1.
shablovskaya цитирует Н.И. Пирогова: "Чтобы наслаждаться уверенностью... нужно, чтобы голова была ни тяжелее, ни легче руки".
Вот, нефиг идеализировать лёгкость. Но интересно, что не наоборот.
2.
current_book пишет: "всем писателям антиутопий надо зазубрить одну вещь: кровавый режим должен быть не только отвратительным. он должен быть почти в той же мере притягательным", - и далее.
Она же дает ссылку на забавную штуку -
литература без обложки.
3.
bvlb приводит выписку из википедии о survival analysis - "разделе статистики, изучающем смерть биологических организмов и отказ механических систем"
4. Хорошо бы завести лорнет и лорнировать всех, кто говорит или делает то, что мне не нравится. Меньше слов, больше дела.
5. Я давно обращаю внимание на случаи, когда термины L-связи легко перетолковать в термины К-связи (можно вспомнить проведенную Р. Бриттоном аналогию между убежденностью в каких-нибудь идеях и катектированием объектов: "говоря об идеях, мы прибегаем к языку отношений" и так далее). Так, о kinks и squicks (последние, понятное дело, - не что иное, как чужие кинки) можно, я думаю, говорить не только в применении к фанфикшну, но и к идеям. Меня, например, сквикают любые красивые, закругленные теории. О кинках тоже можно будет подумать на всякий случай.
6. stumbleupon.com, посмотрев на мои интересы, порекомендовал добавить bizarre/oddities, alcoholic drinks и mythology.
7. Решили немножко посамообучаться новогреческому. Я, впрочем, наверняка быстро сникну, тем более без преподавателя, но тогда можно будет переключиться на испанский как язык-посредник с баскским, а то англо-баскские учебные материалы, похоже, не так легко найти. Пока же думаю о бартере - обучать кого-нибудь английскому в обмен на новогреческий.
В университете я учила древнегреческий, но, как мне казалось, вполне безуспешно; теперь же выяснилось, что я помню ровно достаточно для того, чтобы он сейчас создавал помехи (но недостаточно, чтобы что-нибудь на нём прочесть или усечь какую-нибудь закономерность). Я думаю, это вполне работает как пример ψ, элемента второй колонки "Таблицы" У. Биона, - знания, преграждающего путь новым знаниям, если предельно и нелепо обобщить.
Для развлечения от развлечения я заглядываю в статьи о "Гарри Поттере" в греческой википедии, ища знакомые имена и названия. Очень нравятся слова Ντάρμστρανγκ, Άλμπους Ντάμπλντορ και и Θανατοφάγοι. А никто не знает, к слову, как сделать так, чтобы клавиатура переключалась только между английским и русским, а новогреческий всплывал только при нажатии определенной комбинации клавиш - Ctrl+0 или еще какой-нибудь там (Windows)?
8. И кстати - наткнулась на книжку о "Гарри Поттере", где он рассматривается
в зеркале викторианской культуры и английского Текста Первой мировой войны.
Раздел о вписанности сюжетной функции Лили Поттер (Эванс) в викторианский канон мне показался довольно убедительным.
9. В журнале "New Scientist" за декабрь-месяц, который я время от времени читаю, фотография живого гигантского осьминога приводится с длинным лирическим комментарием, где, помимо прочего, сказано: "Фотографу настолько удался снимок, что складывается впечатление, будто перед нами элемент натюрморта".
10. Bion, W.R., Cogitations. Edited by Francesca Bion. London: Karnac Books (1992)
Mental health
The man who is mentally healthy is able to gain strength and consolation and the material through which he can achieve mental development through his contact with reality, no matter whether that reality is painful or not. This view may owe its origins to experience in no way metaphysical, but such as might be achieved through failure to admit the existence of a physical hazard to physical progress and the resultant fall. The reciprocal view is that no man can become mentally healthy save by a process of constant search for fact and a determination to eschew any elements, however seductive or pleasurable, that interpose themselves between himself and his environment as it really is. As a psycho-analyst I include the man’s own personality as a part, and a very important part, of his environment. By contrast it may be said that man owes his health, and his capacity for continued health, to his ability to shield himself during his growth as an individual by repeating in his personal life the history of the race’s capacity for self-deception against truth that his mind is not fitted to receive without disaster. Like the earth, he carries with him an atmosphere, albeit a mental one, which shields him from the mental counterpart of the cosmic and other rays at present supposed to be rendered innocuous to men, thanks to the physical atmosphere.
