По традиции, отдельную часть обзора гонок Европейской Серии Ле Ман в Монце посвящаю списку участников. 11-13 мая в гонке приняло участие 42 экипажа - 18 прототипов класса LMP3, 18 прототипов LMP3 и 6 спорткаров GTE. Всего приняли участие 117 пилотов - по 2-3 человека в экипаже. И многие из них - звезды мирового автоспорта.
Прототипы LMP2
LMP2 - высший класс автомобилей в чемпионате Европы и второй по скорости в чемпионате мира. В силу своей относительной доступности, класс всегда привлекает много участников. Само шасси (прототип без мотора) по регламенту не может стоить дороже 483 тысяч евро, что весьма мало по меркам автоспорта - даже спорткары GT3 обходятся дороже. По скорости же прототипы не сравнить с кузовными автомобилями - они намного быстрее. По сути, это формульный болид, "одетый" в аэродинамический обвес и с закрытым кокпитом. По скорости и мощности LMP2 можно сравнить с Формулой-2. С 2016 года FIA и ACO запретила командам самим разрабатывать и строить прототипы в этом классе, оставив 4 независимых производителя - французские Oreca и Ligier, итальянскую Dallara и американо-канадскую Riley. Прототип последней компании вышел совсем неудачным, и участвует только в американском первенсте IMSA. Первые три производителя же в равной степени представлены в чемпионате Европы. В чемпионате мира же разнообразие в LMP2 появилось только в этом году - в прошлом сезоне все команды выбрали машину Oreca 07, наиболее сбалансированный и быстрый прототип. Моторы у всех прототипов одинаковые - это атмосферный V8 объемом 4.2 литра и мощностью 600 лошадиных сил от британской компании Gibson (в прошлом Zytec). Корни этого мотора уходят к Формуле Рено 3.5 - в принципе, это тот же мотор, но увеличенный в объеме для повышения надежности. В прошлом году эти моторы отлично себя проявили - у команд практически не было проблем с надежностью (только иногда электроника от Cosworth подводила), а зрителей радовал громкий пронзительный звук в духе старой Формулы, как и подобает гоночному автомобилю.
1. Oreca 07, Dragonspeed. Действующие чемпионы серии. Вернее, вице-чемпионы. Чемпионат в прошлом году выиграл второй экипаж команды, выступавший под брендом G-Drive, в нынешнем сезоне не участвующий. Состав команды с прошлого года не изменился - это совладельцы команды Хенрик Хедман, Бен Хенли и звезда гонок на выносливость Николя Лапьер.
2. Ligier JS P217, United Autosports. Команда директора McLaren F1 Team Зака Брауна. В этом году представлена в классе P2 уже двумя автомобилями. В экипаже юниор команды Филип Хэнсон и заводской гонщик Ауди, бывший гонщик DTM, многократный победитель гонок гран-туризмо и прототипов Филипе Альбукерк.
3. Ligier JS P217, Panis Barthez Competition. Команда бывшего гонщика Формулы 1 Оливье Паниса и бывшего футболиста Фабиана Бартеза. В прошлом сезоне Фабиан сам выступал за рулем прототипа, в этом сезоне он перешел в гонки гран-туризмо и выступает на Мерседесе АМГ ГТ3 в полу-профессиональном зачете. Его место в экипаже занял бывший пилот Формулы 1 Уилл Стивенс, на счету которого уже немало побед в гонках на выносливость - и в ГТ3 в составе Ауди, и в ЛМП2 в составе G-Drive, и в GTE AM в прошлом году его экипаж выиграл 24 часа Ле Мана. Экипаж дополняют опытный француз Жюльен Каналь (знакомый нам по выступлениям в G-Drive) и гонщик-любитель Тимоте Бюре.
