Сергей Михалок как майдан, частица и волна

Mar 05, 2014 13:26

Последние пару месяцев мы с Яной Сергеевной устраиваем перед сном минутку политинформации. Вчера на повестке дня был украинский музыкант Вакарчук. Постановили, что он молодец и ценный инструмент революции. Он достаточно умный, похоже что добрый и при этом делает доступную и не очень замысловатую музыку, что в совокупности дает ему возможность эффективно доносить правильные вещи до широких масс и в Донецке и во Львове.

- Вот у нас такого нет, - как обычно посетовал я.
- У нас есть Михалок, - напомнила Яна Сергеевна.

Когда вышел альбом «Культпросвет» я, помню, очень ругался на Михалка. Что, мол, поставил «Манифестом» слишком высокую планку и сам же не может ее теперь взять, лепит примитивную халтуру. Сейчас я понимаю, что «Манифест», таки да, был венцом его музыкальной карьеры, за которым, однако, последовал не застой или упадок, а трансформация. «Культпросвет», как и следующие за ним - сколько их там на сегодняшний день, пять, десять, сорок одинаковых альбомов? - в некотором, имеющем мало отношения к музыке смысле, явление более высокого порядка.

Не могу избежать соблазна применить любимую метафору, которой очень удобно затыкать дырки в таких рассуждениях. Творческий путь Михалка - это алхимический процесс. Он работал в черном с алкоголем, наркотиками и комическим закосом под пацана с района, работал в белом, очистившись от старых привычек и старой музыки, получил чистое золото альбома «Манифест», завершив тем самым работу в красном, и перешел в новое состояние. Михалок больше не делает поп-музыку. Он вообще больше не делает, а является. Чем-то принципиально иным.

Накопленный украинским народом революционный потенциал выплеснулся в проявленный мир в виде Майдана. Энергия белорусского народа аккумулировалась в Сергее Михалке. Он - телесное воплощение всего того, чем не получается быть всем нам; того, без чего белорусский Майдан невозможен. Он бесстрашен, вездесущ, неуловим, энергичен и мускулист. Он появляется внезапно и исчезает без следа. Вот он в Минске на фоне библиотеки, вот он в Киеве, вот он в Вильнюсе, который в день концерта полностью оккупируется белорусами. Я думаю, что при этом у Михалка нет многократной шенгенской визы, у него, возможно и паспорта-то нет. Какой там паспорт, какая виза, если не очень понятно, он вообще, частица или волна.

Бывают певцы революции. Дядя Юра Шевчук с его злободневными частушками и в майке «вся власть поэтам», Лявон Вольский с крамбамбулей, чесом на корпоративах и дележом наследия группы Н.Р.М.

Михалок - не певец революции, он - сама революция. Он одновременно наш Вакарчук, разгневанный народ, боевая сотня, строитель баррикады, сама баррикада и эта штука с крыльями на колонне в центре Майдана.



Одно только тревожит, не означает ли это, что в Беларуси никогда не произойдет революция, потому что уже произошел Михалок.
Previous post Next post
Up