Ранее:
Франческа Хаппе: «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?» (часть 2 из 3-х).
Центральное согласование: нормальная вариация по когнитивному стилю?
Поскольку слабое ЦС даёт как преимущества, так и недостатки, можно придти к мысли, что данный баланс (между предпочтениями частей и целого) близок к когнитивному стилю - стилю, который может варьироваться в обычной популяции. Может, предположительно, существовать нормальное распределение по когнитивному стилю от «слабого» ЦС (с предпочтением обработки частей - хорошим считыванием доказательств, к примеру) к «сильному» (с предпочтением обработки целого - например, хорошей памятью на суть). Свидетельства нормальных индивидуальных отличий в обработке информации - локальная vs. глобальная - от младенчества [42], через детство [43] и во взрослом возрасте [44] существуют, но разрознены. Сообщается о различиях между полами в заданиях, которые, как думают, схватывают локальность vs. глобальность обработки информации [45], хотя в этих исследованиях обычно имеется смешанный тип её обработки (локальная vs. глобальная) и её сферы (визуально-пространственная vs. вербальная). Возможность различий между полами представляет интерес в связи с аутизмом, при котором демонстрируется очень высокое отношение числа мужчин к числу женщин, особенно на высокоспособном конце аутического спектра. Может, нормальное распределение по согласованию у представителей мужского пола сдвинуто в сторону слабого согласования и обработки информации локальной или по чертам? Возможно, на крайнем по слабости согласования конце континуума когнитивного стиля есть область повышенного риска аутизма - лица, попадающие на этот крайний конец, могут быть предрасположены к развитию аутизма, если им, к тому же, достаточно не повезло страдать социальными дефицитами (нарушением модели психического), видимыми при этом расстройстве.
Врезка 3. Интеграция информации в мозгу
В течении длительного времени ответственным за глобальную, интегративную и контекстно-зависимую обработку информации считалось правое полушарие. Лица с приобретёнными повреждениями правого полушария демонстрируют дефициты на визуально-пространственно-конструкционных задачах: удержание деталей, но утрату глобальной конфигурации (ссылка (a)). Рассуждения таких пациентов также становятся кусочными, сопровождаясь трудностями с увязыванием вербальной информации и извлечением сути (ссылка (b)). Работы по функциональным визуализациям также свидетельствуют о роли областей правого полушария в конфигурационных процессах. Финк с соавторами, используя фМРТ, обнаружили активизацию правой медиальной затылочно-височной извилины при внимании к глобальным аспектам иерархического рисунка (например, букве «H», составленной из букв «S») и активизацию левой нижней затылочной - при локальной фокусировке внимания (ссылка (c)). Электрофизиологические исследования, к тому же, свидетельствуют о повышенной активности правого полушария на глобальных (в противоположность локальным) задачах (ссылка (d)).
Поскольку люди с аутизмом демонстрируют кусочную обработку информации, а также повторяющееся стереотипное поведение (в норме подавляемое активностью в областях правого полушария; ссылка (e)), есть соблазн поискать источники аутизма среди правополушарных аномалий. На сегодняшний день, однако, имеется сравнительно мало убедительных данных о локализованных и конкретных структурных повреждениях. К настоящему времени по крайней мере в одном из исследований визуализаций мозга были найдены аномалии правого полушария у (трёх) лиц с высокофункциональной формой аутизма, синдромом Аспергера (ссылка (f)). Однако, также сообщались сведения о повреждениях в лимбической, фронтальной и мозжечковой областях - и нет никакой ясности, какие аномалии специфичны и универсальны при аутизме (ссылка (g)).