4. Oreca 07, Racing Engineering. Испанская команда хорошо знакома тем, кто следил за чемпионатом GP2 (предшественник новой Формулы 2). В этом году они перешли из открытых колес в гонки на выносливость и одержали победу в первой гонке сезона в Поль Рикаре. В составе бывший гоншик GP2 (из этой же команды) Норман Нато, звезда гонок на выносливость Оливье Пла и юниор Поль Петит. На мой взгляд, одна из самых красивых ливрей в пелотоне :)
5. Ligier JS P217, Algarve Pro Racing. Португальский коллектив, Марк Паттерсон, Ате Де Йонг, Таксунг Ким. К сожалению, не знаком с успехами этих пилотов. В прошлом году в Монце эта команда получила звание главных неудачников - на последнем круге у них закончился бензин, и их прототип встал буквально за 1 поворот до финиша.
6. Oreca 07, G-Drive by TDS Racing. Главные звезды этого сезона ELMS. Впервые с 2013 года коллектив Романа Русинова не заявился на сезон в чемпионате мира, предпочтя ему европейское первенство. Помимо Романа, в экипаж входят бывший гонщик команды Торо Россо в Формуле 1 и лидер текущего сезона Формулы Э Жан Эрик Вернь и молодой перспективный француз Андреа Пиццитола. Первую гонку сезона команда завершила на 4 месте, стартовав при этом с 10 места. Помимо участия в европейской серии, G-Drive заявились на 2 этапа чемпионата мира - 6 часов Спа и 24 часа Ле Мана. И 6 часов Спа Роман и его команда уверенно выиграли. А теперь уже говорят, что команда может принять участие и в других этапах чемпионата мира в этом году. Но главные цели, конечно же, чемпионский титул в Европе и победа в Ле Мане.
7. Ligier JS P217, IDEC Sport. Первый экипаж французской команды - Патрис Лафарг, Эрик Мари, Вильям Кавальес.
8. Oreca 07, IDEC Sport. Второй экипаж французской команды - Пол Лафарг, Пол Луп Шатин и Мемо Рохас, действующий чемпион серии.
9. Oreca 07, Duqueine Engineering. Французская команда перешла в класс прототипов P2 из LMP3. К Пьеру Рагу и Николя Жамину присоединился опытный пилот гонок на выносливость Нельсон Пансьятичи.
10. Dallara P217, AVF by Adrian Valles Foundation. Еще одни "перебежчики" из открытых колес, испанская команда Адриана Вальеса в прошлом году выступала в Формуле V8 3.5 Но тот чемпионат закрылся в межсезонье, и коллектив перешел в прототипы. Пилоты команды, как и в Формуле V8 - португалец Энрике Шавес и россиянин Константин Терещенко.
11. Oreca 07, Algarve Pro Racing & Rebellion Racing. Вторая машина португальской команды, выставленная при поддержке швейцарского коллектива Ребеллион. Ребеллион в этом году вернулись в высший класс чемпионата мира LMP1, а один из прошлогодних прототипов П2 "пристроили" в европейской серии. Пилоты - Раян Каллен, Густаво Менезес и Харрисон Ньюи - сын знаменитого конструктора Формулы 1 Эдриана Ньюи.
12. Ligier JS P217, United Autosports. Вторая машина команды Зака Брауна. Уилл Оуэн, Хьюго де Саделер, Уэйн Бойд. Вице-чемпионы 2017 года.
13. Oreca 07, TDS Racing. Как и G-Drive этот экипаж совмещает выступление в чемпионатах мира и Европы. Но этот экипаж участвует на полном расписании в чемпионате мира, а в Европе заявлен на первые 2 этапа - для лучшей подготовки к Ле Ману. В экипаже Маттье Ваксивьер, известный выступлениями в младших формулах, Франсуа Перродо и Лоик Дюваль - заводской гонщик Ауди, победитель 24 часов Ле Мана и действующий гонщик DTM.
