Мишель Доусон: Истоки ABA Терапии

Dec 07, 2013 11:45

Некоторые ошибочно полагают, что прикладной анализ поведения (ABA, ПАП?) существует «около 30 лет». На самом деле,  ABA как область существует значительно дольше - она уже вполне сформировалось где-то в начале-середине шестидесятых.  Специализированный журнал по прикладному анализу поведения (Journal of Applied Behavior Analysis, или JABA) появился в 1968 году.  В 1971 году Леонард Краснер опубликовал большой обзор, посвященный ABA, который содержал ссылки на примерно 400 избранных работ в этой области (Krasner, 1971).

Наиболее известными людьми, стоявшими у истоков ABA, были Bijou (ученик Скиннера), а также Baer и Birnbrauer. Ивар Ловаас (Lovaas), бихевиорист четвертого поколения (Watson-Skinner-Bijou-Lovaas), начал свою научную стажировку у Bijou в 1958 году, и в 1961 году вышла его первая статья. Однако, если искать точку отсчета, то самым первым исследованием оперантного обучения (operant conditioning) на людях была статья Фуллера, опубликованная в 1949 году: Fuller, P. R. Operant conditioning of a vegetative human organism. American Journal of Psychology, 62, 587-590 (1949). Со времени этой публикации, стало быть, прошло больше 60 лет.

Нижеследующий перевод заметки из блога Мишель Доусон (о ней самой и другие ее переводы смотри здесь, здесь и здесь) является кратким экскурсом в историю ABA терапии через призму статьи Фуллера, и может быть интересна своим критическим анализом.

Мишель Доусон
Истоки  ABA терапии

Когда речь заходит о поведенческо-аналитическом подходе к аутизму (aka ABA - johnlaurel), статья, с которой все началось, и которая задала тон всему тому, что должно было произойти позднее, была статья Фуллера (Fuller, 1949), - первое опубликованное исследование оперантного обучения на человеке.

Фуллер начинает свою статью с замечания, что классическое кондиционирование (т.е. научениe согласно Павлову - johnlaurel) уже тестировалось в «нормальных и в субнормальных» человеческих индивидах. Например, было установлено, что в случае электрошока «субнормальные» дети формировали условные рефлексы быстрее, чем «нормальные» дети. Однако, до настоящего момента, оперантное обучение (т.е. научение согласно Скиннеру - johnlaurel) тестировалось лишь на животных (“infra-humans”).  Фуллер получил разрешение - не упоминая от кого конкретно - произвести эксперименты на человеке, который, согласно описанию, был 18-летний «вегетативный идиот» заключенный в «заведение для слабоумных».

В отношении этого человека, который в дальнейшем обозначается как “S”, утверждалось, что он никогда не двигал своим туловищем или ногами, хотя причины этого не объясняются. Согласно Фуллеру, S  мог с ограничениями двигать головой, плечами и руками, но он не мог перевернуться или изменить свое положение на спине, в котором его оставляли, и в котором он находился целый день. S никогда не давали твердую пищу; жидкие или полужидкие продукты «впихивались ему в рот», сообщает Фуллер, в процессе чего  S  задыхался и кашлял. Хотя, как пишет Фуллер,  S не производил никаких звуков,  «в курсе эксперимента были слышны вокализации».

Эксперимент Фуллера начался с того, что  S лишили пищи на 15 часов. Шприц, наполненный теплым молочно-сладким раствором, который впрыскивался через угол рта  S, служил в качестве положительного стимула. Когда  S поднимал правую руку, ему давали небольшое количество этого раствора.

В конечном итоге S был доведен до кондиции, что после того, как его лишили еды на 5 часов, он поднял правую руку 19 раз в течении 16 минут. После чего он уснул. На следующее утро он поднял свою правую руку и одновременно открыл рот. И хотя ранее S также иногда поднимал свою левую руку, к этому времени он поднимал лишь правую руку.

В этот момент Фуллер декларировал успех эксперимента, а затем погасил реакцию путем удаления положительного стимула. Операция удаления заняла 70 минут, в течение которой S перестал поднимать правую руку. На этом эксперимент был завершен.

Фуллер пишет об S следующее:

«Интересная особенность этого исследования в том, что оно является примером филогенетического перекрывания. Хотя этот организм был человеческого происхождения, в плане поведения он был значительно ниже, чем большинство животных организмов (“infra-humans”) которые использовались в экспериментах по оперантному обучению - собак, крыс, кошек.»