Ссылки
(a) Robertson, L.C. and Lamb, M.R. (1991) Neuropsychological contribution to theories of part/whole organization Cognit. Psychol. 23, 299-330
(b) Benowitz, L.I., Moya, K.L. and Levine, D.N. (1990) Impaired verbal reasoning and constructional apraxia in subjects with right hemisphere damage Neuropsychologia 23, 231-241
(c) Fink, G.R. et al. (1997) Neural mechanisms involved in the processing of global and local aspects of hierarchically organized visual stimuli Brain 120, 1779-1791
(d) Heinze, H.J. et al. (1998) Neural mechanisms of global and local processing: a combined PET and ERP study J. Cogn. Neurosci. 10, 485-498
(e) Brugger, P., Monsch, A.U. and Johnson, S.A. (1996) Repetitive behavior and repetition avoidance: the role of the right hemisphere J. Psychiatry Neurosci. 21, 53-56
(f) McKelvey, J.R. et al. (1995) Right-hemisphere dysfunction in Asperger's syndrome J. Child Neurol. 10, 310-314
(g) Frith, U. (1997) The neurocognitive basis of autism Trends Cognit. Sci. 1, 73-77
Центральное согласование и расширенный фенотип аутизма
В качестве когнитивного стиля, а не дефицита, слабое ЦС - интересный претендент на тот аспект аутизма, который передаётся генетически и характеризует родственников лиц с аутизмом. Мы в настоящее время сравниваем когнитивные стили у родителей детей с аутизмом, с дислексией и без расстройств развития (Ф. Хаппе, Дж. Брискман и У. Фрит, неопубликованные данные). Предварительные результаты показывают, что родители и, в особенности, отцы детей с аутизмом демонстрируют существенное превосходство в выполнении заданий, в которых предпочтительна локальная обработка информации: им отлично даются и ТЗФ, и (несегментированные) кубики Коса, и точные суждения о зрительных иллюзиях. Они также с большей вероятностью, чем отцы из других групп, дают локального характера завершения таких неоконченных предложений как «У моря вкус соли и…» («…перца»). Во всех этих аспектах они напоминают людей с аутизмом, однако для этих отцов их сфокусированный на деталях когнитивный стиль, как правило, является ценным качеством, а не дефицитом. Эти результаты хорошо согласуются с работой Барона-Коэна и коллег, в которой показывается, что родители детей с аутизмом быстры на ТЗФ [46] и избыточно представлены в таких профессиях как инженерное дело [47] (см., однако, контраргументы от Джаррольда и Раута [48]). Однако, в то время как Барон-Коэн и др. объясняют свои результаты в терминах превосходной «народной физики» (интуитивное понимание физических систем), гипотеза слабого ЦС предсказывает, что люди с аутизмом и их родственники будут характеризоваться искусностью только в тех механических системах, в которых даёт преимущество фокусировка на деталях. Слабость ЦС также простирается за пределы визуально-пространственной области и предсказывает кусочную обработку информации в вербальных задачах (см. выше), не описываемую просто превосходной «народной физикой».
Направления будущих исследований
К описанию при помощи ЦС остаётся много вопросов, не последние из которых относятся к установлению когнитивного и нейронного механизмов согласования. Следует ли нам думать о едином, централизованном механизме интеграции информации от различных модулей или систем в смыслы более высокого уровня? Или же центральное согласование следует рассматривать как свойство каждой из подсистем, установку по сравнительному приоритету глобальной или локальной обработки информации, повторяемую в мозгу? Этот вопрос может быть решён через наблюдения согласований у разных индивидов во многих областях, как внутри их, так и между ними - предсказывает ли, например, степень согласования на вербальных задачах степень согласования на визуально-пространственных задачах? Также подсказки по единству либо распределённости мозгового базиса ЦС могут дать нейропсихологические повреждения и изучение изображений мозга (см. Врезку 3).
Нерешённые вопросы
• Является ли слабое либо сильное согласование когнитивным стилем, проникающим во все уровни и области обработки информации? Какова траектория его развития?
• Что является нейронным базисом индивидуальных различий между локальной и глобальной обработкой информации?
• Существуют ли половые различия в согласовании, не зависящие от области (вербальной/визуальной)?
• Находятся ли люди с аутизмом в нормальном континууме по согласованию, или же существуют качественные различия в обработке ими информации, глобальная vs. локальная?
• Какова связь между центральным согласованием и исполнительными функциями?
• Является ли крайне слабое центральное согласование специфичным для лиц с аутизмом или же оно характеризует и другие клинические группы (например, с синдромом Вильямса)?