14. Dallara P217, SMP Racing. Полностью российский экипаж - звезда российского автоспорта, победитель 24 часов Ле Мана 2015 и других гонок на выносливость Виктор Шайтар и молодые пилоты программы СМП Егор Оруджев и Матевос Исаакян. Егор и Матевос дебютировали в гонках прототипов в прошлом году после 24 часов Ле Мана, выиграли свою первую же гонку в Поль Рикаре, а в остальных гонках сезона финишировали на подиумах. В этом году Егор и Матевос также выступают в чемпионате мира в классе LMP1 на прототипе БР1 - совместной разработке компаний BR Engineering и Dallara.
15. Oreca 07, Graff Racing. Александр Коньярд, Джонатан Хирши, Тристан Гомменди.
16. Oreca 07, Graff Racing G-Drive. Второй экипаж французской команды выступает под российским брендом и флагом, но в экипаже русских пилотов нет. Джеймс Аллен, Энцо Жиббер, Хосе Гутьеррез.
17. Dallara P217, Cetilar Villorbacorse. Итальянская команда в прошлом году дебютировала в гонках прототипов и в Ле Мане заняла 5 место в классе, став лучшими из тех, кто выступал на итальянском прототипе Даллара. В этом году к Роберто Лакорте и Джиорджио Сернаджиотто присоединился бывший гонщик Формулы 1 бразилец Фелипе Наср.
18. Dallara P217, High Class Racing. Команда из Дании продолжает выступать в европейской серии. Пилоты - Деннис Андерсен и Андерс Фьордбах.
Прототипы LMP3
Второй класс прототипов в европейской серии - LMP3. Подробно я о них рассказал в предыдущей части отчета о Мишленовском Кубке Ле Ман, так что повторяться не буду. Мощность этих машин - 420 лошадиных сил, и если P2 можно сравнить с Формулой 2, то эти прототипы ближе к Формуле 3. В классе в основном выступают молодые гонщики, о большинстве из них я мало что могу рассказать.
19. Ligier JS P3, United Autosports. Команда Зака Брауна представлена и в младшем классе. John Falb, Sean Rayhall.
20. Ligier JS P3, United Autosports. Anthony Wells, Garret Grist, Matthew Bell.
21. Ligier JS P3, Cool Racing. Alexandre Coigny, Iradj Alexander, Antonin Borga.
22. Ligier JS P3, NEFIS by Speed Factory. Испанский коллектив в этом году выступает при поддержке казанской компании НЕФИС Груп, в экипаже наши соотечественники Тимур Богуславский, Алексей Чуклин, Даниил Проненко.
23. Ligier JS P3, 360 Racing. Terrence Woodward, Ross Kaiser, James Swift.
24. Ligier JS P3, Ecurie Ecosse/Nielsen. Colin Noble, Alex Kapadia, Christian Stubbe Olsen.
25. Norma M30, DKR Engineering. Победители Мишленовского кубка Ле Ман прошлого года в этом сезоне выступают в старшем чемпионате. Alexander Toril, Jean Glorieux, Miguel Toril.
26. Ligier JS P3, AT Racing. Белорусская команда Александра Талканицы в этом году вытупает без рекламы World Of Tanks. В экипаже сам Алесандр, его сын Александр и датчанин Миккель Дженсен, неплохо проявивший себя в прошлом году.
27. Norma M30, Oregon Racing Team. Clément Mateu, Andres Mendez, Riccardo Ponzio.
28. Ligier JS P3, EUROINTERNATIONAL. Giorgio Mondini, Kay Van Berlo.
29. Ligier JS P3, Inter Europol Competition. Jakub Smiechowski, Martin Hippe.
30. Ligier JS P3, Inter Europol Competition. Paul Scheuschner, Luca Demarchi, Hendrik Still.
31. Ligier JS P3, RLR Motorsport. John Farano, Job Van Uitert, Robert Garofall.
32. Ligier JS P3, BHK Motorsport. Francesco Dracone, Jacopo Baratto.
33. Norma M30, Ultimate. Чемпионы 2017. В этом году сменили Лижье на Норму. Mathieu Lahaye, Jean-Baptiste Lahaye, François Heriau.