Врачи в стационаре, в котором  S содержался в течение года, сообщили Фуллеру, что на протяжении 18 лет S вообще ничему не научился. Фуллер просто принял это как истину, хотя у него не было  релевантной информации о прошлом S,  и были лишь минимальные сведения о его настоящем. Благодаря этому результаты оперантного обучения произвели большое впечатление и на самого Фуллера, и на многих бихевиористов впоследствии. Ведь, в конечном счете, Фуллер обучил двигаться вегетативный организм - потрясающее и небывалое до тех пор достижение.

В том же роде Фуллер заключает следующее:

«В течении многих лет психологи экспериментировали главным образом с животными субъектами (“infra-humans”), и они отдавали предпочтение простому и слабо варьирующемуся поведению более примитивных организмов в рамках лаборатории. Вероятно, что если начать с нижней планки человеческой шкалы, то возникает возможность оказать воздействие на переход от поведения крысы к человеческому поведению.»

«Классическая» статья Фуллера, этот своего рода краеугольный камень в истории ABA, резонирует с тем, что заметно позже было сказано Иваром Ловаасом о человеческих существах с аутизмом:

«Видите ли, вам приходится начинать практически с нуля, когда вы работаете с аутичным ребенком. Перед вами человек в физическом смысле слова - у него есть волосы, нос, рот, но он не является человеком в психологическом смысле слова. Один подход к тому, что же можно сделать, чтобы помочь ребенку с аутизмом, заключается в том, чтобы сконструировать человека. У вас есть исходное сырье, но вам нужно из него построить человека.» (из интервью с Chance, 1974)

«В любом разе,  то, что обычно видно при встрече с аутичным ребенком, которому 2, 3 или даже 10 лет, это то, что у него есть все физические характеристики нормального ребенка - у него есть волосы, у него есть глаза и нос, он одет в штаны и рубашку, но у него нет элементов поведения, которые можно обозначить как однозначно «человеческие». Главная задача терапевта в этом случае, бихевиорист ли он или нет, является весьма значительной и удивительной: она заключается в том, что бы создать подлинно человеческий спектр поведения там, где его просто нет.» (Lovaas & Newsom, 1976)

«Используя другую аналогию, в начале терапии детей можно считать практически «чистой доской» (tabula rasa). В том смысле, что их можно рассматривать как очень незрелых молодых людей с очень незначительным опытом: таким образом, перед учителем ставится задача построения личности там, где ее еще нет.» (Lovaas & Smith, 1989)

«Мне было удивительно наблюдать за людьми с такими же, как у всех глазами, ушами, ногтями, которые бродили вокруг, но вместе с тем у них не было того поведения, которое можно было бы обозначить как социальное или человеческое. Теперь у меня появился шанс построить язык и другое социальное поведение там, где его не было: хороший тест для подхода, основанного на [оперантном] обучении.» (Lovaas, 1993)

Текущая доминирующая позиция, занимаемая адвокатами от аутизма, что аутисты не могут учиться, развиваться, общаться и вообще становиться людьми, в случае если они не включены в ABA программы, напоминает мне те допущения, которые делали бихевиористы по поводу S в экспериментах Фуллера. Они просто знают, подобно тому, как это знал Фуллер, что S никогда вообще ничему не научился до тех пор пока с ним рядом не оказался Фуллер.  Для этого Фуллеру не потребовалось никакой информации о прошлом S. Фуллер просто знал, что это были недочеловек в человеческой форме, вегетативный организм, который в общей схеме был ниже, чем крыса (и с которым обращались таким же образом). Все, что ему требовалось, это, не задаваясь вопросами,  просто найти этот вегетативный организм и начать с ним экспериментировать. Таким образом, Фуллер стал знаменит.  Так же как и он, Ловаас, позднее «строивший» человеческое поведение в аутичных детях (которого у них и в помине не было),  прославился своим  «строительством человека» там, где до этого, по его словам,  человека просто не существовало.

Список литературы:

Chance, P. (1974). "After you hit a child, you can't just get up and leave him; you are hooked to that kid": A conversation with O. Ivar Lovaas about self-mutilating children and why their parents make it worse. Psychology Today, 7, 76-84.

Fuller, P. R. (1949). Operant conditioning of a vegetative human organism. American Journal of Psychology, 62, 587-590

Lovaas, O.I. (1993). The development of a treatment-research project for developmentally disabled and autistic children. Journal of Applied Behavior Analysis, 26, 617-30.

Lovaas, O.I., & Newsom, C.D. (1976). Behavior modification with psychotic children. In H. Leiteberg (ed.), Handbook of Behavior Modification and Behavior Therapy. Englewoood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Lovaas, O.I., & Smith, T. (1989). A comprehensive behavior theory of autistic children: Paradigm for research and treatment. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 20, 17-29.

michelle dawson, Скиннер, discussion, skinner, lovaas, autism, Мишель Доусон, Ловаас, aba, behaviorism

Previous post Next post
Up