Маловероятно, однако, что аутизм покажет себя как результат повреждения, ограниченного одной областью мозга, - и как раз идея о ЦС предполагает диффузные различия в мозговой организации. Одно из интригующих открытий в этом отношении состоит в том, что у некоторых людей с аутизмом имеется более крупный или более тяжёлый мозг, чем в группе сравнения, с уплотнённой упаковкой клеток в некоторых регионах [49]. Возможно, это отражает аномалию числа нейронов, предположительно из-за сбоя в удалении лишних при развитии мозга. Работа избыточных нейронов, в свою очередь, может вести к неудаче в обработке информации для выявления сущности - другими словами, к недостаточности управления в целях когнитивной экономии как результату увеличенной ёмкости поэлементной обработки. Коэн представил численную модель аутизма, в которой недостаток обобщения возникал как результат увеличения числа элементов [50] - интересный пример того, как численный анализ может взаимодействовать с нейроанатомическими данными и психологической теорией, помогая разрешить загадку аутизма. Интригует мысль о том, что когнитивный стиль слабого согласования при аутизме, с сопутствующими ему ценными качествами и дефицитами, может явиться результатом «слишком богатого выбора» на нейронном уровне.
Ссылки
1 American Psychiatric Association (1994) Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th edition (DSM-IV), American Psychiatric Association
2 Baron-Cohen, S., Tager-Flusberg, H. and Cohen, D.J., eds (1993) Understanding Other Minds: Perspectives from Autism, Oxford University Press
3 Russell, J., ed. (1998) Autism as an Executive Disorder, Oxford University Press
4 Treffert, D.A. (1988) The idiot savant: a review of the syndrome Am. J. Psychiatry 145, 563-572
5 Frith, U. (1989) Autism: Explaining the Enigma, Blackwell Science
6 Bartlett, F.C. (1932) Remembering: a Study in Experimental and Social Psychology, Cambridge University Press
7 Navon, D. (1977) Forest before trees: the precedence of global features in visual perception Cognit. Psychol. 9, 353-383
8 Kimchi, R. (1992) Primacy of wholistic processing and the global/local paradigm: a critical review Psychol. Bull. 112, 24-38
9 Hermelin, B. and O’Connor, N. (1967) Remembering of words by psychotic and subnormal children Br. J. Psychol. 58, 213-218
10 Bhatt, R.S., Rovee-Collier, C. and Shyi, G.C.W. (1994) Global and local processing of incidental information and memory retrieval at 6 months J. Exp. Child Psychol. 57, 141-162
11 Freedland, R.L. and Dannemiller, J.L. (1996) Nonlinear pattern vision processes in early infancy Infant Behav. Devel. 19, 21-32
12 Kanner, L. (1943) Autistic disturbances of affective contact Nervous Child 2, 217-250
13 Coren, S. and Enns, J.T. (1993) Size contrast as a function of conceptual similarity between test and inducers Percept. Psychophys. 54, 579-588
14 Happé, F.G.E. (1996) Studying weak central coherence at low levels: children with autism do not succumb to visual illusions: a research note J. Child Psychol. Psychiatry 37, 873-877
15 Gregory, R.L. (1967) Eye and Brain, World University Library
16 Jarrold, C. and Russell, J. (1997) Counting abilities in autism: possible implications for central coherence theory J. Autism Devel. Disord. 27, 25-37
17 Heaton, P., Hermelin, B. and Pring, L. (1998) Autism and pitch processing: a precursor for savant musical ability Music Percept. 15, 291-305
18 Gepner, B. et al. (1995) Postural effects of motion vision in young autistic children NeuroReport 6, 1211-1214
19 de Gelder, B., Vroomen, J. and Van der Heide, L. (1991) Face recognition and lip-reading in autism Eur. J. Cognit. Psychol. 3, 69-86
20 Gerland, G. (1997) A Real Person: Life on the Outside (Trans. by J. Tate), Souvenir Press
21 Shah, A. and Frith, U. (1993) Why do autistic individuals show superior performance on the Block Design task? J. Child Psychol. Psychiatry 34, 1351-1364
22 Shah, A. and Frith, U. (1983) An islet of ability in autistic children: a research note J. Child Psychol. Psychiatry 24, 613-620
23 Jolliffe, T. and Baron-Cohen, S. (1997) Are people with autism and Asperger syndrome faster than normal on the Embedded Figures Test? J. Child Psychol. Psychiatry 38, 527-534