34. Ligier JS P3, M Racing YMR. Laurent Millara, Natan Bihel.
35. Morma M30, M Racing YMR. Nicolas Ferrer, David Droux, Lucas Légéret.
36. Ligier JS P3, Racing for Poland. Henning Enqvist, Tomasz Blicharski, Alex Fontana.
Спорткары GTE
Третий класс в европейской серии - спорткары GTE. Здесь участвуют только частные команды на машинах прошлогодней спецификации, как и в классе GTE Am в чемпионате мира. Эти машины очень дорогие, а главное переживают сейчас смену поколений. В чемпионате мира дебютировали новые Астон Мартин и БМВ, но частным командам они пока недоступны. Форд же не продает свои машины другим командам. Так что выбор у частников не велик - либо Феррари 488, либо новый Porsche 991 RSR, дебютировавший в прошлом году. К этому Порше у многих большие вопросы, ведь по сути он является силуэт-прототипом. 991 RSR не имеет вообще ничего общего с серийной техникой - даже расположение двигателя в нем не каноничное. Силовой агрегат располагается внутри колесной базы, а не в заднем свесе. Серийный среднемоторный 911 компания выпускать не собирается. И, тем не менее, эту машину допустили в класс GTE.
37. Ferrari 488 GTE, Spirit of Race. Полу-заводская команда Феррари, в экипаже выступают заводские гонщики Мэтт Гриффин, Дункан Кэмерон и Аарон Скотт.
38. Ferrari 488 GTE, JMW Motorsport. Чемпионы прошлого года и победители 24 часов Ле Мана в классе GTE AM. В этом году к Лиаму Гриффину и Алексу МакДауэллу присоединился заводской гонщик Феррари, бывший пилот Ауди в DTM каталонец Мигель Молина.
39. Porsche 991 RSR, Proton Competition. Новый GTE от Порше. Самый громкий автомобиль в гонках на выносливость. Атмосферная оппозитная шестерка объемом 4 литра не только громче любого турбо-мотора, она даже громче, чем V8 прототипов LMP2. В первом экипаже немецкой команды - Кристиан Рид, Марвин Динст и звезда Порше Марк Либ - победитель 24 часов Ле Мана 2016.
40. Porsche 991 RSR, Ebimotors. Итальянская команда в прошлом году выиграла Мишленовский кубок Ле Ман в классе ГТ3 на Ламборгини Уракан и получили право участвовать в полном сезоне европейской серии и 24 часах Ле Мана. В классе ГТЕ Ламборгини не представлены, поэтому они выбрали другой автомобиль концерна VAG. В первой гонке сезона Фабио Бабини, Риккардо Пера и Раймонд Нарак взяли поул-позицию и финишировали на третьем месте.
41. Ferrari 488 GTE, Krohn Racing. Знаменитая "зеленая торпеда" Трейси Крона, американского бизнесмена и гонщика-любителя. Известная, в первую очередь, своими эпичными вылетами в Ле Мане. В экипаже с Кроном выступают швед Никлас Йонссон и знаменитый итальянец Андреа Бертолини, чемпион FIA GT1 2010, победитель 24 часов Ле Мана в классе GTE Am 2015 (в составе СМП Рейсинг) и просто приятный в общении человек :)
42. Porsche 991 RSR, Proton Competition. Второй экипаж немецкой команды. В составе итальянцы Джанлука и Джиорджио Рода (отец и сын), в прошлом году выступавшие на Феррари, а так же звезда гонок гран туризмо, бывший гонщик Феррари, победитель 24 часов Ле Мана в классе GTE Pro итальянец Джанмария Бруни, который в прошлом году перешел в Порше и также выступает в заводском экипаже в чемпионате мира.
Вот и все участники гонки ELMS в Монце. В этот раз их стало больше (в прошлом году было 34 экипажа), но в основном увеличилось число прототипов, а класс GTE, к сожалению, сократился. Есть вероятность, что в следующем году Форд все-таки начнет продавать свои машины частным командам, так же сделают и БМВ с Астон Мартином, и мы увидим бОльшее разнообразие в классе суперкаров в чемпионате Европы.