьесках гнусных авторов, что ты ставишь, играть. Да ещё и на чужом языке. Хотим, как куклы из красивого театрика, тоже филиалом к доброму Барабасу Карабасу в его большой театр. Все риэлтеры мира напряглись: местоположение этого театра, хоть и помноженное на три, а всё же не так чтобы очень. Правда, подлётное время... Опять этот неконтролируемый поток! Но кукол в этом театре раза в три, а то и в четыре больше, чем в красивом театрике. Им всем подавай зарплату. А где её взять, когда самим мало. Ну, не так чтобы совсем мало - нефти то ещё лет на 50 хватит. А там либо демократический ишак сдохнет, либо добрый Барабас Карабас того, в смысле рейтинг потеряет. Просто жаба душит с какими-то куклами делиться. Да ещё и неизвестно, захотят ли они играть во всех тех пьесах, что ставит добрый Барабас Карабас. Ба́лУванные очень - всё им экпроприацию экспроприаторов подавай, то бишь национализацию. Глядишь, на святое замахнуться могут, а у доброго Барабаса и своих экспроприаторов без Нестера двестеро. Уж он то им всякие спектакли показывает: то ленточки гвардейские георгиевскими заменит и ну их всюду развешивать, то Сталиным прикинется, правда, кроме роста никакого сходства. Как там у Вильяма, опять же нашего, Шекспира : "Маленькие люди становятся великими, когда великие переводятся."
То какую-то империю вкупе с русским миром им обещает. Хотя того русского мира и в самОм большом театре барабасовом днём с огнём не найдёшь. Да и какая там империя, когда им: режиссёру этому доброму, в смысле Барабасу Карабасу, и помрежам его и здесь - в этом третьесортном театре хорошо. Ну, прям как председателю колхоза "Тихе життя" (Тихая жизнь) Галушке из пьесы Александра Корнейчука "В степях Украины" в коммунизм не хотелось, потому как он только-только в социализме пристроился. А тут ведь и того хуже: добрый Барабас Карабас с помрежами и помпомрежами в капитализме только-только обосновались да так, что и кайф уже стали от этого получать, а его назад - в социализм, значитца, тащат. Нет уж, дудки!
Правда, режиссёр этот не только добрый, но и отличается умом и сообразительностью, просто как кирбулычёвская птица Говорун. То есть говорун он и есть. Вышел к своим пом-, помпом- и помпомпомам да как скажет!

- Да мы - говорит - всех обиженных кукол мира, а, особенно, тех, что в наш русский мир хотят, никому в обиду не дадим. Мы этому злому Карабасу Барабасу покажем! Подать мне его сюда - я с него семь шкур спущу и голым в Африку пущу! Не будь он мне партнёр, друг, товарищ и почти что свой брат-режиссёр. Мне ещё старый режиссёр карабасового театра мильярды должен, а, смотрю, и этот отдавать не спешит. Так что, помы мои и замы мои, срочно накропайте мне такую небольшую пьеску, чтобы я в ней мог в роли Сашки Македонского в театр этого злого Карабаса завести своих рабочих сцены и пожарников и окатить из брандспойтов водой его карабасью-барабасью камарилью. Затрещали и заскрипели перья, тьфу ты - затрещали компьютеры и принтеры, а заскрипели мозги у помов и замов. Склепали они пьеску, в которой добрый Барабас Карабас такой весь победитель и, конечно же, в белом. А уж как тут куклы мятежные обрадовались! И ну честить злого режиссёра и его единомышленников:

- Карабас ты Барабас, не боимся очень вас!
Эй ты, директор кукольного театра, старый пивной бочонок, жирный мешок, набитый глупостью! (с)
(Истинная правда, только с одной поправкой: набитый глупостью и шоколадом.)

- А лису Алису жалко - плачет по ней палка! (с)
(Лису незадолго перед тем из медвежьей ямы выпустили. Коса у неё свалялась хвост у ней свалялся и местами облез.)

- Кот Базилио нищий, вор - гнусный котище! (с)
(Ну, вор это уж как водится, но не такой уж он и нищий - первый миллиард когда ещё отмечал, просто роль обязывает. Да и не кот он вовсе, а Кролик. Но в этих восточных гороскопах вообще-то сам чёрт не разберёт, где кот, а где кролик.)

- Дуремар, наш дурачок, - безобразнейший сморчок. (с)
(Что безобразнейший, так это кто бы спорил, хоть он и пастор. А насчёт дурачка бабушка надвое сказала. Хотя, вновь обратясь к Вильяму нашему Шекспиру, заметим, что: "Даже у дурака хватает всегда ума, чтобы вредить." А уж если такой дурак ещё и при должности...)

Опять меня на Вильяшу пробило. Видать, у меня сегодня с ним связь. Астральная.

И всё было бы хорошо и прекрасно и жили бы все поживали и добра наживали в большом театре доброго Барабаса Карабаса, если бы... Что уж там такое случилось, наверняка никто не скажет. Может, завлиты (заведующие литературной частью) большого театра с филиалами что сказали, а, может, бери выше, сами главлиты (главные заведующие литературной частью) всех театров мира что произнесли, только добрый Барабас Карабас забраковал роль Сашки Македонского да и саму пьеску забраковал. Переделали ему замы и помы пьеску в фарсик, а вместо роли Сашки Македонского выделили ему роль кота Леопольда с его классическим "Ребята, давайте жить дружно!".

Здесь-то и подошёл пьесе-сказочке конец и начала писаться историческая пьеса, в которой всё повторяется, то в виде трагедии, то в виде фарса, чередуясь, да так, что переход из одного жанра в другой не сразу и заметен.

Такое вот оно - общество спектакля, что, правда, не исключает возможности для каждого, в обществе этом живущего, написать свою собственную пьесу и сыграть в ней самим собой написанную роль.



театр, общество, уроды, общество спектакля, Яценюк, Украина, Юлия Тимошенко, РФ, Порошенко, Путин, Турчинов

Previous post Next post
Up