24 Mottron, L. and Belleville, S. (1993) A study of perceptual analysis in a high-level autistic subject with exceptional graphic abilities Brain Cognit. 23, 279-309
25 Mottron, L., Belleville, S. and Ménard, A. Local bias in autistic subjects as evidenced by graphic tasks: perceptual hierarchization or working memory deficit? J. Child Psychol. Psychiatry (in press)
26 Tager-Flusberg, H. (1991) Semantic processing in the free recall of autistic children: further evidence for a cognitive deficit Br. J. Dev. Psychol. 9, 417-430
27 Frith, U. and Snowling, M. (1983) Reading for meaning and reading for sound in autistic and dyslexic children J. Dev. Psychol. 1, 329-342
28 Snowling, M. and Frith, U. (1986) Comprehension in ‘hyperlexic’ readers J. Exp. Child Psychol. 42, 392-415
29 Happé, F.G.E. (1997) Central coherence and theory of mind in autism: reading homographs in context Br. J. Dev. Psychol. 15, 1-12
30 Plaisted, K., O’Riordan, M. and Baron-Cohen, S. (1998) Enhanced visual search for a conjunctive target in autism: a research note J. Child Psychol. Psychiatry 39, 777-783
31 Eskes, G.A., Bryson, S.E. and McCormick, T.A. (1990) Comprehension of concrete and abstract words in autistic children J. Autism Dev. Dis. 20, 61-73
32 Pring, L. and Hermelin, B. (1993) Bottle, tulip and wineglass: semantic and structural picture processing by savant artists J. Child Psychol. Psychiatry 34, 1365-1385
33 Ameli, R. et al. (1988) Visual memory processes in high-functioning individuals with autism J. Autism Dev. Disord. 18, 601-615
34 Ozonoff, S. et al. (1994) Executive function abilities in autism and Tourette syndrome: an information processing approach J. Child Psychol. Psychiatry 35, 1015-1032
35 Plaisted, K., Swettenham, J. and Rees, E. Children with autism show local precedence in a divided attention task and global precedence in a selective attention task (in press)
36 Brian, J.A. and Bryson, S.E. (1996) Disembedding performance and recognition memory in autism/PDD J. Child Psychol. Psychiatry 37, 865-872
37 Frith, U. and Happé, F. (1994) Autism: beyond ‘theory of mind’ Cognition 50, 115-132
38 Hobson, R.P., Ouston, J. and Lee, A. (1988) What’s in a face? The case of autism Br. J. Psychol. 79, 441-453
39 McKelvie, S.J. (1995) Emotional expression in upside-down faces: evidence for configurational and componential processing Br. J. Social Psychol. 34, 325-334
40 Takeuchi, A.H. and Hulse, S.H. (1993) Absolute pitch Psychol. Bull. 113, 345-361
41 Pring, L., Hermelin, B. and Heavey, L. (1995) Savants, segments, art and autism J. Child Psychol. Psychiatry 36, 1065-1076
42 Stoecker, J.J. et al. (1998) Long- and short-looking infants’ recognition of symmetrical and asymmetrical forms J. Exp. Child Psychol. 71, 63-78
43 Chynn, E.W. et al. (1991) Correlations among field dependence-independence, sex, sex-role stereotype and age of preschoolers Percept. Motor Skills 73, 747-756
44 Marendaz, C. (1985) Global precedence and field dependence: visual routines? Cahiers de Psychologie Cognitive 5, 727-745
45 Kramer, J.H. et al. (1996) Developmental sex differences in global-local perceptual bias Neuropsychology 10, 402-407
46 Baron-Cohen, S. and Hammer, J. (1997) Parents of children with Asperger syndrome: what is the cognitive phenotype? J. Cogn. Neurosci. 9, 548-554
47 Baron-Cohen, S. et al. (1997) Is there a link between engineering and autism? Autism 1, 101-109
48 Jarrold, C. and Routh, D.A. (1998) Is there really a link between engineering and autism? A reply to Baron-Cohen et al. Autism 2, 281-289
49 Piven, J. et al. (1995) An MRI study of brain size in autism Am. J. Psychiatry 152, 1145-1149
50 Cohen, I.L. (1994) An artificial neural network analogue of learning in autism Biol. Psychiatry 36, 5-20
51 Witkin, H.A. et al. (1971) A Manual for the Embedded Figures Test, Consulting Psychologists Press
Представленный выше материал - перевод текста
"Autism: cognitive deficit or cognitive style?", 1999 г.
Использованы цитаты из статьи Лео Каннера «Аутические нарушения аффективного контакта» в переводе В.Е. Кагана («Вопросы психического здоровья детей и подростков», 2010 (10), № 1 и № 2).