p. 192
[Bion’s copy of The Future of an Illusion (1927c) is heavily annotated. The following passage is written at the end of Chapter II, p. 14. - comment by F. Bion]
Reading this chapter seems to show the extent to which the advance of psycho-analysis renders its own formulation obsolete. Freud has for the foundation of his discussion, as its realization, his own conjectures on the nature of the civilization. He then has theories about the conjectures. Because the conjectures are those of a man of genius, they command attention. But there is no recognition of the status of the conjectures or of the status of theories about conjectures. In psycho-analysis it is assumed that a theory is false if it does not seem to minister to the ‘good’ of the majority of mankind. And it is a commonplace idea of good. The whole idea of ‘cure’, of therapeutic activity, remains unscrutinized. It is largely determined by the expectations of the patient though this is questioned in good analysis (as I know it). But in nuclear physics a theory is considered to be good if it aids the construction of a bomb that destroys Hiroshima. Too much of the thinking about psycho-analysis precludes the possibility of regarding as good a theory that would destroy the individual or the group. Yet there will never be a scientific scrutiny of analytic theories until it includes critical appraisal of a theory that by its very soundness could lead to a destruction of mental stability, e.g. a theory that increased memory and desire to a point where they rendered sanity impossible.
p. 378
Душевное здоровье
Душевное здоровье подразумевает способность черпать силы и находить утешение, а также материал, необходимый для психического развития, в контакте с реальностью, каким бы болезненным тот ни был. Эта точка зрения проистекает из опыта - не метафизического, но построенного на отрицании физических опасностей, угрожающих физическому же выполнению стоящих перед человеком задач, а также упадка и умирания, к которым эти опасности приводят. И наоборот, считается, что душевное здоровье недостижимо без постоянного поиска фактов и твёрдого намерения избегать любых миражей, встающих между человеком и реальностью его среды, какими бы соблазнительными и приятными они ни были. При этом, как психоаналитик, я считаю собственную личность человека важной частью его среды. С другой стороны, можно сказать, что неотъемлемое условие устойчивого душевного здоровья - это способность человека к самозащите от истины и воспроизведению общечеловеческой истории самообмана, призванного предотвратить психическую катастрофу. Подобно тому, как физическая атмосфера Земли защищает человека от космических и иных лучей, человек окружает себя атмосферой, которая обезвреживает их психические аналоги.
с. 192
[Принадлежавший Биону экземпляр «Будущего одной иллюзии» испещрен его пометками. Этот отрывок написан в конце 2 главы. - примечание Ф. Бион]
Эта глава показывает, как развитие психоанализа приводит к устареванию его собственной понятийной системы. В основе размышлений Фрейда лежат его догадки о природе цивилизации, на материале которых он затем выстраивает некую теорию. Эти догадки заслуживают внимания, потому что их высказывает гениальный мыслитель, однако и статус самих догадок, и статус теорий о них нам еще только предстоит осмыслить. Психоаналитическая мысль зиждется на предпосылке, будто теория, не способствующая «благу» большей части человечества, заведомо ложна, причём «благо» понимается самым тривиальным образом. Идея «излечения» и вообще терапевтической деятельности не подвергаются исследованию. В большой степени, её определяют ожидания пациента, хотя в хорошем психоанализе (как его понимаю я) последние сами становятся предметом анализа. Между тем, в ядерной физике теория, которая позволила создать бомбу, разрушившую Хиросиму, считается вполне хорошей; чрезмерная же поглощенность психоанализом мешает считать хорошей теорию, разрушительную для личности или для группы. Однако психоанализ не сможет стать научным, пока теории, настолько здравые, что это делает их несовместимыми с психической устойчивостью, не будут подвергнуты критической оценке - это, например, относится к теории, которая привела к такому росту памяти и желания, что душевное здоровье стало невозможным.
с. 378
- совместно с
bvlb.