в которых мне попались знакомые слова.
То есть в т.ч. к
этому (и ранее).
"This fallen world in which we live Blake called ‘generation’. In this, a world of the ‘human illusion’ of physicality and finite time, there were specifically two obstacles to a divine reunion of the self, namely the division of the sexes and the existence of generations. These are precisely the two ingredients that psychoanalysis has found to be the essential components of the Oedipus situation, the first unalterable facts of life that confront our wishful thinking with a disagreeable necessity [...]" Pp. 183-4
"Падший мир, в котором мы живём, Блейк называет "generation" [что означает и поколение, и род, и порождение]. В этом мире "человеческой иллюзии" материальности (телесности) и конечности времени два препятствия встают на пути к божественному воссоединению с собой: а именно, разделение полов и существование поколений. Они в точности совпадают с двумя ключевыми элементами, которые психоаналитики выделяют в Эдиповой ситуации, и представляют собой первые неизменные и непоколебимые факты, с которыми неизбежно сталкивается наша склонность выдавать желаемое за действительное [...]"
"Beulah is a place where both libidinal and epistemic narcissism can be fully realised while object relationships of a sort are retained, because ‘I am in you and you are in me, mutual in love divine’ (Keynes, G. (ed.) Blake: Complete Writings, Oxford: Oxford University Press, 1959, p. 622). [...] As he says in The Marriage of Heaven and Hell, ‘Everything possible to be believed is an image of truth’ (Blake, W. The Marriage of Heaven and Hell, ed. Max Plowman, London and Toronto: J.M.Dent & Sons; reproduced in facsimile from the original copy of 1825-7 in Fitzwilliam Museum, Cambridge, 1927, p. 8) and all is particularity; there is no generality. This is in stark contrast to the world of experience, where objectivity is attempted, the reconciliation of ideas demanded and general truths promulgated. This fallen world of experience, ‘generation’, is a place where differences of generation and gender cause havoc and murder. [...] For Blake, Beulah was a [...] ‘a place where Contraries are equally True’ (Keynes 1959:518)." P. 189
"Беула - это то самое место, где могут быть полностью реализованы принципы как либидинального, так и эпистемического нарциссизма и при этом сохранены определенного рода объектные отношения, ибо "я в тебе и ты во мне, объединенные божественной любовью". [...] Как Блейк пишет в "Бракосочетании Рая и Ада", "всё, во что можно верить, есть один из образов истины"; всё - частность и нет никакой всеобщности. Это резко противопоставляется миру опыта, где возможно стремление к объективности, где идеи должны быть последовательны и где провозглашаются общие истины. В этом падшем мире опыта, или "generation", различия между поколениями и полами приводят к разрушениям и убийствам. [...] Для Блейка Беула - это "место, где противоположности истинны в равной мере"
[Это, конечно, вызывают ассоциацию с понятиями симметризации и би-логики, как их использует И. Матте-Бланко; сам Бриттон упоминает system Ucs.]
"Blake sees the fate of humankind in a world of generational and sexual difference as one of jealousy and murderousness. We can be delivered from this only by a redemptive belief fortified by vision, and by the journey through the soft sexual delusions and moony lustre of Beulah en route to an eternity in which the distinctions between subject and object, male and female, self and other, human and divine are finally abolished" P. 195
"Блейк считает, что в мире межпоколенческих и межполовых различий человечество обречено на ревность и кровожадность. Спасти нас может только искупительная вера, подкрепленная визионерством, а также путешествие по полной "вкрадчивых эротических иллюзий" и "мягкого лунного блеска" Беуле, ведущее к вечности, в которой различия между субъектом и объектом, мужчинами и женщинами, собой и другими, человеческим и божественным будут окончательно уничтожены" С. 195
[на всякий случай, отрывок из
поэмы "Milton", откуда цитаты:
Record the journey of immortal Milton thro' your Realms
Of terror & mild moony lustre, in soft sexual delusions
Of varied beauty, to delight the wanderer and repose
His burning thirst & freezing hunger!
Немного, кстати говоря, смахивает на описание фанфикшна - ну, в моем восприятии.]
При этом Бриттон говорит, что, по его мнению, картина мира, показанная Блейком в его произведениях, весьма далека от истины, но что это не отменяет величия его поэзии, потому что сам-то Блейк искренне полагал, будто она истинна (а если бы не полагал - то и поэзия была бы препаршивая). Я с этим не могу не согласиться.
К
этому (и далее).
Бриттон упоминает знаменитый отрывок из работы Фрейда "Эго и Ид", где тот говорит об Эго как о "frontier creature" и слуге трёх господ: внешней реальности, Ид и Супер-Эго, - вынужденном между ними маневрировать и учитывать их противоречащие друг другу требования. И далее Бриттон говорит:
"This suggests that there is an attachment to the truth and to reality in all of us, i.e. to discovering the way things are, which conflicts with our own wishful thinking, i.e. the way we would like things to be, and also conflicts with beliefs based on morality, i.e. the way we think things ought to be. In other words, the reality principle is always in conflict with the pleasure principle and its upmarket version the morality principle" P. 199
"Можно предположить, что каждый человек неизбежно устанавливает связь с истиной и реальностью, то есть пытается выяснить, каковы вещи на самом деле, что вступает в противоречие с нашей склонностью выдавать желаемое за действительное (то есть тем, какими мы хотели бы, чтобы вещи были), с одной стороны, - а также с убеждениями, основанными на морали (то есть с тем, какими, как нам кажется, вещам следует быть) - с другой. Иными словами, принцип реальности всегда сталкивается с принципом удовольствия, а в своем рафинированном варианте - и с приципом морали"
В пресловутом "консервативном" фанфикшне и вообще в фэндомном подходе принципы удовольствия и морали, как мне кажется, нередко смыкаются, а иногда первый колонизирует структуры второго (аморальность же нередко отводится в автора канона - или, например, в недостаточно канонически настроенных фикрайтеров). Но всё это, конечно, не во фрейдовском смысле или не совсем в нём.
Косвенной иллюстрацией для меня служит, например,
эта картинка из сообщества "Harry Potter Shipping Confessions". Или вот
эта (оттуда же).
К
этому.
"I suggested in Chapter 1 that pathological organisations are sustained by counter-belief systems which organise present and future knowledge in such a way as to protect the individual from his or her own latent beliefs. These counter-belief systems are most pronounced and vehemently articulated when they are believed by the individual to be the only barrier between the individual and a catastrophe producing psychic chaos or a mental abyss. This chaos is felt to be kept at bay only by the continuous affirmation of the counter-belief system, and anything that is likely to throw doubt on that belief system has to be violently resisted" Pp. 193-4
"В главе 1 я предположил, что патологические психические организации поддерживаются за счёт систем контр-убеждений, которые организуют познание таким образом, который бы позволил защитить человека от его(её) собственных латентных убеждений. На этих контр-убеждениях особенно страстно настаивают (и формулируют их в особенно веской форме), когда кажется, что они последняя преграда между человеком и катастрофой, которая неизбежно приведет к тому, что воцарится психический хаос или разверзнется внутренняя бездна. В таких случаях этот хаос сдерживается только непрерывными подтверждениями этой системы контр-убеждений, а всё, что может бросить тень сомнения на эту систему, неизбежно вызывает яростное сопротивление"
Ronald Britton. Belief and imagination: explorations in psychoanalysis. London and NY: Roultledge (1998)
Книжка совершенно прекрасная, но это и так понятно. Подумываю теперь о "Man's Picture of His World" Р. Мани-Кёрла, благо она есть в сети и у меня в компе. Кстати говоря, таки ни у кого нет "Cogitations"? Если есть, пришлите, пожалуйста.
И некстати. В понедельник
будет лекция Анатолия Рясова об Антонене Арто (Москва). Надеюсь, и про "иероглифических персонажей, ритуальных костюмов, десятиметровых манекенов, являющих собою образ бороды короля Лира в бурю, музыкальных инструментов высотой в человеческий рост, а также предметов неизвестной формы и назначения" тоже расскажут. Я даже думаю стаскаться туда, если не срубит, как обычно, лень.